Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Афразийские языки

Афразийской эта семья называется потому, что ее представители населяют Северную Африку и Юго-Западную Азию. Однако более распространен традиционный термин семито-хамитские языки, неудобный лишь тем, что создает иллюзию о наличии особых, «хамитских», языков.

Проблема прародины афразийцев еще не решена. Согласно одной гипотезе, предки афразийских народов в глубокой древности (более восьми тысяч лет назад) жили в Сахаре. Постепенное усиление засушливости приводило к сокращению пастбищ для овец и коз и вынуждало людей переселяться на новые места. Миграции происходили очень медленно (ведь тогда еще не были одомашнены ни лошадь, ни верблюд).

Судьбы переселенцев складывались по-разному. Одни остались кочевыми скотоводами, другие перешли к примитивному земледелию, третьи создали замечательные цивилизации, изменившие судьбы окружающего мира. Впрочем, некоторые лингвисты ищут первоначальный очаг афразийских языков в Юго-Западной Азии.

Семитская группа (280 млн)

С V тысячелетия до н.э. семиты заселяли степи Аравии, которая затем пять тысяч лет оставалась тем очагом, откуда волны завоевателей захватывали соседние страны. В лингвистическом отношении семитские языки делятся на четыре подгруппы: 1) центральную (самую архаичную) с единственным языком — арабским, 2) северо-восточную, совпадающую с аккадским языком, 3) северо-западную и 4) южную.

Первая волна семитов, выселившихся из Аравии, в IV тысячелетии продвинулась в Двуречье (Месопотамию), где вступила в контакт с цивилизацией Шумера. Древнейшие надписи на аккадском (ассиро-вавилонском) языке относятся к XXV в. до н.э., исполнены они шумерской клинописью. В XXIV в. до н.э. аккадскому царю Саргону на время удалось объединить под своей властью все Двуречье. Хотя это царство скоро распалось, аккадский продолжал распространяться и через несколько веков стал главным языком страны.

Политическая гегемония попеременно переходила от Вавилона (при царе Хаммурапи — XVIII в. до н.э.) к Ассирии и обратно. В начале II тысячелетия сформировался литературный язык на основе диалекта Вавилона (старовавилонский). Ослабление обоих царств в борьбе с хурритами и хеттами (XVI в. до н.э.) и новый подъем в дальнейшем способствовали выработке новой нормы (младовавилонской), сохранившейся до конца существования аккадского языка. Последний подъем политического могущества связан с образованием Ассирийской империи, захватившей все Двуречье, Сирию, Палестину, значительную часть Малой Азии. Ассирийские цари проводили сознательную политику насильственного перемещения племен и народов в целях ассимиляции врагов, но эта же политика привела к ослаблению позиций аккадского языка. В 612 г. до н.э. Ассирия погибла под ударами мидян и вавилонян. Ее сменило Нововавилонское царство, (Навуходоносор II), но и оно было разгромлено персами в 539 I. до н.э. С тех пор аккадский язык постепенно уступает место арамейскому. Последние письменные памятники аккадского языка относятся к I в. до н.э.

Ассиро-вавилонская цивилизация оказала огромное влияние на формирование религиозных, общекультурных и научных представлений у окружающих народов, а через них — и у народов всего мира. В иудаизме, многочисленных культах эпохи эллинизма, наконец, в христианстве повторяются идеи вавилонян и их мифологические сюжеты (иногда до мельчайших подробностей).

Когда мы строим нашу жизнь по ритму семидневной недели, то следуем практике Вавилона. Когда мы делим сутки на 24 часа, час — на 60 минут, а минуту — на 60 секунд, мы продолжаем традиции математиков Аккада и Шумера, у которых была принята шестидесятеричная система счисления.

Северо-западная подгруппа включает семитские диалекты II и I тысячелетий до н.э., распространенные в Сирии и Палестине. Древнейшие диалекты могут считаться вариантами одного и того же ханаанейского языка. Самые древние надписи на этом языке обнаружены на Синайском полуострове (первая половина II тысячелетия до н.э.). Основная масса документов на древнеханаанейском языке найдена в развалинах Угарита (приморский город в Сирии) (XV—XIII вв. до н.э.).

Прямое продолжение древнеханаанейского языка — финикийский (само греч. сроткеюс ‘финикийский’, возможно, есть продолжение названия страны Ханаан). Финикийцы в древности жили по восточному берегу Средиземного моря (совр. Ливан и Израиль) — в городах Тир, Сидон, Библ и др. С X в. до н. э. они начали колонизацию берегов Средиземного моря (острова Кипр, Сицилия, Сардиния, юго-восточные берега Испании), самая знаменитая их колония — Карфаген (совр. Тунис). Финикийцы Сказались первым морским и торговым народом, их морской флот служил и египетским фараонам, и персидским царям. По мере эллинизации Сирии и Палестины финикийский язык здесь исчезал. Зато наступил расцвет Карфагена, где этот язык назвали пуническим. В этом варианте финикийский язык, вероятно, дожил до арабского завоевания (VII в. н.э.). От финикийско-пунической литературы ничего не осталось, сохранились лишь надписи (XI в. до н.э. — IV в. н.э.).

Главный вклад финикийцев (ханаанейцев) в мировую культуру — создание алфавитного письма.

Первоначально не отличался от ханаанейского языка иврит (древнееврейский), ставший литературным языком евреев.

Объединение еврейских племен в племенной союз Израиль произошло в XII в. до н.э. в Палестине. В борьбе с индоевропейцами-филистимлянами (жившими в районе совр. Газы) возникло и царство Израиль (1020 г. до н.э.). Затем оно распалось на два царства: Израиль и Иудею. В конце VIII в. до н.э. ассирийские цари переселили население Израиля за пределы Палестины, и оно скоро ассимилировалось среди окружающих народов. В начале VI в. до н. э. Навуходоносор переселил большинство иудеев в Двуречье. Однако победа персов положила конец «вавилонскому пленению», и большая часть евреев вернулась в Палестину. Во II— I вв. до н. э. существовало независимое Иудейское царство, покоренное затем Римом. После двух неудачных восстаний, жестоко подавленных римлянами, почти все евреи были изгнаны из Палестины (135 г. н.э.). В основном они распространились по территории Римской империи, а часть бежала в Вавилон.

Древнейшие надписи на иврите восходят еще к X в. до н.э., но основной памятник еврейской литературы — Библия (христиане называют еврейскую часть Библии Ветхим Заветом, а христианскую часть, написанную на греческом языке, — Новым Заветом). Состав Библии окончательно сложился только в первые века нашей эры (отдельные поэтические отрывки восходят к XII в. до н.э.). Она содержит мифы и предания, исторические хроники, религиозно-этические тексты. Первоначально христианство, ставшее впоследствии мировой религией, было лишь ответвлением иудаизма. Иудаизм и христианство сильно повлияли на ислам. Таким образом, мифология, поэтические образы, многие идеи Библии сохранились в литературе христианских и мусульманских народов. Отражения языка Библии представлены в многочисленных пословицах и фразеологизмах, которые можно найти в языках Европы и Азии (например: козел отпущения, золотой телец; кто сеет ветер, пожнет бурю и т. п.).

Ко II в. н.э. иврит сохранялся как язык живого общения только в сельских местностях (в основном говорили по арамейски), но он остался литературным языком евреев. К V в. н.э. сложился кодекс законов и правил поведения, легенд и преданий — Талмуд. Богатая литература на иврите создавалась и позднее (особенно в XI—XV вв.).

Иврит оставался языком культа у всех евреев диаспоры независимо oт того, на каком языке они говорили (на идиш, немецком, английском, арабском, татском, таджикском, испанском или на каком-либо другом). В конце XIX в. возник сионизм — движение за переселение евреев в Палестину, и здесь, на исторической родине, стал осуществляться уникальный лингвистический эксперимент: стал возрождаться язык, до этого находившийся в состоянии анабиоза. В 1948 г. было создано государство Израиль, и иврит был объявлен там государственным языком. Сейчас на иврите говорят более 3 млн человек.

К северо-западной подгруппе относится также арамейский язык (раньше его называли халдейским языком), в X в. до н.э. распространенный в Сирии. В эпоху возникновения больших империй на Ближнем Востоке (ассирийской, вавилонской и особенно персидской) арамейский койне стал международным языком, а к началу нашей эры он полностью заменил собой ханаанейский и аккадский языки, т. е. стал общим языком Палестины, Сирии и Месопотамии. После введения ислама арамейский постепенно уступил место арабскому.

На арамейском языке есть надписи (VIII в. до н. э. — II в. н. э.) и обширная литература: некоторые главы Библии и Талмуда, переводы с иврита. Язык арамейцев-христиан называют сирийским (с III в. н.э.), он остается языком религии некоторых христианских церквей Ближнего Востока (несториан и яковитов). Сохранились и живые диалекты арамейского языка: новоассирийский (300 тыс.), на котором говорят несториане в Иране, Ираке и Сирии. В нашей стране этим языком владеют 5 тыс. человек.

Арабский язык (245 млн) получил широчайшее распространение благодаря исламу. До VII в. н. э. арабы жили в степях Аравии. Проповеди основателя ислама Мухаммада сплотили арабов в единое теократическое государство (начало VII в.). После его смерти мусульмане начали завоевательные походы в соседние страны. Византия и Персия к этому времени окончательно изнурили друг друга в многовековых войнах; арабов ждал быстрый успех. За 12 лет при первых двух халифах (Абу Бакре и Омаре) были завоеваны Сирия, Палестина, Египет, Ливия, Ирак, Иран. При халифах Омейядах (661—750), столицей которых был Дамаск, завоевания арабов раздвинулись до Кавказских гор на севере, до Тянь-Шаня и Инда на востоке, до Атлантики на западе. Покоренные народы принимали новую религию, вместе с исламом усваивался арабский язык. Прошло несколько веков, и на арабский язык перешли те, кто раньше говорил на арамейском и коптском.

Отдельные надписи на арабском языке восходят к II в. до н. э., однако можно сказать, что до ислама арабы практически письменностью не пользовались. Главной книгой исламской литературы стал Коран. В это же время записывается богатая доисламская поэзия арабов. Так возник литературный арабский язык.

Единство халифата сохранялось до середины VIII в., потом от него откололась Испания. От Багдадского халифата отпадают затем Магриб (VIII в.), Иран и Египет (X в.). Но политический распад уже не мог помешать единству культуры. Литературный арабский язык играл такую же роль на Востоке, как латинский в Европе. Расцвет арабской культуры относится к VIII—XIII вв. В это время арабские страны в экономическом и культурном отношении стояли выше европейских, и не удивительно, что европейские языки заимствовали множество арабских слов (особенно после крестовых походов).

К XIII в. определились границы некоторых стран на периферии арабского мира, которые с тех пор жили относительно замкнутой жизнью (Марокко, Тунис, Йемен). В центре же было достигнуто единство, когда в Египте стали править мамлюки, отбившие наступление монголов и изгнавшие крестоносцев из Палестины и Сирии. С XVI в. арабские страны попадают в зависимость от Турции.

В XIX в. начинается экспансия европейцев: к середине века французы полностью захватили Алжир, в 1882 г. англичане установили контроль над Египтом, позднее французский протекторат был установлен в Тунисе, затем в Марокко, Ливию захватили итальянцы. После Первой мировой войны фактическая власть Англии распространилась на Ирак и Палестину, власть Франции — на Сирию и Ливан. Перелом наступил только после Второй мировой войны. Одна за другой арабские страны освобождались от владычества колонизаторов.

Лингвистическая ситуация в арабских странах довольно сложна. С одной стороны, существует классический арабский язык — язык науки и образования, язык прессы и литературы. С другой стороны, существуют живые арабские диалекты, примерно так же отличающиеся от классического языка, как романские языки XII в. отличались от классической латыни. Неграмотный житель Египта не понимает, например, алжирца. Возвышение диалектов до положения литературных языков способствовало бы лингвистическому сепаратизму, а это противоречит растущему стремлению арабов к единству.

Лишь один из живых арабских диалектов стал литературным языком (с латинской графикой) — мальтийский (400 тыс.) на острове Мальта.

К южной подгруппе относятся древний сабейский язык (в Йемене), известный по многочисленным надписям (VIII в. до н.э. — VI в. н.э.), и живые бесписьменные языки: мехри — на востоке Южного Йемена, шахри — на юге Омана и сокотри — на острове Сокотра. Но основная часть языков этой подгруппы находится в Африке. Сабейцы проникли в Африку еще до н.э. В IV в. они приняли христианство, что способствовало переводу христианской литературы на эфиопский язык (или геэз). Уже в X в. эфиопский не употреблялся в устном общении, но продолжал оставаться литературным языком. Он и сейчас остается языком эфиопской церкви. Потомком эфиопского является тигринъя (или тиграи) (6 млн.) вокруг г. Аксум. Близок к нему язык тигре (900 тыс.) в Эритрее.

Государственным языком Эфиопии является амхарский язык (более 22 млн), распространенный в центре Эфиопского нагорья. Все эфиопские языки испытали сильное влияние кушитского субстрата.

Египетская группа

Египетская группа представлена единственным древнеегипетским языком, прошедшим много стадий развития. Египтологи обычно выделяют пять таких периодов (египетский язык — рекордсмен-долгожитель. Непрерываемую историю живого языка Можно проследить на протяжении 47 веков).

Староегипетский язык начинается с первых памятников письменности (XXX в. до н.э.) и кончается с падением Древнего царства и распадом Египта (XXIII в. до н. э.). От этого периода, совпавшего со временем строительства пирамид, сохранилось множество магических формул, гимнов богам («тексты пирамид»). В XXI в. до н.э. вновь происходит объединение страны под властью фараонов Верхнего Египта. Начинается этап среднеегипетского («классического») языка — эпоха расцвета литературы, первых научных сочинений. Среднее царство пало в результате нашествия гиксосов, но среднеегипетский язык оставался литературным до конца XV в. до н. э. Новоегипетский язык (XVI—VII вв. до н.э.) в грамматическом отношении существенно отличается от классического.

В I тысячелетии до н. э. Египет слабеет. На троне фараонов все чаще сидят чужеземные цари (ливийцы и эфиопы, персы и греки). С I в. до н.э. Египет — римская провинция. Этот период истории египетского языка называется демотическим — по названию вида письма (VII в. до н.э. — V в. н.э.).

В III в. н. э. египетские христиане приспособили к своему языку греческий алфавит. Египетский язык на этом заключительном этапе называется коптским. Богатая коптская литература процветала до конца IX в., затем коптский язык начинает уступать место арабскому, к концу XVII в. он полностью исчезает из живого употребления. Тем не менее коптский остается церковным языком египетских христиан коптов.

Кушитская группа (37 млн)

Кушитские, языки занимают самую восточную часть Африки (на восток от Нила) — от тропика до экватора. Эфиопские языки, вклиниваясь в этот массив, членят его на несколько подгрупп. На севере (в Судане) распространен язык бедауйе, или беджа, (1,3 млн). Восточная подгруппа включает такие языки, как сомали (10 млн), афар, или данакиль (1 млн), и оромо (18 млн). Наконец, в Танзании есть кушитский язык ираку (350 тыс.).

Особую подгруппу образуют омотские языки (900 тыс.), распространенные на крайнем юго-западе Эфиопии.

Берберская группа (около 13 млн)

От древнего нумидийского языка остались краткие надписи (с III в. до н.э.).

Живые берберские языки сохранились среди арабского окружения либо в горах Марокко и Алжира, либо в оазисах Сахары (от Сенегала до Египта). Почти не подверглись арабскому влиянию диалекты языка тамашек (около 1,5 млн), т.е. диалекты туарегов, кочующих в Сахаре или живущих оседло по среднему течению Нигера.

Чадская группа (около 40 млн)

Языки этой группы представлены в Северной Нигерии, Северном Камеруне и на юге Нигера и Чада. Самый важный из них — язык хауса (более 30 млн, письменность с XVIII в.). С XIV в. существует своеобразная мусульманско-африканская городская цивилизация хауса. Хотя хауса не объединялись политически, их влияние постепенно охватывало соседние земли, так что сейчас это самый многочисленный народ к югу от Сахары.

А.Я.ШАЙКЕВИЧ - "ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКУ"

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика