Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Алжира стр. 2

Пиратское государство и османское правление. В конце XVI — начале XVII в. основным источником доходов для правителей Алжира стало пиратство, поскольку торговые суда мусульманских государств Северной Африки не допускались в европейские порты. Город Алжир между 1560 и 1620 г. стал пиратским городом-государством. В связи с этим побережье Алжира попытались взять под контроль испанцы. Борясь с испанской экспансией, алжирские пираты способствовали включению территории Северной Африки в состав Османской империи. Пират Хайредаин по прозвищу Барбаросса, происходивший из семьи греков-христиан, решил захватить часть африканского побережья. Заручившись поддержкой султана Сулеймана Великолепного, получив от него титул беглербея (губернатора) Алжира и 2 тыс. янычар, он подчинил власти султана земли от Константины до Орана. Город Алжир стал центром османской власти в Северной Африке. С 1587 г. была установлена регулярная османская администрация. Правители получили титул паши и сменялись Стамбулом раз в три года. Турецкий стал официальным языком, арабы и берберы лишились административных постов. Территория Алжира была разделена на три бейлика (провинции) — Константину, Титтери (Медеа) и Маскару (современный Оран). Гарнизон янычар расширился до 15 тыс. чел., однако их доходы по-прежнему во многом зависели от успеха деятельности таифы (пиратской общины). В XVII в. Османская империя вступила в полосу упадка, и, как следствие, местные правители обрели большую самостоятельность. Власть, изначально принадлежавшая назначаемому из Стамбула паше, в 1659 г. была захвачена янычарским агой. В 1671 г. таифа сместила агу и поставила нового лидера, получившего тунисский титул дея. В 1689 г. право избирать дея перешло к дивану, в котором первоначально доминировали яныча¬ры. Однако уже в XVIII в. диван оказался под контролем деев. В 1710 г. султан признал дея как своего наместника, уничтожив таким образом пост паши. Однако на практике власть Оттоманской порты в регионе стала призрачной. Деи контролировались таифой и диваном и избирались пожизненно. Впрочем, из 29 деев 14 были убиты. Земля в континентальной части Алжира в XVI — XVII вв., как правило, находилась во владении берберских племен, в Кабилии и других местах расселения берберов стали появляться первые деревни. Осуществлялся значительный по объему экспорт пшеницы, а также изюма, фиников, ткацких изделий, табака, кожи и пчелиного воска.

Алжир — яркий пример того, что процессы нацие- и государствообразования могут быть растянуты во времени на столетия. Основой алжирской нации являются арабы и берберы. Берберские племена расселились на территории Северной Африки до н.э.. Именно они стали корнем алжирской нации, при этом политическая власть в стране, как правило, принадлежала иноэтническому меньшинству (римляне, византийцы, арабы, турки, французы). Оформление территории современного Алжира как отдельной самостоятельной политической сущности изначально произошло при короле Масиниссе в III в. до н.э., затем было закреплено в римскую эпоху. Завоевание Северной Африки арабами привело к появлению второго элемента будущей алжирской нации. Арабы были единственными завоевателями, которым удалось не просто удерживать Алжир под своим контролем, но и не раствориться среди берберов после утраты политической власти в стране. Процесс нациеобразования завершился в середине XX в. с окончанием национально-освободительной борьбы арабо-берберского большинства против французской колонизации.

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Алжир — народная демократическая республика. В Алжире действует конституция 1989 г. с существенными поправками, принятыми в 1996, 2002 и 2008 гг. Государство является централизованным. Официальной религией провозглашен ислам. Ст. 1 конституции провозглашает Алжир народной демократической республикой, единой и неделимой. В ст. 2 говорится, что ислам является государственной религией (кроме того, в преамбуле Алжир называется «землей ислама»). Согласно ст. 6 конституции, источником власти является народ. В ст. 11 утверждается, что государство существует «для народа и во имя народа».

Конституция страны состоит из преамбулы и четырех разделов, которые, в свою очередь, подразделяются на главы и статьи. Вместе с переходными положениями, приведенными в конце документа, конституция содержит в общей сложности 182 статьи. Первый раздел конституции Алжира посвящен основным принципам организации алжирского общества, вто¬рой — организации власти в стране. Третий раздел носит название «О контроле и совещательных институтах», в то время как четвертый целиком посвящен порядку пересмотра основного закона. Единственным должностным лицом, которое имеет право на предложение поправок к конституции, является президент. Поправки принимаются парламентом, так же как и любой другой закон, однако затем должны быть утверждены на референдуме. Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Принцип разделения властей в конституции не закреплен. Президент полностью контролирует исполнительную власть (включая и региональный уровень) и судебную власть (контролирует назначение всех судей) и в значительной степени контролирует законодательную власть, ибо может распускать Национальное народное собрание и назначает 1/3 членов Совета нации.

Особенности исполнительной власти. Высшим органом государственной власти Алжира является президент (ст. 70 конституции). Согласно ст. 77 конституции, президент является Верховным главнокомандующим, несет ответственность за национальную оборону, определяет и проводит внешнюю политику Алжира, назначает главу правительства и имеет право издавать указы прямого действия (ордонансы) и выносить на референдум вопросы по своему усмотрению. Президент совмещает посты Верховного главнокомандующего вооруженными силами и министра обороны, а также возглавляет консультативный, но весьма влиятельный орган — Высший совет безопасности. В ст. 173 конституции говорится, что Высший совет безопасности «определяет политику страны по всем вопросам, касающимся национальной безопасности». В соответствии со ст. 91 конституции, на его заседании, после консультации с председателями обеих палат парламента, президент может объявить чрезвычайное или осадное положение на определенный срок.

Конституция Алжира дает президенту обширные права в области законотворчества. Согласно ст. 124, законодательные полномочия в форме издания президентом законодательных указов (ордонансов) могут быть делегированы президенту парламентом на период парламентских каникул, перерыва между сессиями, а также в период чрезвычайного или осадного положения. Президент имеет право распускать парламент.

Президент избирается всеобщим, прямым и тайным голосованием на 5 лет (ст. 71 и 74 основного закона). Активное избирательное право предоставляется с 18 лет. Количество президентских сроков ограничено двумя. Согласно ст. 73 конституции Алжира, кандидат в президенты должен быть гражданином Алжира по рождению, мусульманином, старше 40 лет, иметь полные гражданские и политические права, доказать алжирское гражданство супруги/супруга, задекларировать все свое имущество в Алжире или за рубежом.

Кроме того, согласно конституции, кандидаты, родившиеся до 1942 г., должны доказать свое участие в революции 1 ноября 1954 г. Кандидаты, родившиеся после 1942 г., должны доказать непричастность своих родителей к контрреволюционной деятельности.

В соответствии с конституцией, правительство является высшим исполнительным и административным органом Алжира. Оно работает на основе принципа коллегиальности. Все нижестоящие органы исполнительной власти подчинены правительству и несут перед ним ответственность. Правительство несет ответственность за проведение общей политики государства в соответствии с распоряжениями президента, перед которым оно и несет всю полноту ответственности за результаты своей деятельности. В соответствии с конституцией, правительство несет ответственность перед президентом и Национальным народным собранием. Оно может быть отправлено в отставку как президентом, так и парламентом, однако, в любом случае, окончательное решение об отставке правительства принимает президент. Президент Алжира избирается сроком на 5 лет.

Особенности законодательной власти. Парламент Ал¬жира состоит из 2 палат. Нижняя палата — Национальное народное собрание (Аль-Маджлис аль-Шааби аль-Ватани), члены которого избираются на 5 лет всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Число членов Националь¬ного народного собрания составляет 389 депутатов, при этом 8 мест зарезервировано для граждан Алжира, живущих за рубежом.

Верхняя палата — Совет нации (Маджлис аль-Умма). 1/3 его членов назначается президентом, У3 избирается законодательными органами (Народными собраниями) вилай (провинций), 1/3 — Народными собраниями коммун. Члены Совета нации избираются на б лет. Раз в 3 года проходят перевыборы половины членов Совета нации. Число членов Совета нации равно 144. Национальное народное собрание принимает, а Совет нации утверждает законы. Депутаты Национального народного собрания обладают правом законодательной инициативы. Для внесения законопроекта на рассмотрение палаты необходима поддержка не менее 20 депутатов.

Впрочем, законопроекты, внесенные депутатами, рассматриваются после законопроектов, внесенных президентом. Кроме того, согласно ст. 120 конституции, ни один закон в Алжире не может быть принят без одобрения большинством в 3/4 членов Совета нации. Учитывая, что 1/3 членов Совета нации назначается президентом, президент может уже на этом уровне блокировать принятие неугодного ему закона.

Процедура утверждения главы правительства предусматривает, что Национальное народное собрание должно одобрить программу, которую предоставляет кандидат в главы правительства. Законодательная власть в Алжире значительно уступает по объему полномочий президенту и правительству. Кроме того, на снижение политической роли парламента работает и мусульманская традиция принимать решения методом согласования, что объясняет значительную роль консультативных органов при президенте и позволяет им порой выступать в роли противовеса законодательному органу, предлагая президенту свои варианты решений.

Члены Национального народного собрания также избираются на 5 лет. Треть членов Совета нации назначается президентом сроком на б лет. 2/3 членов Совета нации избираются тайным косвенным голосованием среди членов Народных собраний коммун и Народных собраний вилай сроком на б лет.

В 1997 г. в Алжире был принят избирательный закон, в соответствии с которым мажоритарная система изменилась на пропорциональную. Согласно этому закону, была установлена единая избирательная квота для получения одного депутатского мандата. Общее число голосов, поданных за партию, делится на избирательную квоту и таким образом определяется число мандатов каждой из партий. Закон также установил пятипроцентный барьер. Описанная реформа избирательной системы была направлена на укрупнение партий и стабилизацию партийной системы. Особенности судебной власти. Судебная власть формально независима от исполнительной власти (ст. 136 конституции). Действует принцип равенства всех граждан перед законом. Суд осуществляется судьями (магистратами), которым, в случае необходимости, могут помогать народные заседатели. Судебная система состоит из судов первой инстанции, судов второй инстанции (их 48 по числу вилай), специальных судов по экономическим преступлениям (в крупных городах) и Верховного суда. Помимо этого действует Верховный совет по делам судопроизводства. Председателем Верховного совета по делам судопроизводства является президент, заместителем председателя — министр юстиции. Судьи назначаются и несут ответственность перед Верховным советом по делам судопроизводства.

В условиях военного правления в 1992 — 1994 гг. деятельность гражданских судов не прекращалась, но параллельно с ними были созданы военные трибуналы, уполномоченные судить, в том числе, и гражданских лиц. Верховный суд Алжира регулирует деятельность судов и трибуналов. Совет государства регулирует деятельность судов, отвечающих за административное судопроизводство. Верховный суд и Совет государства несут ответственность за осуществление правосудия в стране. В случае возникновения конфликта между этими двумя органами создается Трибунал по решению конфликтов.

В целом судебная система Алжира базируется на римском праве с элементами мусульманского права. Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и пр.). Алжир — унитарное государство. Территория страны разделена на 48 провинций (вилай), каждая из которых управляется провинциальным собранием и префектом (вали). Срок полномочий членов провинциального собрания — 5 лет. Перечень вилай: Адрар, Айн-Дельфа, Айн-Темучент, Алжир, Аннаба, Батна, Беджайя, Бель-Аббес, Бехар, Бис-кра, Блида, Большая Кабилия, Бордж Бу Арреридж, Буира, Бумерд, Гельма, Джельфа, Жижель, Иллизи, Константина, Лагуат, Маскара, Медеа, Мила, Мостаганем, Мсила, Наама, Оазис, Оран, Орес, Релизан, Сайда, Саура, Сетиф, Скикда, Таманрассет, Тебесса, Тиарет, Типаза, Титтери, Тлемсен, Умм-эль-Буги, Хардайя, Эль-Ансам, Эль-Байяд, Эт-Тарф, Эль-Уд, Эль-Шелиф.

Местное управление и самоуправление. Система местного управления Алжира основывается на принципах, сохранившихся с колониальных времен. В стране 1541 коммуна, органы управления которых избираются на четырехлетний срок. В ст. 15 конституции коммуна провозглашена «базовым административно-территориальным образованием».

В целом уровень автономии региональных и коммунальных органов власти невысок; их компетенция сводится в основном к реализации инициатив центральной власти. Явка на местные выборы традиционно ниже, чем на национальные.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Колониальный статус на протяжении веков оказывал серьезное влияние на политические институты Алжира. Особое влияние оказали французские и арабские политические институты. Наследием Франции является централизованное государство, названия органов власти и значительные полномочия исполнительной власти. На волне деколонизации 1960-х гг. и размежевания с бывшей метрополией значительное влияние на Алжир оказывала советская модель, идеи арабского социализма и народной демократии. Алжир до сих пор по конституции остается страной народной демократии. Экономический кризис 1980-х гг. привел к ревизии арабского социализма и подъему исламистских настроений. Это нашло отражение в ряде официальных документов, включая конституцию 1996 г.

Внутренние конфликты и расколы. Основным внутриполитическим конфликтом является вооруженная борьба за власть между исламистами и сторонниками светского развития страны. Последние представлены армией и спецслужбами. Конфликт начался в 1992— 1993 гг. и (по оценкам СИПРИ) унес жизнь от 40 до 100 тыс. чел. Впрочем, СИПРИ отмечает, что это один из четырех конфликтов, интенсивность которых за последнее время снизилась на 50%.

Помимо этого сохраняются межэтнические (прежде всего арабо-берберские и межберберские) противоречия. Социально-экономические конфликты проявляются в разнице в уровне жизни между приморскими и внутренними регионами и между нефтеносными и «обычными» провинциями. По данным на 2011 г., коэффициент Джини для Алжира составил 35,3, что свидетельствует о низком уровне социального неравенства.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика