Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Алжира стр. 3

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. Официальная идеология Алжира основана на смеси социализма, ислама и арабского национализма. После освобождения от колониальной зависимости наиболее привлекательной политической моделью для Алжира стала советская модель народной демократии, признававшая за государством особые полномочия и не препятствовавшая сохранению ряда общинных элементов в жизни страны. После обретения независимости в 1962 г. Алжир провозгласил политику социалистической ориентации. По существу, под «социализмом» в данном случае понимался этатизм в политике и создание сильного государственного сектора в экономике. Эта ориентация сохранялась на протяжении 1970-х и начала 1980-х гг. В конституцию Алжира 1976 г. был включен раздел «О социализме». В ст. 10, 12 и 195 конституции 1976 г. говорилось о необратимости выбора алжирского народа. Подчеркивалось, что социализм — «единственный путь, способный упрочить национальную независимость, создать общество, свободное от эксплуатации человека человеком и обеспечить свободное развитие и расцвет личности». Особо отмечалось, что «никакой законопроект, направленный на пересмотр конституции, не может посягать на социалистический выбор». Конституция 1976 г. подчеркивала руководящую роль государства в создании национальной экономической структуры. В ст. 29 говорилось, что «государство руководит национальной экономикой и обеспечивает ее развитие на основе научного планирования, оно является главным орудием преобразования экономики и всех социальных отношений». В то же время даже в 1970-х гг. правящая партия не могла полностью игнорировать исламский идеологический фактор. В программном документе Алжирского правительства — Национальной хартии говорилось об отсутствии прямой связи алжирской концепции социализма с марксизмом и о национальном и исламском характере этой концепции. В частности, в Национальной хартии утверждалось, что ислам принес миру «возвышенную концепцию человеческого достоинства, которая осуждает расизм, шовинизм, эксплуатацию человека человеком».

Конец 1980-х и 1990-е гг. привели к выдвижению на первый план исламских ценностей. Конституция Алжира 1996 г. начинается со слов «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». В ее преамбуле подчеркиваются исторические ценности ислама и его неотъемлемая связь с национально-освободительной борьбой алжирского народа. Ст. 5 гласит, что Алжир — исламское государство. Ст. 9 содержит прямой запрет в государственных учреждениях практики, «противоречащей исламской морали». Согласно ст. 73, кандидат в президенты Алжира обязательно должен быть мусульманином. Конституция также предусматривает создание консультативно-согласительного органа при президенте, формируемого на основе принципов ислама. В ст. 171 кон¬ституции провозглашается создание Высшего исламского совета при президенте республики.

В то же время социалистический компонент идеологии Алжира сохранил определенное значение. В ст. 1 той же конституции 1996 г. Алжир назван народной демократической республикой, что подразумевает сохранение приверженности идеологии социализма. В преамбуле и в ряде статей конституции упоминается «социальная справедливость». Хотя влиятельная в арабских странах концепция единой арабской нации не нашла прямого отражения в конституции Алжира, преамбула конституции 1996 г. говорит об Алжире как об арабской стране и неотъемлемой части Великого Магриба.

Религия и государство, роль религии в политике. В конституции 1996 г. говорится об Алжире как о «земле ислама». Кроме того, ислам провозглашается одной из трех основ алжирской идентичности. Ст. 2 гласит, что Алжир — исламское государство. Ст. 9 содержит прямой запрет в государственных учреждениях практики, «противоречащей исламской морали». Согласно ст. 73, кандидат в президенты Алжира обязательно должен быть мусульманином. Конституция также предусматривает создание консультативносогласительного органа при президенте, формируемого на основе принципов ислама. В ст. 171 конституции провозглашается создание Высшего исламского совета при президенте республики, в обязанности которого входит: поощрение и развитие иджтихада (способности и права компетентного правоведа самостоятельно интерпретировать мусульманские законы, решать спорные вопросы на основе Корана, сунны и руководствуясь методами фикха); выражение своего мнения по вопросам, переданным на рассмотрение совета президентом, на предмет их соответствия религиозным предписаниям; предоставление президенту регулярных отчетов о своей деятельности. Согласно ст. 172 основного закона, Высший исламский совет состоит из 15 чел., его председатель назначается президентом Алжира. Государственной религией является ислам. По официальным данным, 99% населения страны составляют мусульмане, 1% — христиане и иудеи.

Особенности партийной системы. В Алжире действует закон о многопартийной политической системе. Зарегистрировано около 60 партий. Ст. 42 конституции 1996 г. признает и гарантирует «право на создание партий». Вместе с тем осуществление этого права «не может сочетаться с покушением на основные свободы, фундаментальные ценности и составляющие национальной идентичности [ислам, арабизм, берберизм], национальное единство, безопасность и территориальную целостность, независимость страны и суверенитет народа, а также на демократический и республиканский характер государства». В конституции особо отмечается, что политические партии не могут создаваться на религиозной, лингвистической, расовой, половой, корпоративной или региональной основе. Любая зависимость в какой бы то ни было форме политических партий Алжира от зарубежных партий или интересов зарубежных государств запрещена. Ни одна политическая партия не может прибегать к насилию или принудительным акциям, независимо от их природы и формы.

Ведущими светскими партиями являются основанный в 1954 г. Фронт национального освобождения (ФНО), созданный в 1963 г. Фронт социалистических сил (ФСС), созданное в 1997 г. Национальное демократическое объединение (НДО) и основанное в 1989 г. Объединение за культуру и демократию (ОКД). Легальными мусульманскими партиями являются Движение за национальную реформу (ДНР, 1999 г.), движение «Ан-Нахда» (1990 г.). Продолжается нелегальная деятельность партии радикальных исламистов — Исламского фронта спасения (ИФС). По типологии партийных систем Джованни Сартори, партийная система Алжира — это система доминирующей партии. На протяжении долгих лет власть в стране принадлежит членам Фронта национального освобождения. Роль ФНО особо отмечена в преамбуле к конституции. В 1997 г., за несколько месяцев до первых после событий 1992—1994 гг. выборов в Национальное народное собрание, деятелями крупнейших проправительственных общественно-политических организаций во главе с ФНО была сформирована партия Национальное демократическое объединение. Эта «партия власти» была создана для завоевания большинства в парламенте и противостояния исламистам на выборах и в целом справилась со своей задачей.

Политическая роль военных/силовых структур. Силовые структуры играли и играют большую роль в политической жизни Алжира. Все лидеры Алжира были либо профессиональными военными, либо участниками национально-освободительной борьбы. Гражданского контроля над вооруженными силами нет. Рядовой и сержантский состав вооруженных сил комплектуется по призыву. С рос¬том цен на нефть в начале XX в. военный бюджет Алжира интенсивно растет, основная часть средств направляется на перевооружение. Численность вооруженных сил составляет 124 тыс. чел. Вместе с резервистами и военизированными формированиями других силовых структур — около 450 тыс. чел.

В середине 1970-х гг. роль армии была столь большой, что в конституции Алжира 1976 г. армии посвящался отдельный раздел под названием «О национальной армии». Ст. 82 конституции 1976 г. возлагала на армию обязанность «участвовать в развитии страны и строительстве социализма». Однако до начала 1990-х гг. сдерживающим фактором для армии была правящая партия — Фронт национального освобождения.

Влияние армии особенно повышается в моменты внутриполитической нестабильности. Примером этого может служить функционирование в 1992—1994 гг. специфического внеконституционного органа Верховного командования армии, осуществлявшего государственные функции. Этот орган назывался Высший государственный совет (ВГС) и был наделен властью, которую конституция предоставляла президенту республики. В связи с роспуском Национального народного собрания Алжира ВГС временно получил право издавать декреты, имеющие силу закона. ВГС формировался из 5 высокопоставленных военных и действовал 2 года. В 1994 г. из числа его членов был назначен президент Алжира. Полномочия этого президента (генерала Ламина Зеруаля) были подтверждены на всеобщих выборах только в 1995 г.

НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. Наиболее активные корпоративные компоненты политической системы Алжира — ветеранские и профсоюзные организации. В Алжире действует активная профсоюзная организация — Всеобщий союз алжирских трудящихся (ВСАТ), основанный в 1956 г. Число его членов — около 5 млн чел. ВСАТ имеет отраслевые федерации (нефтяников, газовиков, железнодорожников и т.д.). Действуют также территориальные организации на уровне вилай. Профсоюзы действуют в том числе и на частных предприятиях.

Еще одна организация, имеющая большое политическое влияние, — Национальная организация муджахидов (ветеранов войн). Национальная организация муджахидов была образована в 1962 г. Главной задачей организации является материальная помощь бывшим муджахидам и семьям погибших. Организация объединяет в своих рядах более 200 тыс. членов и обладает значительным политическим влиянием.

Нелегально действуют хорошо организованные антисистемные исламистские организации. В ст. 42 конституции Алжира 1996 г. содержится прямой запрет на использование религии или основных ценностей и составных частей идентичности алжирской нации (куда, в том числе, относится и берберизм) в политических целях. Положение и роль СМИ. Конституция гарантирует свободу печати и слова в Алжире (ст. 41).

В Алжире существует достаточно большое количество СМИ, вся территория страны охвачена радио- и телевещанием. Радио и телевидение находится под контролем правительства. Enterprise Nationale de Television (ENTV) — государственный телевизионный канал. Впрочем, в стране также широко распространены спутниковые каналы. В частности, на Алжир из Франции вещает берберский спутниковый канал BRTV. В Алжире работают два информационных агентства — государственное Algerian Press Service (APS) и частное Адепсе Algerienne d’Information (AAI). Крупные газеты контролируются правительством Алжира лишь частично, к ним относятся El Moudjahid и Ech Chaab. В стране издается одна крупная частная газета на арабском языке — El Khabar и три частные газеты на французском — Le Quotidien d'Oran, Liberte и La Tribune. Впрочем, типографии, а также подвоз бумаги и типографской краски контролируются правительством. По информации Freedom House, с 2001 г. не отмечено случаев цензуры в сети Интернет со стороны правительства Алжира, однако число пользователей Интернета в стране на 2011 г. составляет 12,5% населения.

В 1998 г. (последние актуальные данные), по информации ЮНЕСКО, на 1000 чел. населения приходилось 27,18 экз. ежедневных газет. По данным ВВС, в Алжире с 1993 по 1997 г. было убито 57 журналистов. По информации Freedom House, нормы, закрепленные в законодательстве о чрезвычайном положении, а также поправки 2001 г. в Уголовный кодекс облегчают осуждение журналистов, «клевещущих на правительство». В рейтинге «Свобода прессы 2005» Алжир занимает 134-е место с 64 баллами и характеризуется как страна с несвободной прессой (максимум несвободы прессы — 100 баллов).

Алжир — страна с относительно свободными печатными СМИ и несвободным радио и телевидением. Гендерное равенство/неравенство. Избирательные права женщины Алжира получили сразу же после деколонизации — в 1962 г. В Народной национальной ассамблее число депутатов-женщин составляет 24 чел. (6,17%). В Совете Нации заседает 4 женщины (2,78% от числа членов этого органа). Дискриминация в отношении женщин проявляется чаще всего в традиционном стремлении ограничить активность женщины домашними делами, нежелании давать образование девочкам, отказе в приеме на работу, более низкой по сравнению с мужчинами заработной плате.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика