Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Алжира стр.4

Положение в мировой экономике и политике

Национальное хозяйство в контексте мировой экономики. Современный Алжир — крупная по африканским меркам экономика. Это аграрная страна с развитой добывающей промышленностью. Как и в большинстве развивающихся стран, экономику Алжира можно разделить на процветающий экспортный и кризисные неэкспортные секторы. Основу алжирского экспорта составляют нефть и газ. На долю ТЭК приходится более 30% ВВП страны и более 90% валютных поступлений. Промышленность и сельское хозяйство страны находятся в кризисе. Деление экономики на «традиционный» и «современный» (экспортный и неэкспортный) секторы сложилось еще в период французской колонизации. Первый сектор тесно связан с экономикой стран Запада и основывается на использовании современных технологий. Второй же сектор по сей день слабо втянут в товарно-денежные отношения и мало связан с мировым рынком. Огромную роль в экономике Алжира играл капитал французской переселенческой общины. Привнесенный извне капитализм имел анклавный характер — основные цен¬тры деловой активности были расположены на побережье Средиземного моря.

Французская переселенческая колонизация привела к появлению в Алжире мощного сельскохозяйственного сектора, ориентированного на французский рынок. Европейские поселенцы захватили лучшие сельскохозяйственные земли страны. В 1850 г. им принадлежало 115 тыс. га наиболее плодородных сельскохозяйственных земель, в 1951 г. — 2,7 млн га (общая площадь сельскохозяйственных земель Алжира в 1950 г. — 6,7 млн га). Приток крестьянского населения был особенно интенсивным в начале колонизации. К началу XX в. численность европейского сельского населения Алжира достигла 200 тыс. чел. Переселенцы начали с производства зерновых (наиболее надежная и наименее капиталоемкая культура). В середине 1870-х гг. Алжир пережил виноградный бум, так как заражение филлоксерой французских виноградников в 1875 г. привело к переносу плантаций и переезду многих виноделов юга Франции в Алжир. Восстановление французских виноградников в 1880-х гг. привело к интенсификации разведения других высокодоходных культур: цитрусовых, ранних овощей, технических культур. В то же время в Алжире сохранился огромный «традиционный» сектор сельского хозяйства с крайне низкой производительностью труда и высокой занятостью. До 1962 г. основой алжирской экономики был экспорт продукции сельского хозяйства.

Колонизация стала сдерживающим фактором д ля развития алжирской промышленности. Включение Алжира в таможенную территорию метрополии открыло французской промышленности доступ на алжирский рынок и сделало невозможным рост собственно алжирской промышленности. В колониальную эпоху Алжир пережил три «промышленных бума». Их причиной был вынос французскими компаниями производства в колонии вследствие войн в Европе (1870-1871, 1914-1918 и 1939-1945 гг.). Таким образом, алжирская промышленность была придатком французской и зачастую сводилась к сборочно-монтажным операциям на базе заготовок, ввозимых из Франции. Относительно развитыми и самостоятельными были такие отрасли, как текстильная, пищевая промышленность и переработка табака.

В десятилетие, предшествующее обретению независимости, Алжир был лидером по экономическому росту в Африке. В 1950-х гг. его ВВП возрос в 1,7 раза. Темпы роста ВВП составляли в среднем 5,5% в год. Столь впечатляющие результаты были достигнуты в основном за счет притока капитала извне (прежде всего из Франции). Подавляющая часть средств шла на развитие добывающей промышленности и экспортной инфраструктуры (дорог, портов, нефтепроводов).

В период борьбы за независимость экономика Алжира испытала серьезное влияние трех факторов: военных расходов метрополии, быстрого развития нефтяной промышленности и инвестиций в соответствии с т.н. «планом Константины». Военные расходы Франции в Алжире и присутствие больших военных контингентов привело к росту транспорта, торговли, сферы услуг и транспортно-ремонтных предприятий. Развитие нефтегазовой промышленности сопровождалось крупными инвестициями в геологоразведку, бурение скважин, строительство нефтепроводов. «План Константи¬ны», выдвинутый де Голлем в 1958 г., предусматривал масштабные французские капиталовложения, направленные на подъем традиционного сектора сельского хозяйства и создание крупных промышленных предприятий. Государственные инвестиции по плану Константины исправно шли в Алжир вплоть до 1962 г.

К моменту обретения независимости Алжир располагал промышленной базой, экономической инфраструктурой и довольно эффективным сельским хозяйством, способным почти полностью обеспечить потребность населения в основных продуктах питания. Алжирский национальный капитал был слаб, его деятельность ограничивалась в основном розничной торговлей и сферой уел Среди алжирцев практически не было квалифицированых инженеров, техников и управленцев. Именно это стс причиной глубокого кризиса алжирской экономики в годы после обретения независимости. Спад был стс глубок, что в период с 1962 по 1966 г. в независимом Аллре работало или училось около 30% населения. Более 3 взрослого мужского населения в возрасте от 15 до 64 лет имело работы. Почти 60% мужчин из общего числа работающих было занято в сельском хозяйстве (причем речь шла о полной занятости). Ситуация усложнялась демографическим ростом и ограниченностью пригодных для обработки сельскохозяйственных земель.

С обретением независимости сельское хозяйство пришло в упадок. Правительство Алжира сделало ставку ускоренную индустриализацию (в том числе за счет сельскохозяйственного сектора). В первые годы независимое основные инвестиции шли в легкую промышленность, однако уже в 1964 г. акцент переносится на тяжелую промы ленность. С принятием первого трехлетнего плана 1968 развитие тяжелой промышленности окончательно закрепилось как приоритетное направление государственн экономической политики. В это время строится металлургический завод в Аннабе (его строительство предусматривалось еще «планом Константины»), цинковый комбин ряд других предприятий. Одновременно развивается нефтехимическая промышленность (аммиачный завод, комбинат по производству этилена и синтетическ волокон в Скикде и т.д.). С 1980-х гг. начался процесс частичной приватизации ряда отраслей экономики Алжира. Был запущен процесс разукрупнения государственных предприятий. Новые, более компактные государственн предприятия поощряли к сотрудничеству с частным сектором (в том числе и с иностранными предприятиям Реструктуризация промышленности в 1990-х гг. привс к закрытию многих заводов и увеличению безработицы. В то же время развивается ряд успешных проектов с иностранными компаниями. Особенно интенсивно иностранцы вкладывают в нефтехимию и сборку автомобилей и бытовой техники.

Несмотря на усилия по индустриализации страны, основой алжирской экономики после деколонизации стал экспорт нефти и газа. Нефтеразработки начались в Алжире в 1958 г. Было освоено три нефтеносных района: в северо-восточной части Сахары, на границе с Тунисом и на границе с Ливией. Добыча газа началась в 1956 г. В 1971 г. Алжир национализировал все нефтяные компании с иностранным участием, работавшие на его территории. Контроль над их активами был передан созданной в 1963 г. государственной компании СОНАТРАК — Societe Rationale de Transport et de Commercialisation des Hydrocarbures (Sonatrach). В 1990-х гг. европейским и американским компаниям было вновь позволено работать на территории Алжира. В начале XXI в. в Алжире работает более 10 иностранных нефтегазовых компаний. В Алжире действуют 4 экспортных нефтепровода (2 кз них были созданы еще французами) и 2 экспортных газопровода. Ввиду истощения запасов нефти газ становится все более важной компонентой алжирского экспорта. В стране действует 3 завода по сжижению природного газа в Скикде, Беджайе и Арзеве. Массовый отъезд европейских колонистов в 1962 — 1963 гг. и национализация привели к резкому падению сельскохозяйственного производства. Ситуацию усугубляла перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность с целью ускорения процесса индустриализации. Организация государственных сельскохозяйственных предприятий в 1960-х и 1970-х гг. не смогла существенным образом изменить ситуацию. Эти предприятия (аналог колхозов) оказались малоэффективны. В 1980-х гг. началась их приватизация, что привело к появлению латифундий. В начале 1990-х гг. многие сельскохозяйственные земли в районе Алжира и Орана были заброшены вследствие военных действий. В настоящее время сельское хозяйство дает менее 10% ВВП. Из страны — экспортера продовольствия, какой Алжир был в середине 1950-х гг., он превратился в страну-импортера. В настоящее время страна вынуждена импортировать до 70% продовольствия из зарубежных стран.

Таким образом, современный Алжир — крупная нефте- и газоэкспортирующая страна, тяжелая промышленность которой находится в кризисе, в то время как нефтехимическая промышленность и совместные предприятия по сборке автомобилей и бытовой техники довольно успешны. Кризис сельскохозяйственного производства, начавшийся в 1960- х гг., не преодолен по сей день; Алжир не обеспечивает собственные потребности в продукции сельского хозяйства. Актуальной остается проблема государственного долга Алжира.

В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 г., Алжир назван страной с экономикой «высокого среднего дохода» (upper middle income). Также в классификации Всемирного банка Алжир определен как страна-заемщик МБРР, что позволяет получать несвязанные (благодаря платежеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.

В Рейтинге конкурентоспособности экономик мира в 2012 —2013 гг. Алжир занимает 100-е место с показателем 3,79 балла. По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 г.): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (98,14%); неорганические химикаты, соединения драгоценных металлов, изотопы (0,45%); чугун и сталь (0,39%) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 г.): энергосиловое оборудование (15,38%); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (12,2%); зерновые культуры (10,17%); изделия из чугуна и стали (8,98%); чугун и сталь (8,5%); электрическое и электронное оборудование (8,9); фармацевтическая продукция (4,68%); молочная продукция, яйца, мед, другие продукты животного происхождения (3,23%); пластмассы и изделия из них (3%); животные и растительные жиры, масла, продукты их расщепления (1,94%); оптические, фотографические, технические, медицинские и другие приборы (1,82%) и т.п.

Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы. Алжир — активный участник международных отношений, один из лидеров среди стран Африки, его потенциал влияния на внешнюю среду ограничен, но Алжир довольно эффективно играет роль посредника в международных конфликтах, обладает значительным по меркам Северо-Африканского региона военным потенциалом и способен оказывать влияние на международные энергетические рынки.

Алжир — страна-реципиент. Впрочем, размер международной помощи Алжиру незначителен: в 2004 г. он составил 9,66 долл. США на душу населения, или 0,39% от ВНД. В 2002 г. размер международной помощи Алжиру составлял 2,39% от государственных расходов. У Алжира достаточно крупный внешний долг, составивший в 2004 г. около 22 млрд долл. США по текущему курсу. Размер внешнего долга сопоставим с размером годового импорта и экспорта страны.

Алжир обладает крупными запасами газа (5-е место в мире) и нефти (12-е место в мире). Алжир — крупный экспортер энергоносителей, которые поставляются в основном на рынок ЕС. Активно участвует в координации действий стран — экспортеров нефти через механизмы ОПЕК.

Арабский язык является официальным в Алжире и еще в 22 странах. Население Алжира составляет 0,6% от всего населения Земли. Алжир участвует в ряде международных организации. С 1962 г. является членом ООН. Доля Алжира в финансировании ООН составляет 0,076%. Квота и вес Алжира при принятии решений в МВФ составляют 0,59%. Страна не состоит в Парижском клубе кредиторов.

Алжир активно участвует в ряде международных организаций и интеграционных объединений (Союз арабских государств, Союз Арабского Магриба и др.). По данным доклада «Военный баланс 2009», подготовленного Международным институтом стратегических исследований (International Institute of Strategic Studies|. численность вооруженных сил Алжира в 2008 г. составила 147 тыс. чел. Численность военизированных подразделений (жандармерия, силы национальной безопасности, силы самообороны (ополчение) — около 187 тыс. чел. На вооружении сухопутных войск находились около 1000 ОБТ советского и российского производства, включая более 100 Т-90 (в 2011 г. Алжир заказал дополнительно 120 Т-90, доведя их общую численность до 300 единиц), 90 БРДМ советского производства, более 1000 БМП советского и российского производства, 750 БТР и около 1000 артиллерийских орудий и минометов. На вооружении ВМС состояли 1 ПА советского производства проекта 877ЭКМ (в 2006 г. были заказаны еще две ПА усовершенствованного проекта 636), 3 фрегата и 6 корветов, 20 ракетных катеров и патрульных судов. ВВС располагали 143 боевыми самолетами, включая 55 истребителей советского производства, 80 истребителями-бомбардировщиками (включая 6 многоцелевых истребителей Су-30 МКА) и бомбардировщиками, 33 ударными и 114 военно-транспортными вертолетами (преимущественно советского и российского производства). Согласно условиям заключенного в 2006 г. соглашения, Алжир приобрел у России 28 Су-30 МКА (с поставкой до 2010 г.). В 2010 г. Алжир дополнительно заказал 16 Су-30 МКА, в том числе взамен 28 МиГ-29 СМТ и 6 МиГ-29 УБТ, от принятия на вооружение которых алжирские ВВС отказались по соображениям качества (должны были быть поставлены в соответствии с соглашением 2006 г.). Таким образом, в составе ВВС Алжира в ближайшее время будет насчитываться 44 Су-30 МКА.

По оценкам Центра анализа мировой торговли оружием, Алжир в первое десятилетие XXI в. импортировал продукции военного назначения на сумму более 6 млрд долл. США (сумма заключенных, но еще не выполненных в полном объеме контрактов, включая системы ПВО и т.п., см. выше). Эксперты считают, что Алжир продолжит курс на модернизацию своих ВС, закупая дорогостоящие системы вооружений и модернизируя ранее поставленное вооружение. Расходы на оборону Алжира в процентах ВВП начиная с середины 1990-х гг. выше среднемировых.

Участие в международных организацию и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнеры, отношения с Россией. Алжир является членом многих международных организаций, наиболее значимые из которых — ООН и организации семьи ООН. Алжир участвует в миротворческих операциях ООН в Африке. По состоянию на 2004 г., он участвовал в Миссии ООН в Демократической Республике Конго, в Эфиопии и Эритрее, Миссии ООН по содействию Афганистану. Алжир активный член ОПЕК, член Организации Исламская конференция (ОИК), член Лиги арабских государств, один из сооснователей Африканского союза (АС объединяет все государства Африки, за исключением Марокко), Союза арабского Магриба (в САМ также входят Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис). Алжир участвует в работе Руководящего комитета НЕПАД. В 2001 г. было подписано соглашение об ассоциации с ЕС. Алжир присоединился к «Средиземноморской инициативе» НАТО. Алжир является участником Конференции по Разоружению в Женеве.

В 1970-х гг. Алжир являлся активным участником создания Союза Арабского Магриба. Влияние Алжира в различных международных организациях в целом относительно низко. В то же время, будучи членом Лиги арабских государств и группы арабских государств в ООН и ряде других международных организаций, страна способна эффективно проводить свои интересы в случае, если удается выработать общий подход к тому или иному вопросу. Наибольшая степень единства арабских государств достигается по вопросу осуждения политики Израиля. Кроме того, Алжир является участником Движения неприсоединения. Помимо этого, Алжир довольно активен как посредник в международных конфликтах. К примеру, Алжир посредничал на переговорах по освобождению американских дипломатов, взятых в заложники во время захвата посольства США в Тегеране в период исламской революции в Иране. Алжир также посредничал при урегулировании конфликта Эфиопии и Эритреи.

Алжир поддерживает тесные связи с арабскими и европейскими государствами. С арабскими государствами (зачастую с исламскими государствами в целом) осуществляется координация по израильскому вопросу. Энергетическая политика координируется со странами, входящими в ОПЕК. Во внешней торговле Алжир в основном ориентирован на страны Запада. Нефть и нефтепродукты из Алжира идут на экспорт в Италию, США, Францию и Испанию. Основные внешние закупки Алжир совершает во Франции, США, Италии, Германии и Испании.

Дипломатические отношения с СССР были установлены 23 марта 1962 г. (т.е. до официального референдума о независимости Алжира). Алжир стал страной народной демократии и провозгласил приверженность идеям арабского социализма. Долгие годы СССР поставлял оружие в Алжир, в стране работала группа советских военных советников. Торгово-экономическое сотрудничество с Алжиром осуществляется с начала 1960-х гг. За годы сотрудничества Алжиру была оказана значительная помощь в деле создания национальной промышленной базы, в развитии энергетики, горнодобывающей и металлургической промышленности, машиностроения, ирригации и ряда других. Значительное место в сотрудничестве занимала подготовка национальных кадров для различных отраслей экономики Алжира. С помощью СССР в Алжире были созданы 4 учебных института.

26 декабря 1991 г. Алжир официально признал Россию как государство — продолжатель СССР. В начале 1990-х гг., в связи с проводимыми экономическими преобразованиями в обеих странах, сотрудничество постепенно было переведено на коммерческие условия. После определенного пе¬риода стагнации в последние годы отмечается активизация деятельности российских организаций на рынке Алжира. Это касается, прежде всего, сферы военно-технического сотрудничества. В марте 2006 г. в обмен на списание Россией долга Алжира на сумму 4,7 млрд долл. США Алжир заключил контракты на закупку российской продукции военного назначения на общую сумму 7,5 млрд долл. США. На нефтяном и газовом рынке стран ЕС Россия и Алжир являются конкурентами. Эффективно координировать энергетические стратегии пока не удается.

Вызовы и угрозы безопасности

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства для Алжира в настоящее время может быть оценено как высокое.

В Алжире было произведено две успешных попытки неконституционной смены власти (1965 и 1992 гг.), однако военные режимы существовали достаточно долго. Основным внутриполитическим конфликтом является вооруженная борьба за власть между исламистами и сторонниками светского развития страны. Последние представлены армией и спецслужбами. Конфликт начался в 1992— 1993 гг. и (по оценкам СИПРИ) унес жизнь от 40 до 100 тыс. чел. Впрочем, СИПРИ отмечает, что это один из четырех конфликтов, интенсивность которых за последнее время снизилась на 50%.

Существуют противоречия с арабскими соседями. Алжир долгое время поддерживал направленный против Марокко сепаратизм Западной Сахары. Декларируется, что в настоящее время эта поддержка прекращена. Следует отметить, что, пользуясь высокой ценой на нефть и газ в 2005 — 2006 гг., Алжир начал одновременное перевооружение сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил. Это говорит о том, что алжирское руководство расценивает ситуацию в регионе и в мире в целом как нестабильную. Существуют также замороженные территориальные конфликты с Ливией и Марокко.

Угрозу терроризма в Алжире можно охарактеризовать как высокую: даже после заключения официального перемирия с исламистами небольшие группировки продолжают активную террористическую деятельность по всему Алжиру, последний пик которой пришелся на 2007 г. (погибло более 200 чел.г в том числе около 50 в декабре). В 2007 г. также на территории Алжира начала свою деятельность крупная ячейка организации «Аль-Каида», которая взяла на себя ответственность за серию терактов, совершенных в августе к востоку от столицы страны г. Алжир, в результате которых погибло более 60 чел.

На основе экспертных оценок уровень коррупции в Алжире характеризуется как высокий. Наиболее коррумпированными секторами, согласно «Глобальному барометру коррупции» (Global Corruption Barometer) той же «Transparency International», являются полиция, таможня, политические партии и органы законодательной власти. Наименее коррумпированными являются религиозные учреждения и СМИ. Алжир не сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005—2015 гг. прогнозируется положительный прирост населения, который составит 1,5% в год.

Согласно официальной точке зрения, имеющийся уровень миграции (2005 г.) является удовлетворительным.

Теневой сектор алжирской экономики связан с доходами от торговли людьми. Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. Географическое положение Алжира может быть охарактеризовано как в целом неблагоприятное с точки зрения опасности стихийных бедствий. В горных районах на севере часто происходят землетрясения, в том числе разрушительные, последнее из которых произошло в мае 2003 г. к востоку от столицы страны г. Алжир (погибло более 2000 чел.). Прибрежные районы подвержены сезонным наводнениям (так в столице страны г. Алжир в 2001 г. в результате наводнения погибло по¬рядка 200 чел.).

Экономические угрозы (несбалансированный экспорт, хроническое отрицательное сальдо текущего платежного баланса, долговая зависимость, инфляционные процессы). В структуре экспорта Алжира преобладают энергоносители (в сумме нефть, природный газ и продукты их переработки составляют более 95% от экспорта страны). Для экономики страны нехарактерно отрицательное сальдо внешнеторгового оборота (в 2005 г. экспорт превысил импорт почти в 2 раза). По данным Международного энергетического агентства, Алжир имеет положительное сальдо топливного баланса (чистый экспорт в 2005 г. составил 139,95 млн т нефтяного эквивалента) и не зависит от импорта энергоносителей.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика