Вернуться назад  |  Вернуться в алфавитное меню

Айер (Ayer) Алфред Джулс

Айер (Ayer) Алфред Джулс (1910—1989), английский философ, испытал влияние Венского кружка, в работе «Язык, истина и логика» (1936) дал классическое изложение доктрины логического позитивизма. Для поздних работ Айера характерна тенденция к так называемой лингвистической философии, или философии обыденного языка.

Источник: Всемирный биографический энциклопедический словарь


Айер (Ayer) Алфред Джулс

Сэр Альфред Джулс Айер (англ. Alfred Jules Ayer; 29 октября 1910, Лондон — 27 июня 1989, Лондон) — английский философ-неопозитивист. Получил образование в Итоне и Крайст-Чёрч-колледже Оксфордского университета, где и начал свою преподавательскую деятельность после годичного пребывания в Вене и знакомства там с позитивистской программой Венского кружка. Пропагандист идей Венского кружка, в поздних работах склонялся к идеям лингвистической философии. С 1946 до 1959 год занимал должность профессора (the Grote Professor) философии сознания и логики (the Philosophy of Mind and Logic) в Университетском колледже Лондона (англ. University College London). Затем перешёл в Оксфордский университет на должность профессора (Wykeham Professor) логики. В 1951—1952 годах возглавлял Аристотелиевское общество (Aristotelian Society). Избран членом Британской академии в 1952 году, с 1959 года — заслуженный профессор. В 1970 году Айеру было даровано рыцарское звание. Альфред Айер являлся первым вице-президентом Британской гуманистической ассоциации, а с 1965 по 1970 гг. — её президентом. Айер был болельщиком футбольного клуба «Тоттенхем Хотспур».

Источник: Википедия


Айер (Ayer) Алфред Джулс

Айер (Ayer) Алфред Джулс (р. 29.10.1910), английский философ, представитель аналитической философии, профессор логики Лондонского (с 1946) и Оксфордского (с 1959) университетов; член Британской АН и Международной философской академии. Получил известность своей книгой "Язык, истина, логика" (1936), в которой выступил пропагандистом идей Венского кружка. С последним он, однако, расходится в своём отношении к логической формализации языка: А. не прибегает к анализу научных понятий средствами математической логики. Эта тенденция, характерная для английской аналитической философии с её уклоном к лингвистическому анализу (см. Лингвистическая философия), ещё более усиливается в поздних работах А., в которых исследуются проблемы, связанные с теорией познания и ролью языка в процессе познания. А. выступает как противник марксистской философии с позиций общего позитивистского тезиса о невозможности научного оправдания философских построений (см. полемику А. Дж. Айера и И. В. Кузнецова в журнале "Вопросы философии", 1962, № 1). Соч.: Language, truth and logic, L., 1936; The foundations of empirical knowledge, L., 1940; Thinking and meaning, L., 1947; Philosophical essays, L. — N. Y., 1954; The problem of knowledge, L. — N. Y., 1956; The concept of a person and other essays, N. Y., 1963.
Лит.: Богомолов А. С., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964; Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 372 — 82.
В. С. Швырёв.

Источник: Большая советская энциклопедия


Айер (Ayer) Алфред Джулс

Айер Алфред Джулс (29 октября 1910, Лондон27 июня 1989, там же) — британский философ-аналитик. Профессор Лондонского университета (1946—59), профессор логики Оксфордского университета (1959—78). Член Британской академии. Философские взгляды Айера сформировались под воздействием Б. Рассела, а также Венского кружка логических позитивистов (он был краткое время иностранным членом). В своей первой, принесшей ему широкую известность работе «Язык, истина и логика» (Language, Truth and Logic. L-, 1936) Айердал классическое изложение доктрины логического позитивизма, которую он стремился приспособить к традиции британского классического эмпиризма Беркли—Юма—Д. С. Милля. Предложения логики и математики считал сугубо аналитическими (априорными) и отделял их от синтетических (эмпирических) предложений естествознания. В это время главную свою задачу ранний Айер видел в элиминации «метафизики», т. е. традиционных философских проблем и мировоззренческих вопросов. Предложения «метафизики» для него «научно неосмысленны» на том основании, что они не являются ни формально-логическими тавтологиями, ни эмпирическими гипотезами. Такие предложения возникают в результате логико-лингвистических ошибок. Поэтому философия логического позитивизма должна быть критической и аналитической деятельностью по прояснению предложений. В центре внимания раннего Айера—концепция «сильной» и «слабой» (вероятностной) верификации, представляющая собой модификацию концепции актуальной и потенциальной верификации Венского кружка, Позднее под воздействием критики во 2-м издании книги (1946) стал трактовать принцип верификации как чисто методологическое требование установления осмысленности предложений. Эволюция его концепции сопровождалась ослаблением или отказом от некоторых других принципов логического позитивизма, в частности от требования анализа языка науки исключительно с помощью средств математической логики. Айер начинает активно использовать метод лингвистического анализа выражений обыденного языка. Эпистемологическую основу взглядов Айера долгое время составлял феноменализм, с позиции которого в работе «Проблема познания» (The Problem of Knowledge. L., 1956) он рассматривал проблемы восприятия, памяти, тождества личности, возможности познания «других сознаний». Физические объекты он понимал как логические конструкции из «чувственных данных». Различие ментального и физического—различие двух видов логических конструкций чувственного содержания. Цель теории познания Айер видел, в частности, в исследовании оснований претензий философов на достоверное знание. В поздних работах Айер оставался в целом на позициях феноменализма, а свою философию квалифицировал как «усовершенствованный реализм». Приверженность такому «реализму» он объяснял как результат выбора с точки зрения удобства. «Нашей позицией будет скорее та, что здравый смысл поставляет данные для физической теории подобно тому, как взгляд на мир с позиции здравого смысла сам является теорией непосредственных данных восприятия» (The Central Questions of Philosophy. L., 1973, p. S8). В качестве исходных элементов опыта поздний Айер принимает т. н. «нейтральные перцепты». В то же время он принципиально агрицает каузальное объяснение возникновения «перцептов» в результате воздействия на органы чувств предметов внешнего мира. Айер был наиболее убежденным сторонником юмизма в новейшей британской аналитической философии. Он считал, что религиозные утверждения о существовании Бога не истинны и не ложны, а лишены значения. Это— метафизические псевдо-утверждения. Точно так же лишен значения и атеизм, утверждения которого («Бог не существует») зависят от религиозных утверждений. В области этики Айер был сторонником теории эмотивизма. Для него ценностные суждения, не являясь ни априорно-аналитическими, ни апостериорно-синтетическими истинами, лишены значения. Сказать, что нечто морально правильно, означает выразить чувство одобрения, в противном случае—чувство неодобрения. Несогласие в отношении оценки, по его мнению, означает наличие разных эмоциональных реакций на некоторое событие.
Соч.: The Foundations of Empirical Knowledge. L., 1940; The Concept f a Person and Other Essaes. L., 1963; Russell. L., 1972; Part of My Life. Oxf., 1977; Hume. Oxf., 1980; Philosophy in the Twentieth Century. L., 1982.
Лит.: Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX века. М., 1973, гл. 6; Хшш Т. И. Современные теории познания. М., 1965, с. 372—382; Mwaonald G. Г. (ed.). Perception and Identity. Essays pressented to A. J. Ayer. L., 1979.
А. Ф. Грязное

Источник: Новая философская энциклопедия, 2003 г.

Яндекс.Метрика