Вернуться назад  |  Вернуться в алфавитное меню

Альфьери Витторио

Альфьери (Alfieri) Витторио (1749—1803), граф, итальянский драматург, создатель национальной трагедии неоклассицизма. Идеи объединения Италии, тираноборческая идеология в трактатах и трагедиях с политической интригой: «Клеопатра» (1770), «Мария Стюарт» (1777—86), «Орест» (1775—76), «Саул» (1782) и др.; автобиография «Жизнь Витторио Альфьери...» (издана в 1806).

Источник: Всемирный биографический энциклопедический словарь


Альфьери Витторио

Граф Витторио Альфьери (итал. Vittorio Alfieri; 16 января 1749 — 8 октября 1803) — итальянский поэт и драматург-классицист, «отец итальянской трагедии».

Источник: Википедия


Альфьери Витторио

Альфьери (Alfieri) Витторио (16.1. 1749, Асти, — 8.10.1803, Флоренция), граф, итальянский поэт. Прожил бурную жизнь, которую описал в автобиографии "Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим" (изд. 1806, рус. пер. 1904), доведённой до мая 1803. А. создатель итальянской национальной трагедии классицизма, связанной с идеологией Просветительства. Главное в наследии А. — трагедии, созданные в 1775—90. Сам А. классифицировал их по тематическому признаку — "любовные" ("Клеопатра", "Филипп", "Розамунда", "Софонисба", "Октавия"); "трагедии свободы" ("Виргиния", "Заговор Пацци", "Тимолеон", "Агис", "Брут I", "Брут II"); "трагедии о борьбе за трон" ("Полиник", "Агамемнон", "Дон Гарсиа", "Мария Стюарт"); "трагедии семейных чувств" ("Орест", "Антигона", "Меропа", "Альцеста"); "трагедии внутренней борьбы" ("Мирра", "Саул"). Классификация эта условна; независимо от сюжета, почти все трагедии наполнены политическим содержанием, утверждают идею тираноборчества, проповедуют патриотизм. Они оказали влияние на итальянскую трагедию конца 18 — 1-й четверти 19 вв. А. написал 6 комедий в стихах (1800—02), около 200 сонетов, поэму "Отмщённая Этрурия", 16 сатир, сборник памфлетов "Мизогалл" (1799), множество эпиграмм, 5 од (среди них революционные — "Свободная Америка" и "Взятие Бастилии"), а также осуществил переводы произведений античных авторов. Соч.: Opere, v. 1—22, Pisa, 1805 — 15; в рус. пер. — Филипп, пер. Н. Курочкина, в кн.: Невский сборник, т. 1, СПБ, 1867. Лит.: Гливенко И. И., Витторио Альфьери. Жизнь и произведения, т. 1, СПБ. 1912; Дживелегов А. К. и Мокульский С. С., История западноевропейского театра, т. 2, М., 1957; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Мокульский С. С., Итальянская литература..., М., 1966; Реизов Б. Г., Итальянская литература XVIII в., [Л.], 1966: Maier В., Alfieri, [Palermo], [1957]: Bustico G., Bibliografia di V. Alfieri, 3 ed., interamente rifatta e continuata sino al 1926, Firenze, 1927; Fabrizi A., Rassegna alfieriana (1961 — 67), "Lettere italiane", 1968, №1.

Источник: Большая советская энциклопедия


Альфьери Витторио

Альфьери Витторио (Alfieri, Vittorio) (1749-1803), итальянский поэт. Родился 16 января 1749 в богатой аристократической семье в Асти (Пьемонт). Литературную славу Альфьери принесли 19 трагедий, написанных в период с 1775 по 1789, и автобиография Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим (Vita di Vittorio Alfieri, scritta da esso), начатая в 1790. Его перу принадлежат также политические памфлеты, комедии и значительное число стихотворений, среди которых множество превосходных сонетов. Враг тирании, Альфьери провозглашал свободу Италии от иностранного владычества, став предвестником Рисорджименто. В возрасте 9 лет Альфьери отправили в Туринскую военную академию, где он провел восемь лет, по собственному признанию, ничему не выучившись. В 1766, после путешествия по Европе, Альфьери решил посвятить себя литературе и самообразованию. Первая его трагедия, Клеопатра (Cleopatra, пост. 1775), была опубликована лишь после его смерти. Серьезную трудность для Альфьери представлял родной итальянский язык: в Пьемонте он пользовался либо французским, либо местным диалектом итальянского. Поэт много читал, а с 1776 подолгу жил в Тоскане, практикуясь в языке. Филипп (Filippo), следующая после Клеопатры трагедия, переписывалась пять раз. В 1783 Альфьери опубликовал в Сиене десять из четырнадцати трагедий, написанных им к тому времени. С 1784 по 1792, с небольшими перерывами, он жил в Париже и Кольмаре (Эльзас). Он создал еще пять трагедий и в 1788-1789 издал все девятнадцать трагедий в Париже. В 1789 выходят его трактаты О тирании (Della tirannide), написанный еще в 1777, и О государе и о литературе (Del principe е delle lettere), задуманный в 1778 и завершенный в 1786. В этих прозаических памфлетах Альфьери утверждал, что литература должна основываться на правде и морали и может процветать лишь в свободном обществе. Французская революция поначалу вызвала у Альфьери прилив энтузиазма. Произведения последних лет жизни мало что добавили к славе Альфьери, за исключением сборника стихов и прозы Франконенавистник (Misogallo, 1799), осуждавших революцию во Франции. Умер Альфьери во Флоренции 8 октября 1803. Полное собрание сочинений Альфьери в двадцати двух томах вышло в Пизе в 1805-1815, многие произведения драматурга впоследствии неоднократно переиздавались. Классические по форме трагедии Альфьери написаны нерифмованным стихом, столь сжатым, что иногда он кажется сухим и грубым, но в лучших образцах дышит красотой, достоинством и мощью. Альфьери ставил целью показать яркие образцы героизма из легендарных или исторических времен. В Филиппе изображен образцовый тиран Филипп II Испанский; Дон Гарсия (Don Garzia) и Заговор Пацци (La Congiura dei Pazzi) посвящены эпизодам из флорентийской истории; Розамунда (Rosmunda) создана на средневековом материале; Мария Стюарт (Maria Stuarda) посвящена Марии, королеве Шотландии, а Саул (Saul) - трагедия на библейскую тему. Сюжеты остальных трагедий заимствованы из классической литературы: Полиник (Polinice), Антигона (Antigone), Агамемнон (Agamemnone), Орест (Oreste), Тимолеон (Timoleone), Меропа (Merope) и Агис (Agide) - из греческой; Виргиния (Virginia), Октавия (Octavia), Софонисба (Sofonisba), Мирра (Mirra - по имени героини Овидия), Брут I (Bruto Primo - о римлянине, приговорившем к смерти своих сыновей) и Брут II (Bruto Secondo - о заговорщике против Цезаря) - из римской. Поскольку все тираны более или менее похожи, трагедии Альфьери, повествующие о борьбе за свободу, грешат монотонностью. Более интересны и своеобразны трагедии, где примешиваются другие мотивы, как Орест, Мирра и особенно Саул - шедевр Альфьери. ЛИТЕРАТУРА Мокульский С.С. Альфиери. - В кн.: Мокульский С.С. История западноевропейского театра, т. 2. М. - Л., 1939 Альфьери В. Орест. Саул. Мирра. Брут второй. - В кн.: Гольдони К. Комедии. Гоцци К. Сказки для театра. Альфьери В. Трагедии. М., 1971

Источник: Энциклопедия Кольера


Альфиери Витторио

Альфиери Витторио (граф) — знаменитый итальянский драматург; род. 17 января 1749 г. в Асти, в Пьемонте, сын графа Антонио А. и графини Моники Мейльяр из Турнона. Рано оставшись сиротой, А. получил, с девятого года жизни, крайне недостаточное воспитание в Дворянской академии в Турине. Затем изъездил с 1767—73 г. почти всю Европу и, как богатый юноша, вел беззаботную жизнь. После своего возвращения в Турин он предался ревностно литературным занятиям. Успех, который нашли его первые драматические опыты, привел его к заключению посвятить себя этой отрасли литературы. Он постарался поэтому наверстать потерянное время и отправился в Тоскану, чтобы здесь начать основательное изучение итальянского языка. Здесь он познакомился с графиней Альбани, с которой связала его истинная любовь. Чтобы быть вполне независимым, он передал все состояние своей сестре за известную годовую ренту. Попеременно жил затем во Флоренции и в Риме, а впоследствии, вместе с графиней, в Эльзасе и Париже, где он непрерывно занимался поэзией, поправками и изданиями своих произведений. Будучи при начале французской революции в Англии, он возвратился в Париж, но уже 2 авг. 1792 г. не без некоторой опасности постарался оттуда уехать и затем поселился вместе со своей подругой во Флоренции. Здесь умер он 8 октября 1803 г. Над останками его в церкви С.-Кроче поставлен прекрасный памятник работы Кановы. В его родном городе Асти была также воздвигнута его статуя в 1 682 г. А. написал двадцать одну трагедию, 6 комедий и одну так наз. трамелогедию. Самое существенное оставил он именно в трагедиях. Между его произведениями особенно замечательны "Виргиния", "Агамемнон", "Тимолен", "Орест", "Антигона", "Мария Стюарт", "Заговор Пацци" и "Абель". Самым удачным можно назвать "Абель", которое он наименовал трамелогедией. Трагедии А. все доказывают присутствие в нем высокого, мужественного духа, но им недостает грации и прелести поэзии. Он хотел здесь действовать самыми простыми средствами, избегая всяких прикрас, одной лишь мужественной серьезностью. Его произведения поэтому холодны и неоживленны, а в изложении — просты до бедности. Стих его тверд и неприятен, а речь хотя и выразительна, но лишена всякой образности. Тем не менее, он стоит много выше других итальянских драматургов и составил себе имя. А. хотел в театре видеть общеобразовательное учреждение и при его помощи действовать на народ, делая его "свободным, сильным и благородным". Комедии его, произведения его старости, лишенные индивидуальности и занимательной завязки, не произвели впечатления. Кроме этих драматических произведений, А. написал также много од и сонет, в которых в полном силы и возвышенном стихе воспевал свою любовь и дружбу. Политические и дидактические сочинения "Della Tirannide", "Del Principe e delle Lettere" представляют плод замечательно серьезного, свободного и пытливого ума. Остальные его поэтические вещи и переводы с греческого и латинского содержат те же преимущества и недостатки его больших произведений. После его смерти уже появился "Misogalo" как памятник его ненависти к французам. Тогда же были изданы его "Opere" (22 т., Пиза, 1805—15; 37 т., Падуя, 1809—11), автобиография "Vita di Vittorio A. da Asti, scritta da esso", оригинальнейшее произведение в этом роде, которое должно было представить Италию после Бенвенуто Челлини (2 т., Лонд., 1804; нем. пер. Гайна, 2 т., Лейпц., 1812), и "Lettere inedite" (Флор., 1864). Собрания его трагедий были изданы многократно (6 т., Париж, 1788—89; 6 т., Флор., 1 820); пересмотренное Миланези по оригинальной рукописи (2 т., Флор., 1855). Ср. Чентофанти, "Tragedie e vita di A." (Флор., 1842); Теза, "Vita, giornali, lettere di А." (Флор., 1861); Тедески, "Studii sulle tragedie di A." (Мил., 1869).

Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

Яндекс.Метрика