Вернуться назад  |  Вернуться в алфавитное меню

Адорно Теодор

Адорно (Adorno) Теодор (Визенгрунд-Адорно) (1903—1969), немецкий философ, социолог, музыковед, представитель франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобритании, с 1938 — в США; с 1949 — во Франкфурте-на-Майне. Выступил с критикой культуры и общества («Диалектика Просвещения», 1948, совместно с М. Хоркхаймером). Адорно и его сотрудники провели в начале 40-х гг. в США исследование «авторитарной личности» как социально-психологические предпосылки фашизма. В концепции «новой музыки» ориентировался на творчество композиторов новой венской школы — А. Берга, А. Шёнберга, А. Веберна.

Источник: Всемирный биографический энциклопедический словарь


Адорно Теодор

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno; 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германская империя — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) — немецкий философ, социолог и теоретик музыки. Представитель Франкфуртской критической школы. Занимался музыковедением. Учился и впоследствии преподавал во Франкфуртском университете имени Иоганна Вольфганга Гёте. С 1934 года был в эмиграции в Великобритании, с 1938 — в США. С 1949 года — вновь во Франкфурте-на Майне.

Источник: Википедия


Адорно Теодор

Адорно (Adorno) Теодор [фамилия отца — Визенгрунд (Wiesengrund); А. — фамилия матери] (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне, — 6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931—33 доцент Франкфуртского университета. После 1933 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне; профессор университета (с 1950), руководитель института социальных исследований (с 1953). Критика культуры и общества, развитая А. совместно с немецким социологом М. Хоркхеймером ("Диалектика просвещения", 1947), сложилась в русле идей гегелевской диалектики, теории товарного фетишизма, отчасти — психоанализа З. Фрейда. В центре внимания А. — критический анализ изменений в характере человека в т. н. управляемом обществе, в понятии которого А. в сущности отождествляет буржуазное и социалистическое общество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено конкретное исследование структуры и формирования т. н. авторитарной личности, рассматриваемой как психологическая предпосылка фашизма ("Авторитарная личность", 1950). Вслед за В. Беньямином А. видит цель философии не в "конструировании всеобщего", а в раскрытии специфики единичного и особенного ("Отрицательная диалектика", 1966). В ряде работ подверг критике феноменологию, экзистенциализм и неопозитивизм. В философско-эстетической концепции "новой музыки" А. ориентируется на творчество австрийских композиторов А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, видя в нём адекватное раскрытие страха и отчаяния одинокого человека в современном буржуазном обществе. С этой точки зрения А. критикует неоклассицизм И. Стравинского как "реставрацию" отживших музыкальных форм ("Философия новой музыки", 1949), массовую стандартизованную музыкальную культуру и ложное музыкальное сознание, утрачивающее способность к восприятию художественной формы как целого. Автор ряда музыкальных произведений (ученик А. Берга). Свойственная работам А. афористичная лаконичность стиля сложилась под влиянием К. Крауса. В ряде работ и выступлений А. содержатся выпады в отношении общественной и культурной жизни социалистических стран. Оказал значительное воздействие на современную буржуазную социологию, философию и музыковедение. Соч.: Zur Metakritik der Erkenntnisthcorie, Stuttg., 1956; Noten zur Literatur, Bd 1—3, Fr./M., 1958—65; Klangfiguren, В., 1959; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima Moralia, Fr./M., 1962; Dissonanzen, 3 Aufl., Gött., 1963; Quasi una fantasia, Fr./M., 1963; Negative Dialektik, Fr./M., 1966. Лит.: Манн Т., Собр. соч., т. 9, М., 1960, с. 228—31; Золтай Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно, "Вопросы философии", 1968, № 3; Давыдов Ю., Негативная диалектика "Негативной диалектики" Адорно, "Советская музыка", 1969, № 7—8.

Источник: Большая советская энциклопедия


Адорно Теодор

Адорно(Adorno) Теодор (род. 11 сент. 1903, Франкфурт-на-Майне – ум. 6 авг. 1969, Фисп, Швейцария) – нем. философ и социолог, с 1949 – профессор Франкфуртского ун-та. Исходя из предпосылки о неизбежности упадка первичной философии (prima philosophia) и иррациональности рекультивирования исторически отживших идеологий, занимался проблемами критического осмысливания современной культуры и общества. Осн. труды: «Kierkegaard. Konstruktion des Дstetischen», 1933; «Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschдdigten Leben», 1951; «Zur Metaphysik der Erkenntnistheorie», 1956; «Eingriffe. Neue kritische Modelle», 1963; «Negative Dialektik», 1966.

Источник: Философский энциклопедический словарь. 2010.

Яндекс.Метрика