Бодхи

Бодхи (санскр., пали bodhi, от корня buddh, «пробуждаться», кит. пути, яп. бодай) — в буддизме «пробуждение», или «просветление», опыт, пережитый монахом Гаутамой под бодхи деревом, в результате к-рого он стал Буддой (букв, «пробужденным» или «просветленным»). Этот опыт, состоящий из трех фаз, обозначается как «тройственное знание» (тривидья): сначала будущий Будда вспомнил о всех своих прошлых существованиях, чем подтвердил реальность перерождения (сансара); затем он увидел существ, перерождающихся в разных мирах в зависимости от моральных качеств своих поступков, что было открытием закона «созревания кармы» (карма-пхала-випака); наконец, он констатировал полное и окончательное искоренение всех «омрачений» (асрава) и достижение нирваны. Два аспекта Б. — «освобождающее знание» и «очищение» — неразрывно связаны. Традиционно считается, что Б. является реализацией (в смысле «экспериментальной» верификации) Четырех благородных истин. Во всех направлениях буддизма опыт Будды Шакьямуни был признан парадигмальным для достижения «буддетва». Однако в последующей лит-ре понятие Б. подвергалось рефлексии и проблематизации. Под Б. стало пониматься и одномоментное событие высшего интуитивного прозрения вещей как они есть (ятхабухтам), называемое абхиджня, и процесс, ведущий к этому событию, — Путь (марга), состоящий из разного рода духовных практик (см. Восьмеричный путь; Матрика).

Но несмотря на сближение Б. и мистич. откровения, даже когда Б. трактуется как своего рода гносис, оно не рассматривается как автономное трансцендентное знание, возникающее спонтанно либо ниспосылаемое извне. Акцент на связи Б. с Путем составляет его отличие не только от мистич. знания, но и от нирваны как трансцендентного состояния, синонимом к-рой его часто считают. Б. как Путь разбивается на множество разных факторов (общее их число в текстах традиц. буддизма достигает 37). Деление на процесс и результат, подспудно присутствовавшее в термине Б., в полной мере выявилось в махаяне в спорах о постепенном или мгновенном просветлении. Последнее опиралось на махаянскую концепцию врожденной присущности Б. (к-рое понимается как опыт будд и бодхисаттв) всем живым существам (см. Татхагата-гарбха). В йогачаре Б. отождествляется с «переворотом основы» (ашрая-паравритти) — заключительным этапом процесса преобразования адептом своей психосоматич. природы, когда она перестает быть опорой сансары.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика