Дзогчен

Дзогчен (тиб. rdzogs chen), сокр. от дзогпа ченпо (rdzogs pa chen po) — «великое совершенство», др. назв. атийога (санскр. atiyoga — «изначальная йога»). Термин имеет след. значения: 1) состояние основы бытия (ши) и природы ума (семньи), изначально просветленного и тождественного уму будды; 2) высший (шестой) класс буд. тантр согласно классификации тантр в тиб. школе нышгма, а также высший раздел/метод «вечного бон» (юндрунг бон) — учения бон; 3) внесектарное учение, утверждающее, что раскрывает природу ума и самым кратким путем ведет к обретению полного просветления (санскр. бодхи).

В школе ньингма Д. понимают как «высшую колесницу» тантрич. практик, как самостоятельное учение с уникальной системой воззрений и методов. В практике буд. тантризма в качестве осн. метода используют путь преображения «нечистого кармического видения» (мадакле нанг), приносящего страдание пребывающим в неведении живым существам, в «чистое видение» (дакнанг) просветленных существ. Этот путь уподобляют постадийному алхимическому превращению «яда видения сансары» в «нектар просветленного знания». Обычное восприятие мира трансформируется через стадии «зарождения» и «завершения» в «чистое видение» божеств и мандал. Т.о., в методе тантрич. практик присутствует элемент постепенности. Д. предлагает не постепенную трансформацию, а «путь самоосвобождения» (рандрол лам), когда практикующий не избавляется от «яда нечистого кармического видения», применяя тантрич. методы «противоядия» или трансформации, но «высвобождает» основу этого видения: чистое, недвойственное, просветленное сознание, благодаря к-рому весь мир предстает самосовершенным.

Существуют разл. версии происхождения учения Д., основные — индо-буд. и бонская, нек-рые ошибочно усматривают связь Д. с кит. доктриной «мгновенного просветления» (чикчарва, кит. дунь у).

По бонской версии, учение Д. благодаря просветленному учителю Тонпа Шенрап Мивоче попало в гос-во Шангшунг (некогда существовавшее у горы Кайлаш) в незапамятные времена из страны Таксик (отождествляемой ныне исследователями со страной, принадлежащей древнеиранской культурной общности, напр, с совр. Таджикистаном). Бонская линия передачи знания Д. называется «устной традицией Шангшунга» (шангшунг ньенгью).

Тиб. традиц. историография (соч. Гой-лоцавы, Пема Карпо, Паво Цуклака и Дуджом Ринпоче, а также «Жизнеописание [переводчика] Вайрочаны» («Вайро драбак») утверждает, что традиция Д. берет свое начало от просветленного учителя Гарап Дордже (санскр. Прахаршаваджра; почитается эманацией, нирмана-каей, будды Ваджрасаттвы), к-рый, пребывая в состоянии созерцания, получил это учение непосредственно от Ваджрасаттвы и проповедовал его в Уддияне, легендарной стране на сев.-зап. Индии (возможно, в р-не долины Сват на терр. совр. Пакистана) в I в. н.э. (указываются и др. даты). Поэтому традиция Д. рассматривается как подлинное «слово Будды» (буддха-вачана), изреченное во вневременном и надмирном измерении. Считается, что учение передавалось по линии: пандита Манджушримитра (ученик Гарап Дордже) — Шрисимха — Джнянасутра — Падмасамбхава — Вималамитра — Вайрочана; в VIII в. оно появилось и получило распространение в Тибете.

В школе кагью в передаче учений Д. раздела Семде («Раздел ума») значительную роль сыграл один из основателей школы — Гампопа (1079-1153). В XIII в. Ранджунг Дорджэ (Кармапа III) объединил учения махамудры с учением Д. Согласно т.зр., принятой в школе гелук, учение Д. сформировалось в Тибете после X-XI вв. Последователями Д. являются известные представители этой школы (Далай-ламы V и XIII, а также Далай-лама XIV), хотя само учение в гелук (и др. школах) не раз подвергалось критике.

Т.о., Д. как система воззрений и практик появляется в тиб. буддизме не позднее X в. На это же время, в частности, указывает упоминание Д. в «Гухьягарбха-тантре» (тиб. «Санва ньинпо» — «Сокровенная сущность»), имевшей хождение в Тибете с X в., сомнения в подлинности к-рой исчезли, как считает традиция ньингма, после обнаружения ее санскр. оригинала в Самъе в нач. XIII в. В школе нъингма комплекс учений Д. делят на три раздела (считается, что это разделение восходит к Манджушримитре): «Раздел ума» (Семде), «Раздел пространства» (Лонгде) и «Раздел тайных наставлений» (Менгакде). Считается, что первые тексты Д. — это переводы на тиб. яз. древних источников с санскрита или языка, близкого санскриту, выполненные Вайрочаной и Вималамитрой в VIII в. Первым был переведен текст «Кукушка состояния присутствия» («Рикпе куджук», санскр. «Видья-кокила»). Все значительные тексты традиции Д. (такие, напр., как главная тантра раздела Семде «Царь всетворящий» — «Кундже гьялпо») входят в канонич. собрание нъингма «Ньингма гьюбум» («[Собрание] ста тысяч тантр [школы] ньингма») и являются неотъемлемой частью кама — непрерывной традиции передачи учений. Большую роль в систематизации и собственно доктринально-филос. оформлении традиции сыграл знаменитый ученый и практик традиции Лонченпа (1308-1364). Возникшая в школе ньингма в нач. XI в. практика обнаружения «спрятанных текстов» (терма), «сокрытых» до времени Падмасамбхавой (VIII в.), — источник появления многих важных текстов Д. Эта практика, не прекращавшаяся на протяжении тысячи лет, дала начало т.н. коротким линиям передачи учений, в к-рых, как считается, учение передается в чистом, неискаженном виде непосредственно от Падмасамбхавы. Важная роль в передаче учения Д. придается открывателям «скрытых сокровищ» — тертонам, перерождениям осн. учеников Падмасамбхавы — Дордже Линпа (1346-1405), Пема Линпа (1450-1521), Джикме Линпа (1729-1798).

Доктринальная сторона учения Д. описывается (начиная с Лонченпа) через традиционную в тиб. буддизме триаду: основа (ши), путь (лам) и плод/цель (древу). Состояние (нанг) основы бытия передается терминами: сущность (нгово, санскр. сварупа), природа (раншин, санскр. свабхава) и энергия/«сострадание», (тукдже, санскр. кару на). Сущность вещей (во внешнем и внутреннем, психич. измерении) — это изначальная чистота (кадак), а природа ее проявления — спонтанное совершенное присутствие (лхундруп). Неразрывное единство исконно чистой сущности и спонтанной совершенной природы являет себя через поток энергии сострадания. Это единство изначальной чистоты и спонтанной, самопроявляющейся, лучезарной (оселва) природы представлено в практиках Д. в символике изображения тиб. буквы «А» белым цветом (как символа изначального звука), из к-рой исходит пятицветное сияние. На уровне индивидуального сознания всеобщая основа является источником сансары для ума, подверженного заблуждению (марикпа, санскр. авидья), и источником нирваны, когда в нем проявлено подлинное знание (рикпа, санскр. видья), изначальная природа ума живых существ, естественная изначальная «недвойственная осознанность». Отношение основы и феноменального бытия в традиции уподобляют зеркалу и его отражениям, к-рые от него неотделимы и спонтанно в нем проявляются.

Путь в Д. состоит в достижении и постоянном, во всех проявлениях жизни, пребывании в естественной и самосовершенной природе ума — состоянии рикпа. Для реализации пути в Д. используют уникальные методы, главными из к-рых являются трекчо и тогел, практика к-рого невозможна без обретения «устойчивости» в первом методе. В методе трекчо делается акцент на качестве изначальной чистоты (кадак), во втором — на свойстве спонтанного присутствия (лхундруп). Ключевым для практики и передачи учения является принцип «непосредственного ознакомления», или «прямого введения» (нготропа) в естеств. состояние, когда учитель Д. передает ученику переживание/состояние рикпа. В дальнейшем ученик при помощи ряда вторичных методов интегрирует это переживание со всеми уровнями своего существования. Без опыта «прямого введения» практика к.-л. методов Д. не имеет смысла. Этот метод обучения — одно из «трех утверждений, проникающих в суть» (циксум неду декпа), заветов, к-рые передал Гарап Дордже своему ученику Манджушримитре и к-рые являются важнейшими принципами практики Д.: «узнавать свою природу» (т.е. получать прямое введение в свою природу) (нго рантокту тре)\ «не оставаться в сомнении» (такчик токту че)\ «пребывать в уверенности освобождения» (дендрол токту ча).

Плод/цель практики Д. - прижизненная реализация «трех тел» будды (санскр. трикая): дхарма-каи, самбхога-каи, нирмана-каи. Особый тип реализации, присущий именно Д., — это достижение «радужного тела» (джалуй), когда материальное тело практикующего при жизни или в момент смерти полностью исчезает, растворяясь в потенциале звука, света и лучей. В случае проявления «радужного тела» второго типа — в момент смерти — как правило, остаются ногти и волосы практикующего.

Критики учения Д. усматривали влияние чуждых буддизму идей бон и индуистских тантрич. школ, доктринальную близость кит. школе чань (см. Чань-цзун), точнее, к учению, к-рое проповедовал Хашан Махаяна (кит. Хэшан Мохэянь) в период первой волны распространения буддизма в Тибете и к-рое было отвергнуто в пользу инд. доктрины «постепенного пути» на знаменитом диспуте (см. Диспут в тибетском буддизме) Хашана и Камалашилы в монастыре Самъе в кон. VIII в. (см. Диспут в Самъе), навсегда определившем «проиндийскую» ориентацию буд. доктрин в Тибете. С т.зр. оппонентов учения Д., доктрина не соответствует постулатам базового для ортодоксальных школ тиб. буддизма учения прасангики- мадхьямаки. В частности, утверждалось, что доктрина Д. подобна этерналистской теории шентонг (см. Шентонг — рантонг) школы джонанг, постулирующей некую субстанциальную реальность основы (ши) бытия. Отчасти это было связано с нюансами терминологии. Так, в текстах Д. для обозначения «основы» использовался ряд терминов, в т.ч. кунши, к-рый в тиб. буддизме служил сокр. наименованием алая-виджняны (термин йогачары), что, в свою очередь, ассоциировалось с отвергнутым еще в древности учением, проповедуемым Хашаном Махаяной. Одновременно термин «основа [всего]» — купит тождествен в Д. понятию «пустоты» (тонпаньи) — классич. пониманию основы бытия в мадхьямаке. Вообще учителям Д. приходилось не раз отстаивать соответствие его постулатов доктринам буд. Срединного пути.

Традиц. линии передачи учения Д. продолжают существовать и ныне. Во 2-й пол. XX в. благодаря усилиям Намкая Норбу Ринпоче и ряда др. учителей школы нъингма, карма кагью и бон учение Д. стало распространяться за пределами Тибета — в Европе, Америке, России и сопредельных странах. Отдельные тексты Д. появлялись в Европе и до указ. периода. Это чрезвычайно популярная «Тибетская книга мертвых», а также «Тибетская книга великого освобождения» (относящиеся к терма, «открытым» в XIV в. тертоном Карма Линпой) и др. источники, перевод к-рых был издан в 1-й пол. XX в. У.Э. Эвансом-Вентцем. Именно на эти ранние переводы, изобилующие ошибками, искажающими понимание смысла, опирался основоположник аналитич. психологии К.Г. Юнг при написании своего «Психологического комментария» к «Тибетской книге мертвых», что, к сожалению, привело его к ошибочным заключениям относительно природы тиб. буд. учения.


Лит.: The Nyingma School of Tibetan Buddhism: Its Fundamentals and History / Transi, and ed. by Gyurme Dorje and M. Kapstein. Bost., 1991; Самоосвобождение благодаря видению обнаженной осознанностью: Введение в природу собственного ума / Предисл. Намкая Норбу Ринпоче. Пер. с англ. СПб., 2001; Норбу Ч.Н., Клементе А. Всевышний Источник. Кунджед Гьялпо. Основная Тантра Дзогчен Сэмдэ. Ринчен-Линг. Донецк-Москва, 2001; Далай-лама о Дзогчене. Учения Пути великого совершенства, переданные на Западе Его Святейшеством Далай-ламой. М., 2002; Гарри И.Р. Дзогчен и Чань в буддийской традиции Тибета. Улан-Удэ, 2003; Намкай Норбу Ринпоче. Дзогчен — состояние самосовершенства / Пер. с англ. СПб., 2005; Золотые письмена. Тексты традиции Дзогчен / Пер. с англ. М., 2007.

В.П. Иванов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика