Кальпана

Кальпана (санскр. kalpanä, «сконструированное»; от глагола kip, «формировать», «устанавливать») — в буддизме ментальное конструирование, лежащее в основании любого концептуального, вербального или образного содержания опыта. К. может означать и процесс, и его результат: творческое воображение, образы, спекулятивное размышление, все формы и операции мышления, а также их результат — знания, полученные с помощью мышления, гипотезы и теории. В качестве главных форм мышления в буд. традиции выступают пратити (образ), к-рый является коррелятом зап. форм понятия и суждения (поскольку особенностью санскрита является отсутствие определенных границ между сложным словом и предложением), и анумана (вывод), являющийся коррелятом суждения, умозаключения и доказательства. Ф.И. Щербатской отмечал, что К. есть также собирательное имя для трех законов: противоречия, тождества и причинности (два первых являются законами логики, третий — физич. законом).

К разряду К. буддисты относят мысленное конструирование представлений о «я» (атман; см. Анатмавада) и любые представления и соответствующие словесные обозначения (праджняпти) длительности, целостности, субстанциальности, деления на субъект и объект, субстанцию и качество. Реальность, к-рая, с их т.зр., представляет собой поток (сантана) мгновенных состояний (дхарм), не может быть «схвачена» никакими понятиями. Полезная и даже необходимая на эмпирич. уровне (самвритти-сат), т.е. в практической жизни, К. должна быть отброшена при попытке понять реальную природу вещей (парамартха-сат\ см. Две истины).

В эпистемологии школы йогачара К. противопоставляется восприятие, лишенное мысленных конструкций (кальпана-аподха). Знание, полученное в результате деятельности мышления, отлично от восприятия как чистой чувственности, оно— простая кажимость, ибо мышление конструирует образ данных в опыте вещей по своим собственным законам, и эти образы не соответствуют ничему в реальности (парамартха-сат), но получают словесное выражение. Дхармакирти в «Ньяя-бинду» (1.5) определил К. как способность «мыслить [такие] образы, к-рые могут войти в тесную связь со словом». В мадхьямаке же непосредственное восприятие считается уже «сконструированным» в свете идеи иллюзорного «я», поэтому на первый план выдвигается внеконцептуальное знание — нирвикальпа- джняна, обретаемое в результате медитации и «совершенства мудрости» (праджня-парамита).

Дигнага в автокоммент. «Вритти» к трактату «Прамана-самуччая» (13d) перечислил пять типов К. (панча-виддха-калъпана), под к-рыми имел в виду пять разновидностей терминов, выражающих ментальные конструкты-образы: «случайные» слова (ядриччха-шабда) — имена собственные, напр. «Диттха»; обозначения рода (джати-шабда), напр, рода коров (в отличие от рода лошадей, людей); обозначения качества (гуна-шабда), напр, «белый»; обозначения действия (крия-шабда), напр, «приготовление пищи»; обозначения носителя качества (дравъя-шабда), напр, «посохоносец».

Согласно Дигнаге и Дхармакирти, посредующим звеном между чистым восприятием (постигающим реальные объекты, партикулярии — свалакшана, грахья) и концептуальным конструированием (дающим знание о не имеющих реальности эмпирич. объектах, обозначаемых универсалиями — саманья-лакгиана, адхьявасея\ см. Свалакшана — саманья-лакшана) являются манаса-пратъякгиа (концептуализирующее восприятие, «умное» восприятие) — одна из шести разновидностей восприятий в буд. классификации и мано-виджняна (концептуализирующее сознание) — одна из восьми разновидностей сознания. Др. термины, близкие К., — викалъпа (дифференцирующая мысленная конструкция), парикальпа (синтезирующая мысленная конструкция), буддхи (интеллект), нишчая (воззрение, суждение).


Лит.: Dignäga. Pramana Samuccaya / Ed. and restored in Sanskr. with Vrtti, Tika and Notes by H.R. Rangaswamy Iyengar. Mysore, 1930; Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. 1-2. / Санскр. параллели, ред. и примеч. A.B. Парибка. СПб., 1995; Дигнага. Прамана-самуччая-вритти / Пер. с санскр. В.Г. Лысенко // Лысенко В.Г. Непосредственное и опосредованное восприятие: спор между буддийскими и брахманистскими философами. М., 2011. С. 115-129.

В.Г. Лысенко, H.A. Канаева

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика