Махамудра

Махамудра (санскр. mahämudra, тиб. чакгья ченпо) — букв, «великая печать» или «великий символ». Этим санскр. термином принято обозначать: 1) практику сложной многоступенчатой медитации, различные линии передач к-рой существуют в тиб. школах кагью, сакья и гелук; 2) высший уровень сознания, достигаемый в результате этой практики. В школе ньингма также существует линия передачи М, известная как «союз М. и атийоги», основанная Карма Чагме в XVII в. Считается, что все тиб. линии передачи М. восходят к махасиддхе XI в. Майтрипаде (его др. имена: Майтригупта, Адваяваджра, Майтрипа). В «Синей летописи» (тиб. «Дептер нгонпо») среди учеников Майтрипы значатся основоположник тиб. школы кагъю Марпа (1012—1097) и инд. ученый-монах Атиша (982-1054). Согласно доктрине М., все явления несут на себе отпечаток истинной реальности, свидетельствующий о том, что они лишены собств. сущности. Обнаружить этот отпечаток позволяет раскрытие пустотной природы ума, а также тщательный анализ отношений между умом и явлениями.

М. подразделяется на М. уровня сутр, М. тантр и М. «сердца» (тиб. ньинпо чакчен). М. уровня сутр связана с праджняпарамиты сутрами и называется также «тайным путем сутр» (тиб. дои санг лам). Медитация этого уровня состоит из практики парамит, размышлений над сутрами праджняпарамиты, освобождения ума от активности и внедискурсивного осознания пустоты (шуньята). М. тантр включает в себя стадии порождения (кьерим) и завершения (дзогрим) на уровне ануттара-йога-тантры и связана с визуализацией божества, образ к-рого является отражением природы нашего ума. Работа с такими образами должна проводиться с пониманием и тщательным выполнением наставлений, полученных в процессе посвящения, в этом случае она ведет к раскрытию природы ума. М. «сердца» представляет собой непосредственное, лишенное каких бы то ни было внешних атрибутов (как то: медитация, визуализация или рецитация мантр) вхождение в природу ума. Такое вхождение может стать результатом особой передачи, к-рая называется «инструкция по идентификации» (нготрой кьи дампа) или «знакомство с [естественным] состоянием сознания» (семкьи нготро), когда «коренной учитель» (цаве лама) непосредственно указывает ученику на природу его ума. Понятно, что к такому событию должны быть готовы как учитель, так и ученик.

Работа с сознанием в традиции М. разделяется на четыре стадии, или четыре йоги (чакчен нелджор ши): 1) сосредоточение на природе ума (це чикме нелджор), 2) освобождение ума от активности (тройдрел кьи нелджор), 3) осознание тождества ума и явлений (ро чикги нелджор), 4) йога отсутствия медитации (гом мекьи нелджор).

Особое развитие доктрина М. получила в различных направлениях школы кагью.


Лит.: Namgyal Tashi. Mahamudra. The Moonlight—Quintessence of Mind and Meditation. Wisdom Publications, 1986; Benin A. The Gelug/Kagyu Tradition of Mahamudra. N.Y., 1997; Ванчуг Дорже. Махамудра, рассекающая тьму неведения. М., 2002; Чоки Нима Ринпоче. Единство Махамудры и Дзогчена / Пер. с тиб. Казань, 2003; Chokyi Nyima Rinpoche. The Union of Mahamudra and Dzogchen / Ed. by M.B. Schmidt, transi, by E. Pema Kunsang. North Atlantic Books, 2004; Гарчен Ринпоче. Махамудра Джигтен Сумгона. СПб., 2004; Mathes K.-D. Blending the Sütras with the Tantras: The Influence of Maitrïpa and His Circle on the Formation of Sütra Mahamudra in the Kagyu Schools // Tibetan Buddhist Literature and Praxis. Studies in Its Formative Period, 900-1400. Leiden-Boston, 2006; Панчен-лама I Лобсанг Чокъи Гъялцен, Далайлама XIV Тендзин Гъяцо. Махамудра традиции гелук-кагью. М., 2008; Chagmé, Karma. A Spacious Path to Freedom: Practical Instructions on Union of Mahamudra and Atiyoga / Commentary by Gyatrul Rinpoche. Transi, by A. Wallace. N.Y., 2009.

В.Б. Коробов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика