Шастры

Шастры (санскр. sästra, «наука», «дисциплина», «знание», а также «правило», «предписание», «норма», тиб. тенчой, кит. лунь, яп. рон) — одно из важнейших понятий инд. традиц. культуры, означающее одновременно: 1) систему норм и правил, по к-рым должна строиться культурно значимая деятельность в той или иной области, 2) науку о том или ином предмете, а также 3) текст, ее излагающий, — от Вед до трактатов по разным дисциплинам.

В буддизме Ш. противопоставлялись сутрам как толкования — «слову Будды» (буддха-вачана). Напр., о последователях школы саутрантика говорили как о тех, «кто следует сутрам, а не Ш.» (имелись в виду Абхидхармы тексты). Под Ш. обычно имелись в виду систематизирующие комментарии к текстам, приписываемым Будде Шакьямуни. Ш. могут иметь и прозаич. и стихотворную форму как, напр., нек-рые трактаты Нагарджуны («Двадаша-мукха-шастра» и др.). Ш. назывались еще несколько категорий текстов: 1) трактаты по определенному «узкому» предмету, напр., анонимные соч. «Тарка-шастра» (приписывается Васубандху) и «Пратитьясамутпада-шастра», посвященные, соответственно, логике и буд. концепции причинности; 2) систематич. трактаты, авторитетно излагающие учение той или иной школы или направления, напр. «Шарипутра-абхидхарма- шастра» для дхармагуптаки, «Самматия-никая-шастра» для самматии, «Висуддхимагга-шастра» (автор Буддагхоса) для тхеравады, «Таттва-сиддхи-шастра» для бахушрутии, «Муламадхьямака-карика» Нагарджуны — Ш. для мадхьямаки; «Махаяна-санграха-шастра» (автор Асанга) для йогачары, и др. Стиль Ш. обычно отличается использованием специальной терминологии, лаконичностью и строгостью аргументов, часто формулируемых в виде правил. Ш. служили предметом многочисленных комментариев и субкомментариев.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика