Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Габона стр. 2

Особенности законодательной власти. Законодательной власти посвящена гл. 3 конституции Республики Габон. Органом законодательной власти в стране является парламент, состоящий из двух палат: Национальной ассамблеи и Сената. Депутаты Национальной ассамблеи избираются сроком на 5 лет путем прямых всеобщих выборов, а члены Сената — на 6 лет коллегией выборщиков, представляющих муниципальные органы. В Сенате представлены местные сообщества (ст. 35). Парламент принимает законы, регулирующие налоговую сферу, и контролирует деятельность исполнительной власти (ст. 36). Число депутатов парламента, их привилегии, условия и порядок их избрания зафиксированы в органическом законе (ст. 37). Заседания парламента являются публичными, их содержание публикуется в газете «Journal des Debats» (ст. 44). Также обе палаты парламента независимы в административных и финансовых вопросах (ст. 46).

Особенности судебной власти. Судебная власть, представленная Конституционным судом, Кассационным судом, Государственным советом, Счетной палатой, Апелляционным судом и прочими судебными инстанциями, вершится от имени народа Габона (ст. 67). Судебная власть является независимой и не подчиняется другим ветвям власти — исполнительной и законодательной (ст. 68). Гарантом независимости судебной ветви власти является президент (ст. 69).

Высшим органом судебной системы является Верховный судебный совет во главе с президентом республики (ст. 70). В Верховном судебном совете законодательная ветвь власти представлена тремя депутатами и двумя сенаторами, которые обладают совещательным голосом. Совещательным голосом обладает также министр финансов (ст. 71). Высшей судебной инстанцией по гражданским, торговым, социальным и уголовным делам является Кассационный суд (ст. 73). Административными вопросами занимается Государственный совет (ст. 74). Счетная палата осуществляет контроль над государственными финансами (ст. 75). Высший суд юстиции функционирует в исключительных случаях, например при необходимости судить президента республики, подозреваемого в нарушении присяги и государственной измене (ст. 70). Конституционный суд состоит из 9 судей, назначаемых президентом, Сенатом и Национальной ассамблей (ст. 89). Территориально-государственное устройство. Габон разделен на 9 провинций: Эстуаре, Хаут-Огове, Мойен-Огове, Нгунье, Ньянга, Огове-Лоло, Огове-Маритиме, Волью-Нтем. Провинции поделены на 37 департаментов.

Местное управление и самоуправление. На местном уровне действуют префекты и субпрефекты, возглавляющие провинции и округа. Префекты и супрефекты назначаются президентом республики. В 7 городских коммунах местные органы власти представлены муниципальными советами, избираемыми на 5 лет всеобщим голосованием.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Габон — бывшая французская колония, что привело к значительному влиянию французского институционального дизайна в стране. Государственные институты, а также система судопроизводства построены по французскому образцу.

Внутренние конфликты и расколы. Индекс имущественного расслоения (коэффициент Джини) для Габона составляет 41,5 (2011 г.). По данным Гейдельбергского института на 2011 г., в Габоне с 2009 г. существует конфликт между правительством и оппозиционными партиями, которому присвоен 2-й уровень по шкале Барометра конфликтов. Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. Официальная идеология в стране, согласно конституции 1991 г., отсутствует.

Религия и государство, роль религии в политике. В Габоне действует свобода вероисповедания, государство отделено от церкви. В 1973 г. президент принял ислам. 55 — 75% христиане, остальное население придерживается традиционных верований, менее 1% составляют мусульмане.

Политическая роль военных/силовых структур. Военные имеют незначительное влияние, главным образом в силу своей малочисленности и полной подконтрольности президенту. Особенности партийной системы. Многопартийная система была установлена в 1991 г. Доминирует на политическом пространстве созданная президентом Габонская демократическая партия, которой постоянно принадлежит свыше 2/3 голосов. Систему можно охарактеризовать как систему доминирующей партии.

НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. В Габоне авторитетом пользуются Национальное объединение профсоюзов (политическая партия), Габонская партия прогресса, а также организации деловых кругов: Палата торговли, сельского хозяйства, промышленности и рудников Габона, Национальный совет объединения предпринимателей. Среди профсоюзов выделяется Габонская конфедерация свободных профсоюзов (16 тыс. членов). Роль других НПО минимальна.

Положение и роль СМИ. Независимые СМИ в Габоне не существуют, разрешено создание только аффилированных СМИ при политических группах. В настоящее время в Габоне все СМИ де-факто находятся под контролем власти.

Гендерное равенство/неравенство. По конституции Га¬бона женщины обладают равными с мужчинами правами, но на практике их представительство в парламенте и орга¬нах власти минимально.

Положение в мировой экономике и политике

Национальное хозяйство в контексте мировой экономики. Габон лидирует по ВВП на душу населения среди государств Центральной Африки — 5500 долл. США (2001 г.). В стране 600 тыс. чел. экономически активного населения. Инфляция составляет 1,5%. Среди отраслей хозяйства по доле в ВВП лидирует промышленность (60%), на 2-м месте — сфера услуг (30%), а оставшаяся доля приходится на сельское хозяйство. При этом сельское хозяйство лидирует по числу занятых (60%), тогда как на промышленность и торговлю приходится 15%, а на сферу услуг — 25%. Производство электроэнергии составляет 850 млн кВт ч (2000 г.) Среди отраслей горнодобывающей промышленности лидирует добыча нефти — ведущая отрасль экономики вообще, а также такие отрасли, как добыча марганцевой руды и золота. Обрабатывающая промышленность производит главным образом продукты нефтепереработки (бензин, керосин, авиационное топливо). Кроме того, в число значимых отраслей входят пищевая и лесная промышленность.

Сельское хозяйство Габона не может полностью удовлетворить потребности страны. В стране выращиваются бананы, маниок, сахарный тростник. Животноводство заключается главным образом в свиноводстве и овцеводстве.

Общая протяженность железных дорог в стране составляет 649 км, а объемы перевозок: пассажирские — около 200 тыс. чел. в год, грузовые — примерно 3 тыс. т в год. Общая протяженность автомобильных дорог составляет 8,5 тыс. км, причем из них только 838 км — дороги с твердым покрытием. В Габоне имеется 59 аэропортов, три из них — международные. Есть несколько морских портов, общее водоизмещение торгового флота — 35 тыс. т. В Габоне свыше 200 тыс. радиоприемников, более 60 тыс. телевизоров, 39 тыс. телефонных линий и 120 тыс. сотовых телефонов, 18 тыс. пользователей Интернета.

Габон ежегодно посещает около 170 тыс. туристов (1997 г.), что приносит стране 7 млн долл. США.

Габон стремится привлекать зарубежные инвестиции в горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство. Правительство придерживается политики постепенной либерализации государственного сектора экономики, стимулирования создания новых рабочих мест.

Курс национальной валюты — франка — жестко привязан к евро. Валютные резервы страны составляют около 20 млн долл. США. При этом государственный бюджет составляет 1,8 млрд долл. США. Объем экспорта в 2001 г. составил 2,5 млрд долл. США, а импорт 921 млн долл. США. Главным торговым партнером Габона являются США (половина всей внешней торговли), на втором месте Франция, затем Китай. Главный продукт экспорта — сырая нефть (81%), а также лес, марганец.

В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 г., Габон назван страной с экономикой «высокого среднего дохода» {uppermiddle income). Также в классификации Всемирного банка Габон определен как страна — заемщик МБРР, что позволяет получать несвязанные (благодаря платежеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 г.): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (89,17%); древесина и изделия из нее, древесный уголь (6,62%); руды, шлаки, зола (2,16%); каучук и изделия из него (0,58%); чугун и сталь (0,23%) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 г.): энергосиловое оборудование (20,05%); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (8,88%); фармацевтическая продукция (6,96%); электрическое и электронное оборудование (6,79%); изделия из чугуна и стали (6,38%); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (4,77%); мясо и мясные субпродукты (4,23%); зерновые культуры (4,23%); оптические, фотографические, технические, медицинские и другие приборы (2,35%); пластмассы и изделия из них (2,1%); чугун и сталь (2,08%) и др.

Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы. Габон имеет ограниченный потенциал воздействия на внешнюю среду. Общий размер взносов Габона в регулярный бюджет ООН в 2012 г. определен в размере 361 932 долл. США, или 0,014% взносов всех стран-участниц (у США — 22%). Квота Габона в МВФ в 2012 г. составляет 0,06% от совокупного размера квот, «вес» при принятии решений — 0,09% от общего числа голосов (у США эти показатели составляют соответственно 17,70 и 16,76%).

Габон — страна-реципиент. Размер зарубежной помощи в процентном отношении от ВНД в 2010 г. был равен 0,91%, или 69,08 долл. США на душу населения. Страна экспортирует энергоресурсы.

Население страны невелико даже в масштабах Африки и составляет около 0,02% от населения мира. Французский язык имеет статус официального (национального и/или государственного) в Габоне и еще как минимум в 28 странах мира. Общая численность говорящих на французском языке — более 120 млн чел. (население государств, в которых французский является официальным, составляет около 80 млн чел.), или более 2% населения мира.

Габон дважды избирался непостоянным членом СБ ООН.

По данным доклада «Военный баланс 2009», подготовленного Международным институтом стратегических исследований (International Institute of Strategic Studies), численность вооруженных сил Габона в 2008 г. составила 4700 чел. Численность военизированных подразделений (жандармерия) — 2 тыс. чел. На вооружении сухопутных войск находились 70 БРМ, 12 БМП, более 21 БТР и 51 артиллерийское орудие и миномет. ВМС располагали 9 катерами и патрульными судами. На вооружении ВВС состояли 14 боевых самолетов, в том числе 13 истребителей (устаревшие модели), 5 ударных и 9 военно-транспортных вертолетов.

Расходы на оборону Габона в процентах ВВП ниже среднемировых.

Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнеры, отношения с Россией. Буркина-Фасо участвует в следующих международных организациях: учреждения ООН: ООН, специализированные органы Генеральной ассамблеи (ЮНКТАД) и Совета безопасности, специализированные организации Объединенных Наций (ФАО, МБРР, ИКАО, МАР, МФК, МФСР, МОТ, МОМ, ИМО, МВФ, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВПС, ВОЗ, ВОИС, ВМО), МАГАТЭ.

Другие международные организации: Международный уголовный суд, Группа 77, Международная организация профсоюзов, Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная организация по стандартизации (на правах члена-корреспондента), Международный телекоммуникационный союз, Организация по запрету химического оружия, ВТО, Всемирная туристическая организация, Всемирный таможенный союз.

Буркина-Фасо также входит в такие организации, как Организация Исламская конференция, Движение неприсоединения, Организация франкоговорящих стран. Страна участвует в следующих интеграционных блоках: Центральноафриканский банк развития, Зона франка.

Во внешней политике Габон в основном ориентируется на Францию. Взаимоотношения с соседями носят ограниченный характер. Отношения с США стабильны и традиционно значимы для Габона с момента приобретения независимости.

Дипломатические отношения с Габонской Республикой установлены 15 октября 1973 г. Российская Федерация признана Габоном в качестве правопреемника СССР

Вызовы и угрозы безопасности

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства для Габона в настоящее время может быть оценено как низкое.

В 1960-х гг. страна пережила череду военных переворотов, но с 1967 г. не было совершено ни одной успешной попытки неконституционной смены власти. Большинство международных конфликтов Буркина-Фасо носят территориальный характер, в частности, неурегулированной остается морская граница с Экваториальной Гвинеей. Угрозу терроризма в Габоне можно охарактеризовать как низкую.

Коррупция — системная проблема в Габоне. На основе экспертных оценок уровень коррупции в Габоне характеризуется как высокий. Габон не сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2013», в 2005 — 2015 гг. прогнозируется положительный прирост населения, который составит 2,4% в год.

Согласно официальной точке зрения, имеющийся уровень миграции (2005 г.) является неудовлетворительным, правительство предпринимает усилия для снижения уровня как эмиграции, так и иммиграции.

Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. Географическое положение Габона может быть охарактеризовано как благоприятное с точки зрения опасности стихийных бедствий.

Экономические угрозы. В структуре экспорта Габона преобладает сырая нефть.

Для экономики страны характерно отрицательное сальдо внешнеторгового оборота (в 2005 г. импорт превысил экспорт почти в 2 раза).

По данным Международного энергетического агентства, Габон имеет положительное сальдо топливного баланса (чистый экспорт — 10,41 т нефтяного эквивалента) и не зависит от импорта энергоносителей.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика