Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Индийские языки

Первыми будут рассмотрены индоиранские языки. В начале II тысячелетия до н.э. народы, говорившие на индоиранских диалектах, населяли Среднюю Азию. Индоиранцы называли себя агуа (корень этого слова сохранился в названии страны Иран), поэтому индоиранские языки называют еще арийскими.

Во второй половине II тысячелетия до н.э. индоиранское единство нарушается. Часть ариев продвигаются на юго-восток — в Индию, где потом лингвистически обособилась индийская группа языков. Оставшаяся часть (предшественники иранцев) тоже захватывает все большее пространство, особенно на юго-западе (совр. Иран). Таким образом, возникли индийская, иранская и переходная дардская группы.

Индийская (или индоарийская) группа (940 млн). Вторжение ариев в северо-западную Индию совпало с появлением вед (др.- инд. veda- ‘знание’, родственно рус. ведать) — собрания религиозных текстов (гимнов богам, песнопений, сопровождавших жертвоприношения, всевозможных заклинаний и т.п.). Веды сыграли исключительную роль в развитии не только религии, но и всей культуры Индостана. Ведический язык вскоре перестал развиваться, став исключительно языком религии. Особенно архаичен сборник «Ригведа» (т.е. «Веда гимнов»), вероятно возникший еще во II тысячелетии до н.э..

Позднее складывается литературный язык санскрит (др.-инд. samskrta ‘очищенный, обработанный’), представленный двумя стилистическими формами — эпической и классической. Эпический санскрит — это язык двух огромных поэм — «Махабхараты» и «Рамаяны». Индийский эпос сложился во второй половине I тысячелетия до н. э. и на протяжении двадцати веков питал своими сюжетами и образами литературу всех народов Индостана и многих народов Юго-Восточной Азии.

Классический санскрит, строгие нормы которого изложены в грамматике Панини (IV в. до н.э.), до самого последнего времени оставался литературным языком индийцев. Наибольший расцвет литературы на санскрите относится к I тысячелетию н. э. Классический санскрит этой эпохи охватывает все жанры литературы: веселые рассказы, занимательные романы, драму и лирическую поэзию, грамматику и философию, религию и математику — все в равной мере используют санскрит. И в настоящее время более двух тысяч индийцев называют санскрит своим родным языком. Санскрит использовался как литературный язык и за пределами Индии, например в Камбодже и на Яве, где он оказал глубокое воздействие на местные литературные языки (кхмерский и кави).

Ведический язык и санскрит вместе образуют древнеиндийский язык. Лингвистические формы санскрита соответствуют живому языку начала I тысячелетия до н. э. и с тех пор мало менялись. Но живые языки развивались и уже к середине того же тысячелетия настолько отличались от санскрита, что лингвисты называют их среднеиндийскими языками.

Литературная фиксация среднеиндийских языков отражена в пракритах (др.-инд. prakrta — ‘естественный, обычный’).

Особенно широко и многообразно пракриты представлены в классической индийской драме. Здесь цари, герои, брахманы говорят на санскрите. Прозаический диалог персонажей среднего ранга ведется на пракрите шаурасени (соответствующий диалект — далекий предшественник хинди). Принцы говорят на пракрите магадхи (соответствующий диалект характеризовал восток страны). Женщины поют свои песни на махараштри (отдаленный предок маратхи). Низшие персонажи (злые духи, угольщики, судомойки, варвары) говорят на пайшачи, относящемся к кругу диалектов апабхранша (др.-инд. apabhramSa ‘падение, порча’), наиболее близких живой речи.

Пракриты использовались и теми религиозными течениями, которые пытались порвать с господствующим брахманизмом, в свою очередь восходившим к религии вед. Из таких пракритов наиболее известен пали — самый архаичный из среднеиндийских языков. Проповедники буддизма, возникшего в самом начале V в. до н.э., обращались к народу на живых (среднеиндийских) языках, в числе их был и пали. Постепенно новая религия захватила всю Индию и Цейлон (совр. Шри-Ланка). Именно на Цейлоне в I в. н. э. на языке пали были записаны канонические буддийские книги. Когда в VIII—IX вв. в самой Индии произошел возврат к старым традициям и буддизм был почти искоренен, он сохранился в Шри-Ланка, а с ним и язык южных буддистов — пали. В качестве сакрального (священного) языка пали проник и в страны Индокитая: Мьянму, Лаос, Камбоджу, Таиланд.

На рубеже I и II тысячелетий появляются первые письменные памятники новоиндийских языков. Лингвистическая ситуация северного Индостана очень сложна. Не существует четких и определенных границ между языками. От берегов Брахмапутры до берегов Инда можно пройти по деревням более 2000 км и нигде не заметить языковой границы, хотя жители крайних точек, говорящие на ассамском языке и на синдхи, совершенно не понимают, друг друга. Конечно, по мере распространения грамотности будет усиливаться роль литературного языка и языковые границы станут более определенными. Этому же способствует и деление Индии на штаты, организованное по лингвистическому принципу.

На крайнем востоке Индии — в долине Брахмапутры представлен ассамский язык (15 млн; л. с XIV в.). В устье Ганга и Брахмапутры распространен бенгальский язык (Бангладеш и индийский штат Западная Бенгалия; более 190 млн; п.п. с X в.). Литература на бенгальском языке — одна из самых значительных из новоиндийских литератур. Всемирную славу приобрел бенгальский писатель Рабиндранат Тагор. Литературный язык имеет три существенно различные стилистические формы: поэтический стиль, классический стиль и так называемый разговорный стиль.

К юго-западу от бенгальского распространен язык брия (30 млн; п. п. с XI в.), а на западе — языки и диалекты штата Бихар (95 млн), образующие как бы мост к диалектам хинди. Важнейшие из них: майтхили (ок. 36 млн; л. с XVI в.), магахи (ок. 15 млн) и бходжпури (42 млн).

Средняя часть северной Индии занята диалектами хинди (295 млн). Поэтические памятники на этих диалектах известны с XV в. Особенно важна поэзия на диалекте авадхи, прославленная именем Тулси Даса (XVI в.), воскресившего «Рамаяну» в Новое время. Однако более прочной оказалась другая литературная форма — язык урду (55 млн). Поэзия на этом языке возникла в XVI в. при дворах мусульманских правителей южной Индии (в частности, в Хайдарабаде). Местное население говорило на дравидских языках (телугу, каннада), а правящая верхушка — на диалекте кхари боли, принесенном с севера Индии (из Дели). С XVIII в. поэзия на урду, насыщенная персидской и отчасти арабской лексикой, использующая арабскую графику, стала процветать и у мусульман северной Индии, вытесняя собственно персидскую поэзию. Английская Ост-Индская компания использовала урду как деловой язык в переписке и общении с индийскими князьями. Это обстоятельство способствовало возникновению художественной прозы и деловых жанров на урду. В XIX в. появляются и газеты на этом языке. В настоящее время урду — государственный язык Пакистана (8% населения) и один из официальных языков Республики Индии.

Немусульманская (индуистская) интеллигенция северной Индии с начала XIX в. стала создавать свой литературный язык, получивший название хинди (230 млн). В противоположность арабской графике урду в хинди стал использоваться алфавит деванагари, арабские и персидские книжные слова заменялись книжными заимствованиями из санскрита.

Таким образом, различия двух литературных форм языка ограничены рамками письменного общения и не затрагивают использования языка в быту. Общую (разговорную) часть обоих языков называют иногда хиндустани. Литературный хинди все более укрепляет свои позиции, постепенно вытесняет не только хиндиязычные диалекты, но и соседние диалекты штатов Бихар, Харьяна и Раджастхан. Диалекты последнего иногда объединяют под общим именем раджастхани (12 млн). К раджастханским диалектам в языковом отношении близки диалекты пахари (27 млн), на которых говорят в предгорьях Гималаев. Из диалектов пахари выделяется язык непали (13 млн; п. с XIV в.), государственный язык Непала. На северо-западе Индостана господствуют язык панджаби (33 млн; л. с XVI в.) и язык ленди (60 млн). С юга к ним примыкает язык синдхи (20 млн; л. с XVII в.). На этих трех языках говорит, более 80 % населения Пакистана.

К югу от синдхи и раджастхани распространен язык гуджарати (40 млн; п. п. с XV в.), к которому близок язык бхили (6 млн). Дальше на юг начинается область распространения языка маратхи (85 млн; п. п. с XI в.), довольно существенно отличающегося от языков северной Индии.

Далеко на юге, в отрыве от других индоарийских языков, находится сингальский язык (около 15 млн) — основной язык Республики Шри-Ланка. Литературный сингальский язык образовался еще в XIII в. и сейчас резко отличается от разговорного языка.

Наконец, к индоарийской группе относятся многочисленные цыганские диалекты (несколько миллионов, в том числе 170 тыс. в России). Само название цыган rom соответствует др.-инд. Domba бродячий музыкант низкой касты. Как видим, характерные занятия цыган сложились еще в Индии, которую они покинули в I тысячелетии н.э. Пройдя страны Среднего и Ближнего Востока, цыгане в XI в. появились на Балканах, отсюда они распространились по всей Европе. Этимология англ. gipsy и исп. gitano 'цыган' связана с популярной (но ошибочной) версией о египетском происхождении цыган (лат. Aegyptus). Дардская группа (более 6 млн). Языки этой группы распространены на самом севере Индии и Пакистана, частично в Афганистане. Самый известный из них — язык кашмири (5 млн; л. С XIV в.), остальные языки бесписьменны.

А.Я.ШАЙКЕВИЧ - "ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКУ"

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика