Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

ПЛАНИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

ПЛАНИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА в стране, функция упр. библ. делом, содержанием к-рой является определение осн. целей и задач, средств их реализации и показателей развития сети б-к, обслуживания населения наопред. временной период. Процедуры планирования следуют за этапом прогностического анализа потребностей в библ. обслуживании.

В условиях планового ведения нар. х-ва в СССР было положено начало перспективному П. б. д. Ключевыми позициями первых пятилетних библ. планов, к-рые входили в т. н. «культурные пятилетки» и составляли разделы общего народнохоз. плана СССР, были принципы орг. и размещения библ. сети в городах и сел. местности, формирования б-кразл. видов.

П. б. д. на макроуровне велось коллегиально. Комиссии по построению первой и второй библ. пятилеток (их возглавляли соотв. А. А. Покровский и М. П. Сафонов) опирались на предложения, идущие с мест, и теорет. проработку проблем, актуальных для того периода. План на третью пятилетку детально проработан не был (Вел. Отеч. война прервала начатую работу). В статье В. К. Кирова, опубл. в журн. «Красный библиотекарь», содержались лидыь предложения к плану.

В послевоен. период в гос. плановых док. развития нар. х-ва (в последующие годы это были планы экон. и социального развития страны на пять и семь лет), наряду с указаниями об усилении идеолог, деятельности б-к, имелись контрольные показатели развития их сети на основании предложений местных органов культуры, сделанных с учётом утв. нормативов. В регион, (терр.) планах показатели открытия б-к М-ва культуры детализировались по годам и применительно к городу и селу.

В кон. 60-х гг. необходимость гос. П. б. д. была вызвана интенсивными процессами в нар. х-ве, неравномерным ростом сети б-к со слабой материально-техн. базой, несогласованным развитием совокупности б-к, принадлежавших более чем 50 крупным ведомствам. Появился новый тип планового док. — «Осн. направления развития библ. дела в СССР» на пятилетний и более отдалённый период. В кач-ве плановых показателей для б-к сети М-ва культуры СССР такие док. содержали: кол-во вновь открываемых массовых б-к в городах и сел. местности по каждой из союз, респ., кол-во читателей, книговыдач, книгообеспеченность на душу населения, численность фондов, библ. кадров, к-рые следует подготовить в высш. и ср. учеб. заведениях, сведения о стр-ве и ремонте крупнейших б-к. Планы союз. респ. и ведомств разрабатывались более детально.

В 70—80-е гг. в разделе «Культурное строительство» народнохоз. планов СССР утверждался показатель числа самостоятельных массовых б-к, дифференцир. по каждой из союз, респ. Он состоял из двух частей — кол-во имеющихся б-к и кол-во б-к, к-рые предстояло открыть (всего за пятилетку и по годам). В др. разделах плана предусматривались суммарные ресурсные показатели, касающиеся мебели и оборудования для б-к — в плане пр-ва; стр-ва библ. зданий — в планах капитального стр-ва; фонда зарплаты работников б-к М-ва культуры — в плане по труду; выпуска учеб. заведениями б-рей высш. и ср. квалификации — в плане подготовки специалистов.

Ассигнования на содержание б-к и развитие сети, относящейся к М-ву культуры, выделялись из гос. бюджета. Б-ки др. ведомств находились на обеспечении своих отраслей нар. х-ва. Планы библ. деятельности, как и нар. х-ва в целом, были обяз. для выполнения; с этой целью производился ведомств, и гос. контроль.

Планирование осуществлялось от достигнутого уровня, т. е. в каждый следующий период следовало увеличивать кол-во читателей, фондов, книговыдач, посещений и т. д. Стремление достичь необоснованных показателей нередко провоцировало приписки. Приоритет экстенсивного планирования привёл к стагнации библ. сферы, сковывал инициативу б-к. Попытки исправить положение наблюдались в 70-е гг. (упорядочение сети) и в 80-е гг. (централизация массовых б-к). Однако упорядочить сеть повсеместно не удалось, на нек-рых терр. б-ки разл. ведомств располагались слишком густо, в горных р-нах, на Севере их явно не хватало. Быстро проведённая централизация, наряду с повышением общего уровня библ. обслуживания, имела и негативные последствия (обеднение фондов филиалов, их обезличивание и др.).

В сов. период формировались методолог, основы П. б. д., чему в знач. степ, способствовали В. А. Касаткин, Н. К. Крупская, А. А. Покровский, М. П. Сафонов, М. А. Смушкова, Б. Н. Бачалдин, Н. С. Карташов, Л. И. Куштанина, В. В. Серов, Е. А. Фенелонов, И. М. Фру мин, О. С. Чубаръян. Важнейшими методолог, принципами были признаны: демокр. централизм, многоуровневый расчёт показателей, дифференцир. подход и адресность. В процессе планирования использовались методы: нормативный, анализа, учёта и моделирования ситуаций, экономико-мат., эвристический и др., известные в прогнозировании и планировании непроизв. сферы. В 70-е гг. на основе изучения заруб, опыта сов. библиотековедами был предложен программно-целевой подход к П. б. д. На практике он получил распространение в постсов. период, когда началось формирование целевых программ и проектов. Появились новые виды плановых программно- ориентирующих док., среди к-рых особое место заняла «концепция». В отличие от жёстко регламентированных позиций, имевших место в планах сов. периода, это система взглядов на перспективы развития библ. деятельности и формы её орг. Наиболее известна «Концепция библ. дела на рубеже 2000», подготовленная коллективом специалистов под рук. РГБ (1992).

В постсов. время приоритеты библ. деятельности в России определяются федер. и регион, органами культуры и находят отражение в целевых программах, разработанных с использ. результатов широкомасштабных обсуждений в проф. среде. Осн. черты целевых программ — увязка приоритетных целей и ресурсов. Б-ки включаются в реализацию таких программ на разл. уровнях (местном, респ., междунар.) на основе защиты своих проектов и получают грант на их реализацию.

В рамках раздела «Библиотеки России» федер. целевой программы «Культура России» (2001—05) М-во культуры РФ в 2001—02 поддержало 400 регион, проектов. В 2003 в план включено ещё 175 заявок. Поддержаны проекты, направленные на информатизацию б-к, нац. программа сохранения фондов, программа проф. подготовки специалистов в области библ. дела, развития б-к муницип. уровня. В результате целенаправленной гос. политики создана информ.-компьютерная сеть ЛИБНЕТ, развита сеть публ. центров правовой информации на базе общедоступных б-к, предусмотрена система безопасности библ. фондов на федер. и регион, уровнях. Стратегич. проектирование в библ. деле становится одной из признанных управленческих моделей на всех уровнях — федер., респ., муницип. и в отдельных б-ках.

Лит.: Бачалдин Б. Н. Из опыта перспективного планирования библиотечного дела в Российской Федерации // Сов. библиотековедение. 1977. № 1; Кузьмин Е. И. Библиотеки России на рубеже тысячелетия.М., 1999;Куштанина Л.И. Библиотечное дело как звено народнохозяйственного планирования // Сов. библиотековедение. 1979. Вып. 1; Она же. Перспективное планирование: актуализация проблемы // Библиотековедение. 1996. № 2; Материалы к планированию библиотечной работы. М.; Л., 1934; Стратегическое планирование в библиотеке: Теория и практика: Науч.-реф. сб. М., 1999. Л. И. Куштанина

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика