Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

область библиографической деятельности (вид библиографии), обеспечивающая проф. информ. потребности специалистов разл. отраслей практ. деятельности и сферы упр.

Библиогр. обеспечение специалистов-практиков вплоть до 70-х гг. 20 в. считалось задачей науч.-вспом. (содействие науч. и проф.-произв. деятельности ГОСТ 7.0—77) или рекомендательной библиографии (дискуссия о рек. библиографии для специалистов нач. 60-х гг.). В ходе названной дискуссии был поставлен вопрос о выделении в особую гр. библиографических пособий, призванных активно выполнять ориентирующую функцию по отношению к специалистам-практикам, для чего необходимо применять методы рекомендат. библиографии (М. А. Брискман, В. И. Гранский и др.). Однако нек-рые участники дискуссии выступили против отнесения этих пособий к рек. библиографии как виду просвет, (в помощь общему самообразованию) деятельности (Б. А. Смирнова и др.).

Огромный фактич. мат-л, собранный при изучении проблемы «Библиотека и научная информация» (1965—69), подтвердил наличие у специалистов-практиков специф. информ. потребностей, выявил их неудовлетворённость существовавшей системой библиографического обеспечения. Стало очевидным, что обеспечение специалистов-практиков следует выделить в самостоятельное подразделение библиографии, имеющее своё терминолог. обозначение.

А. И. Барсук, отмечая тенденцию дифференциации науч.-вспом. библиографии в связи с усиливающимся противоречием между её широкими общеотрасл. коммуникативными функциями и целенаправленными конкретно-обслуживающими задачами, выделил новый вид произв. (произв.-вспом.) библиографию, включающую науч.-произв. (в помощь специалистам) и массово-произв. (в помощь рабочим массовых профессий) библиографию. Последняя по традиции, восходящей к годам первых пятилеток, считается рек., однако М. П. Гастфер и др. ещё в 60-х гг. обращали внимание на фактическую инородность проф. ориентированных пособий для рек. библиографии. До сих пор этот вопрос остаётся дискуссионным.

В ГОСТ 7.0—84 был включён термин «проф.-произв. библиогр. указатель (список, обзор)», назначение к-рого помощь практ. проф.-произв. деятельности. В ГОСТ 7.0—99 он заменён термином «проф.-произв. библиогр. пособие», предназначенное специалистам различных областей практ. деятельности.

Библиографоведы расходятся в вопросах о границах и терминолог. обозначении данного вида библиогр. деятельности. М. Г. Вохрышева в кач-ве одного из осн. видов по признаку предмета (по сферам обществ, жизни) выделяет произв.-вспом. библиогр. деятельность, обеспечивающую информ. потребности в сфере пр-ва (ИТР, рабочих, уч-ся проф.- техн. уч-щ). Библиогр. обеспечение проф. и непроф. информ. потребностей в социальной сфере (работников упр., здравоохранения, образования, культуры, спорта, сферы бытового обслуживания, уч-ся общеобразоват. и проф. школ, деятелей обществ, орг.) она считает задачей социально- вспом. библиогр. деятельности.

П.-п. б. призвана осуществлять информ. связь науки с практикой, содействовать внедрению науч., опытно-конструкторских и метод, разработок, распространению передового опыта во всех отраслях материального пр-ва (пром-сть, сел. х-во, транспорт, связь и т. д.), социальной сферы (гос. упр., здравоохранение, образование, культура и т. д.). Её назначение библиогр. обеспечение проектной, поисковой, конструкторской, хоз., юрид., информ. и иной практ. деятельности. Мн. темат. указ., в знач. объёме издававшиеся в СССР в 80-х гг. науч.-техн., с.-х., мед., пед. и др. б-ками, органами НТИ, являются по существу проф.-произв.: ежегодники «Книгу в помощь специалисту сельскохозяйственного производства» и «Новое в сельскохозяйственной науке и практике» (ЦНСХБ), сер. «В помощь разработке и реализации целевых комплексных научно-технических программ» (ГПНТБ СССР), «Медицина. Информация. В помощь практическому врачу» (РНМБ Украины), указ. для учителей истории и обществоведения (ГПИБ) и др.

Адресат проф.-произв. библиогр. пособий специалисты-производственники, к-рые решают практич., а не науч.-исслед. и (или) науч.-пед. проблемы. Тематика пособий должна отражать осн. направления науч.- техн., социально-экон. развития в той или иной отрасли. Особенность пособий данного вида: целенаправленный отбор лит., имеющей прикладной характер; отсев избыточной информации (чисто теорет. и ист. работ); преимущественное внимание к публ. последних лет о передовом опыте, новой технике, технологии, орг. и методике деятельности; упор на нормативно-произв. документацию и лит. (стандарты, описания изобретений, положения, инструкции, практ. рук., метод, рек. и т. п.). Особенности имеют пособия в помощь учителям и преподавателям ср. спец. проф. учеб. заведений (отражение исслед. и науч.- попул., в т. ч. и ист., лит. по предмету преподавания).

Проф.-произв. пособия призваны играть важную роль в проф. образовании и самообразовании специалистов. Они выполняют ценностно- ориентировочную функцию, что обеспечивается использ. метода библиогр. рек. Мн. библиографоведы и библиографы-практики относят библиогр. пособия в помощь рабочим попрежнему к рек. библиографии, исходя из того, что они имеют не только проф.-образоват., но и общеобразоват. значение. В СССР их подготовка приобрела широкий характер. Сформировались разл. типы пособий, методика составления к-рых активно разрабатывалась: в помощь освоению профессии и повышению квалификации, в помощь расширению общетехн. кругозора, для ознакомления с новой лит. по определённой отрасли, в помощь проф. ориентации молодёжи на рабочие профессии, в помощь проф. чтению уч-ся системы профтехобразования. Координац. и метод, центром библиографии для рабочих пром-сти, создаваемой центр, отрасл. науч.-техн. б-ками, стала ГПНТБ (см. Государственная публичная научно- техническая библиотека (ГПНТБ) России).

В целом же процесс формирования П.-п. б. как самостоятельного вида окончательно не завершён, дифференциация библиогр. пособий для рабочих по признаку целевого назначения (проф. и непроф. потребности) на массово-произв. и попул. практически не осуществлена. Мало разработаны вопросы методики библиографирования в зависимости от специфики отрасли и информ. потребностей отдельных категорий специалистов (особенно социальной сферы).

Лит.: Барсук А. И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. М., 1975; Брискман М. А., Гранский В. И. О рекомендательной библиографии для специалистов Сов. библиогр. 1966. 4; Вохрышева М. Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность. М., 1989. Г. Л. Левин

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика