Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система сомали стр. 2

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. До конца XIX в. территория Сомали находилась под влиянием арабских султанатов, с конца XIX в. и до получения независимости в 1960 г. — под властью метрополий Великобритании, Франции и Италии. Колониальные державы сталкивались с сопротивлением местного населения, которое отторгало навязываемые формы государственности. После обретения независимости в 1960 г. и до 1991 г. существовали формальные государственные структуры (под властью фактически военной диктатуры), с 1991 г. по настоящее время действенная государственная власть на территории страны отсутствует. С 2000 г. продолжаются переговоры о создании единого правительства Сомали.

Внутренние конфликты и расколы. С 1991 г. по настоящее время на территории Сомали ведется гражданская война. Объявлены самопровозглашенные государства Сомалиленд, Пунтленд, Маахир и Гальмудуг. На конференции по примирению в Сомали 2004 г. было создано Переходное правительство, однако оно не признается полностью всеми гражданами страны (существует раскол между Переходным правительством и этническими кланами, которые реально сосредоточили власть в регионах). Также с 2006 г. продолжается противостояние между Союзом исламских судов и Переходным правительством, а также между 100 этническими кланами на территории Сомали. Основной причиной раскола является постоянная межклановая борьба за власть и за распределение международной финансовой и иной помощи. Эти конфликты полностью подавляют экономику страны и полностью дестабилизируют попытки создания политического режима в стране. По оценкам Global Security, за период противостояния (с 1991 г.) в стране погибло от 350 тыс. до 1 млн чел.

По данным Гейдельбергского института, в настоящее время на территории Сомали существуют следующие противостояния:
1. Исламистские группы Хизбуль-Ислам, Аль-Шабааб против правительства и группировки Алу Сунна аль Джам-ма. Суть конфликта, начавшегося в 2006 г., состоит в борьбе за власть в Могадишо и ключевых регионах страны. Интенсивность конфликта в 2010 г., по данным Гейдельбергского института, составила 5 баллов (наивысшая степень). В марте 2010 г. стороны подписали перемирие, которое было нарушено летом 2010 г. В настоящее время вооруженное противостояние продолжается.
2. Пунтленд—Сомалиленд. Данный конфликт начался в 1998 г., основным содержанием его является борьба за спорные территории этих самопровозглашенных формирований — Санааг и Сул. Интенсивность конфликта по «Барометру конфликтов» оценивается на уровне 3. В 2010 — 2011 гг. более активно велись вооруженные противостояния на территории региона Сул.
3. Переходное правительство Сомали — Союз исламских судов. Данный конфликт начался в 2006 г. (вооруженная стадия) и сейчас находится в латентном состоянии. Более 1 млн чел. стали вынужденными переселенцами и беженцами, из них 600 тыс. находятся на территории Эфиопии.
4. Противостояние между кланами. В стране насчитывается более 100 этнических традиционно противоборствующих кланов, кочевых племенных групп. Точные оценки клановых столкновений затруднительны.

В связи с прекращением деятельности всех международных организаций в Сомали данные об индексе Джини отсутствуют (Сомали не включается в оценку Программы развития ООН). Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. С 1969 по 1991 г. в стране доминировала националистическая идеология в сочетании с социалистическими идеями (до 1978 г.). После 1991 г. официальная идеология в стране отсутствует. Основные проводники идеологии — местные советы старейшин, основывающиеся на традиционных сомалийских обычаях, и суды шариата, основанные на нормах мусульманского права.

Религия и государство, роль религии в политике. Большинство населения Сомали исповедует ислам суннитского толка. Ислам являлся государственной религией страны до 1991 г. В настоящее время большинство населения также придерживаются ислама. Распространены суды шариата, которые взяли на себя полномочия ведения не только судебных дел, но и экономико-политических. После начала гражданской войны в 1991 г. ислам в стране начал приобретать формы «мессианского ислама» (фундаментализма), нацеленного на устранение «неверных».

Особенности партийной системы. Партии в классическом понимании в Сомали отсутствуют с 1991 г. Политическая власть рассредоточена между кланами (более 100, наиболее влиятельны клановые группы Дарод и Хавийе), судами шариата, советами старейшин и формально избранным Переходным правительством. Данные о представительстве доступны только в отношении Переходного правительства (не признается многими кланами).

В Ассамблее заявлено 275 мест, из них 244 назначаются 4 основными кланами (по 61 представителю от каждого—Дарод, Хавийе, Харти-Варсангали, Долбаханте, Мажеертеен), 31 место отдано субкланам и внеклановым представителям.

Политическая роль военных/силовых структур. С 1969 по 1991 г. в стране существовал режим военной диктатуры Сиада Барре. После начала гражданской войны в 1991 г. структуры государственной власти были ликвидированы, и в настоящее время, несмотря на формальное избрание Переходного правительства, власть на территории Сомали принадлежит военным формированиям этнических кланов.

НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. В настоящее время заявленная в конституции 1979 г. свобода собрания в стране не соблюдается. Организованные формы собраний рабочих отсутствуют. Воинствующие кланы нацелены на устранение любых форм представительства — как внутристрановых, так и внешних. Так, все миссии западных наблюдателей (включая организации Human Rights Watch, Amnesty International, Transparency International, UN FAO) были вынуждены прекратить свою деятельность на территории Сомали.

Положение и роль СМИ. До свержения Сиада Барре в 1991 г. все СМИ являлись подконтрольными правительству. Министерство информации публиковало единственную ежедневную газету «Октябрьская звезда» (Xiddigta Oktoobar) на арабском, английском, итальянском и сомалийском языках, а также ряд еженедельных и ежемесячных изданий. Государственное агентство СМИ СОННА передавало информацию о состоянии дел в стране иностранным СМИ. Обе действовавшие радиостанции, которые вели трансляцию из Могадишо и Харгейсы, контролировались министерством информации. В 1988 г. (последний год, за который есть доступные данные о СМИ) в стране было 375 тыс. чел., которые могли принимать радиосигнал. Телевидение в Сомали было введено в действие в 1989 г., программы велись из Могадишо. С началом гражданской войны в 1991 г. государственное вещание СМИ было прекращено. Временное правительство пытается контролировать СМИ, но оно не может осуществлять контроль над новыми радиостанциями — такими, как радио Харгейса (также называет себя «Голос Республики Сомалиленд»). Единственной газетой, которая издавалась в 1990-х гг., была газета «Совет» (А1 Majlis). С 1991 г. получили обширное распространение фотокопии, листовки и брошюры, которые издаются конкурирующими этническими кланами. При этом временное правительство обвиняют в массовых гонениях на журналистов. Так, в 2007 г. 5 частных радиостанций были закрыты (в Могадишо и в Байдоа). В декабре 2007 г. временное правительство издало Кодекс СМИ, предусматривавший жесткие правила для работы СМИ; на настоящий момент этот Кодекс не признан журналистами Сомали и не утвержден законодательно. Также осуществляются попытки отдельных представителей бывшей исполнительной власти влиять на местные СМИ. Так, мэр Могадишо, бывший глава вооруженного формирования одного из кланов, издал декрет, по которому журналистам запрещено публиковать любую информацию о состоянии дел во временном правительстве или о военных операциях эфиопских вооруженных сил (вооруженные силы Эфиопии находятся в регионе Могадишо и фактически поддерживают власть Переходного правительства). По данным Сомалийского союза журналистов, за 2007 г. было убито 8 журналистов, 53 было арестовано, и более 55 покинули страну. Иностранные журналисты (включая арабскую «Аль-Джазира») практически не присутствуют на территории Сомали, так как это связано с огромным риском.

При этом на территории Сомали очень распространен Интернет, который поддерживается в основном сомалийскими диаспорами из Европы, Северной Америки и стран Персидского залива. Из печатных СМИ действуют: Коран (в Могадишо), «Ксог-Огаал» (в Могадишо), «Одка Ксориядда» (Могадишо), «Аяаамаха» (Могадишо), «Джамхуурия» (Сомалиленд), «Мандеек» (Сомалиленд), «Сомалиленд Таймс» (Сомалиленд, издается на английском языке).

Из телевизионных каналов работают: Somali Telemedia Network (STN) и HornAfrik TV — частные компании, транслируют материалы «Аль-Джазиры» из Катара и программы CNN, Somaliland National TV (SLNTV) — компания правительства Сомалиленда, Somali Broadcasting Corporation (SBC) — частная компания.

Из радиостанций осуществляют вещание: Radio Mogadishu (FM) — вещает только в Могадишо, принадлежит временному правительству, Radio HornAfrik (FM) — частная радиостанция в Могадишо, передает программы ВВС, Radio Shabelle (FM) — вещает в Могадишо и Марка, Radio Banaadir (FM) — частная радиостанция в Могадишо, Holy Koran Radio (FM) — частная радиостанция в Могадишо, Radio Simba — частная радиостанция в Могадишо, Radio Hargeisa — принадлежит правительству Сомалиленда, вещает на частотах FM и на коротких волнах, Radio Galkayo — вещает в Пунтленде, Voice of Peace — вещает в Пунтленде, SBC Radio — частная радиостанция, вещает в Пунтленде. Также осуществляют вещание с перерывами незарегистрированные радиостанции и каналы, которых насчитывается более 20.

Положение Сомали в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002-2012 гг.

Основным вызовом свободе СМИ являются продолжающиеся столкновения между кланами, между временным правительством и Союзом исламских судов и общая ситуация беззакония в стране. Гендерное равенство/неравенство. Женщины получили избирательные права в 1956 г. (одновременно были предоставлены права избирать и быть избранными). Первая женщина была избрана в парламент в 1979 г. По данным на 2007 г., представительство женщин в органах законодательной власти (по данным ПРООН) составило 8,2% от общего числа депутатов (12 чел.). В ситуации безвластия в стране права женщин не соблюдаются, имеются многочисленные случаи насилия в семье (в том числе узаконенного).

Положение в мировой экономике и политике

Национальное хозяйство в контексте мировой экономики. В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 г., Сомали — страна с экономикой «низкого дохода» (low income). Также в классификации Всемирного банка Сомали имеет статус «бедной страны с тяжелым долговым бременем» (heavily indebted poor country) и определяется как страна-заемщик по линии Международной ассоциации развития, что не позволяет получать несвязанные кредиты от большинства международных финансовых учреждений.

Государственная экономика на территории Сомали отсутствует, что способствует развитию теневой (неформальной) экономики. Основа теневой экономики — сельское хозяйство (в основном скотоводство), также большую роль играет сектор финансовых трансферов и телекоммуникаций. В скотоводстве занято большинство кочевого и полукочевого населения страны. Основными статьями экспорта Сомали являются животные, шкуры, рыба, уголь и бананы, основными продуктами импорта являются сахар, сорго, зерно, кат, машины и оборудование. Существует множество предприятий пищевой промышленности, которые в основном занимаются переработкой пищевого сырья. Несмотря на потенциальные запасы нефти и газа (по данным ПРООН), их разведка и разработка не ведется в условиях гражданской войны.

Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы. Общий размер взносов Сомали в регулярный бюджет ООН в 2012 г. определен в размере 25 852 долл. США, или 0,001% взносов всех стран-участниц (у США —22%).

Квота Сомали в МВФ в 2012 г. составляет 0,02% от совокупного размера квот, «вес» при принятии решений — 0,05% от общего числа голосов (у США эти показатели составляют соответственно 17,70 и 16,76%).

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 г.): животные (32,47%); жемчуг, драгоценные металлы, камни и др. (16,8%); древесина и изделия из нее, древесный уголь (14,63%); необработанные шкуры и кожа животных (не включая мех) (8,33%); мясо и мясные субпродукты (6,44%); овощи и корнеплоды (3,99%); рыба и морепродукты (2,47%) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 г.): зерновые культуры (10,82%); сахар и кондитерские изделия (10,52%); овощи и корнеплоды (8,35%); животные и растительные жиры, масла, продукты их расщепления (7,79%); живые деревья, растения, луковицы, срезанные цветы и др. (6,7%); мука, солод, крахмал, пшеничная клейковина (5,49%); крупы, мучные и молочные продукты и др. (5,24%); табак и табачная продукция (4,15%); электрическое и электронное оборудование (3,51%); фармацевтическая продукция (2,22%); соли, сера, грунт, камень, гипс, известь и цемент (2,06%) и др.

Сомали является страной-реципиентом международной помощи. Размер помощи на 2010 г. составил 53,32 долл. США на душу населения, а внешний долг (по данным на 2010 г.) — более 2,94 млрд долл. США.

Сомали импортирует энергоносители. По данным на 2004 г., Сомали импортировало 4800 барр. нефти в день. Показатели по импорту газа и других носителей отсутствуют. Население Сомали составляет 0,137% от всего населения Земли. Сомалийский язык является официальным только в Сомали, на нем говорят еще как минимум в 7 странах (распространен также как неофициальный в Джибути, Эфиопии, Кении, Омане, Саудовской Аравии, ОАЭ, Йемен, а также в сомалийских диаспорах в Великобритании, Швеции, Италии). Общая численность говорящих на сомалийском языке — 12 653 480 чел.

Сомали участвует в ряде международных организаций (подробнее — в разделе «Участие в международных организациях и режимах») ООН. Не имеет статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН. Не является членом Парижского клуба кредиторов. В 1990 г. численность вооруженных сил Сомали составляла 47 тыс. чел. В настоящее время данных по вооруженным силам Сомали нет. Вооруженные силы представлены только вооруженными формированиями этнических кланов и временного правительства (при военной поддержке Эфиопии). Точных данных о военных расходах Сомали нет. Мобилизационные ресурсы составили 1,9 млн чел., в том числе годных к военной службе 1 млн. Сомали не располагает авиационными системами. В результате непрекращающейся гражданской войны регулярные ВС отсутствуют.

Проблема пиратства в районе Аденского залива является серьезным вызовом безопасности международных морских путей. В настоящее время помимо сил ЕС и НАТО в Аденском заливе присутствуют военные корабли отдельных стран, ведется патрулирование. В январе 2011 г. 49 из 52 кораблей, проходивших курсами через Сомали, были задержаны пиратами. Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнеры, отношения с Россией. До начала гражданской войны в 1991 г. Сомали состояла в различных международных организациях — прежде всего в ООН и ее агентствах, Группе 77, ИГАД, Африканском союзе, Интерполе, Международном парламентском союзе, Африканском банке развития, Арабском фонде экономического и социального развития (до 1993 г.), Арабском валютном фонде, Совете арабского экономического единства, Международной ассоциации развития, Международной ассоциации миграции, Ассоциации телекоммуникаций и спутниковой связи, Международном телевещательном союзе, Лиге арабских государств, Движении неприсоединения, Организации Исламская конференция. В ходе 1990-х гг. членство Сомали в большинстве этих организаций было сведено на нет или прекращено, так как возник вопрос легитимности правительства страны. Сомали не является членом ВТО.

Взаимоотношения Сомали с соседними государствами напряженные. В период правления Саида Барре Сомали предъявляла территориальные претензии ко всем своим соседям. Отношения с Эфиопией носят традиционно напряженный характер (прецеденты имели место военных действий между Эфиопией и Сомали в 1977 и 2007 гг.).

Отношения с Джибути на настоящий момент остаются нейтральными, хотя Джибути неоднократно заявляла протесты против массированных потоков беженцев на ее территорию со стороны пограничных районов Сомали. Джибути предоставила место для проведения конференции по примирению в Сомали в городе Арте в 2000 г.

Отношения с Кенией достаточно сложные. С 1991 г. по настоящее время на пограничных сомалийско-кенийских территориях продолжают находиться беженцы со стороны Сомали. Кения также неоднократно обвиняла Сомали в провоцировании беспорядков и дестабилизации ситуации на границе. В 2009 — 2010 гг. на границе с Кенией и в приграничных районах велись массовые вооруженные противостояния. В 2011 г. Кения официально закрыла границу с Сомали. В сентябре 2011 г. Кения ввела войска на территорию Сомали.

По данным на 2007 г., 1,1 млн чел. стали беженцами / вынужденными переселенцами в результате межклановых столкновений и вооруженных действий между временным правительством и Союзом исламских судов.

Отношения с Россией на настоящем этапе оцениваются как дружественно-нейтральные. До 1991 г. между Сомали и СССР существовали тесные связи, многие сомалийские студенты обучались в вузах СССР, неоднократно на территорию Сомали направлялись военные инструкторы для обучения состава вооруженных сил, Сомали предоставлялась экономическая помощь. После начала гражданской войны в Сомали российские представительства были эвакуированы с территории страны. Россия последовательно выступает за достижение национального примирения в Сомали. В 2000 и 2002 гг. РФ поддержала усилия по примирению в Сомали — в частности, МИД РФ приветствовал проведение конференции в Арте в 2000 г. и в Элдорете и Найроби в 2004 г. В 2006 г. были проведены встречи министра иностранных дел РФ С. Лаврова с министром иностранных дел Сомали Исмаилом Мохаммедом Хурре, в 2008 г. правительство РФ предоставило гуманитарную помощь Сомали в размере 1 млн долл. США (стоимость продуктов питания). В 2009 г. российский корабль «Фаина» была захвачен пиратами и долгое время удерживался в плену. 28 сентября 2009 г. в Нью-Йорке в ходе работы 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова с президентом Сомалийской Республики Шейхом Шерифом Ахмедом. Шейх Шериф Ахмед особо подчеркнул заинтересованность Сомали в налаживании тесных отношений с Российской Федерацией. Российская Федерация выступает за продолжение мирного процесса на основе достигнутых в 2008 г. на переговорах в Джибути соглашений по национальному примирению, осуждает любые попытки сорвать наметившиеся в Сомали позитивные изменения.

В связи с засухой и голодом в регионе в феврале 2010 г. Россия продолжила поставки гуманитарной помощи Сомали.

Вызовы и угрозы безопасности

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. Ключевая смена власти в Сомали произошла в 1969 г. — к власти военным путем пришел Сиад Барре, который фактически был главой страны до 1991 г. После падения его режима в 1991 г. в стране началась гражданская война, которая ведется до сих пор. Фактически свержение режима Барре в 1991 г. привело к потере государственности в Сомали — до сих пор отсутствует действенная центральная власть, существуют самопровозглашенные образования на территории Сомали. В 2006 г. Союз исламских судов осуществил попытку вооруженного захвата власти, однако временное (Переходное) правительство при поддержке Эфиопии оказало сопротивление. В настоящее время ситуация на территории Сомали продолжает оставаться напряженной в военном плане.

На территории Сомали действуют более 100 этнополитических кланов, каждый из которых имеет свое военизированное подразделение. Кроме того, одним из наиболее воинственных движений является Союз исламских судов, который с 2006 г. осуществляет попытки захвата власти. Ни одно из движений не является легальным. По рейтингу Гейдельбергского института изучения международных конфликтов, конфликту на территории Сомали присвоена 5-я степень интенсивности — «война».

Легальных сепаратистских движений на территории Сомали нет, так как нет официального правительства, которое могло бы признавать движения как легальные. Основной территориальный спор существует между Сомали и Эфиопией в отношении региона Огаден. Данная территория фактически является спорной с колониального периода, когда Эфиопия получила временные права на управление Огаденом (и де-факто аннексировала этот район). В 1977 г. войска Эфиопии оккупировали Огаден. В настоящее время территориальная принадлежность Огадена также оспаривается Эфиопией.

Также существует напряженность между Сомали и Кенией в связи с тем, что на приграничных сомалийско-кенийских районах находятся беженцы, а также проживают группы сомалийцев. В сентябре 2011 г. в связи с вооруженными действиями как на границе, так и на территории Кении правительство Кении приняло решение о вводе контингента войск на территорию Сомали.

С момента начала гражданской войны в Сомали в 1991 г. страна постоянно сталкивается с угрозой терроризма. Акты террора осуществляются вооруженными формированиями этнополитических кланов (более 100), а также различными радикалистскими движениями. В 2006 — 2008 гг. ответственность за ряд террористических актов взяла на себя организация Молодежное движение Муджахиддин. Объектами нападения являются члены временного (Переходного) правительства, а также иностранные журналисты. В 2006 — 2011 гг. на территории Сомали произошли многочисленные террористические акты, ответственность за которые берут на себя кланово-этнические группировки и исламистские организации.

Сомали сталкивается с угрозой коррупции. Положение Сомали в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995-2012 гг.

Фактически Сомали является самой коррумпированной страной в мире, коррупции подвержены все секторы экономики и жизни населения. Сомали не сталкивается с угрозой сокращения численности населения. На настоящий момент численность населения в Сомали составляет 9 100 000 чел., по прогнозам на 2015 г., население должно составить 14 900 000 чел. Ежегодный прирост населения составляет 2,9%.

Сомали сталкивается с проблемой миграции. По данным на 2008 г., 1,1 млн чел. стали беженцами / вынужденными переселенцами в результате продолжающейся гражданской войны в Сомали. В ситуации отсутствия централизованного правительства миграционные потоки практически не сдерживаются и не контролируются. В 2009 — 2011 гг. по разным источникам, более 1,5 млн чел. стали беженцами: потоки миграции направлялись в Кению, Эфиопию, Джибути. Данных ООН об оценке состояния миграции с точки зрения Переходного правительства Сомали нет.

Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. Сомали сталкивается с угрозой стихийных бедствий — на территории Сомали наиболее вероятны засухи, наводнения и длительные периоды действия засушливых ветров равнинных территорий. В 2002 г. Сомали присоединилась к Конвенции по борьбе с засухой. В июле 2011 г. страна оказалась в зоне засухи, которую оценивают как самую жестокую за последние 60 лет. ООН официально объявило о проблеме голода в Сомали.

Экономические угрозы. Сомали сталкивается с угрозой несбалансированного экспорта. Более 65% экспорта страны составляют товары агропромышленности. Данных о действительном сальдо торгового баланса за период 1999 — 2011 нет. По данным на 1999 г., отрицательное сальдо торгового баланса Сомали составляло -28% от ВВП.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика