ЧАСТЬ II. ИНФОРМИРОВАННАЯ ВСЕЛЕННАЯ
Вечные вопросы и новые ответы, даваемые целостной теорией всего

6. Сознание — человеческое и космическое

Истоки сознания


Теперь мы исследуем природу сознания в информированной Вселенной. Появилось ли оно с Homo sapiens или же является частью самой ткани космоса? Продолжит ли оно развиваться со временем, и какое воздействие это окажет на нас и наших детей?
Мы продвигаемся еще глубже. Может ли сама Вселенная обладать некоторой формой сознания, космической или божественной основой, из которой выросло наше сознание и с которой оно остается незаметно связанным?


Если информированная Вселенная является основой целостной теории всего, она должна давать ответы и на некоторые вопросы, связанные не с проявленными фактами Вселенной и жизни, а с более скрытыми фактами сознания.

Вопросы, задаваемые нами, касаются:

• корней феномена, известного как сознание;
 
• более широкого диапазона активной информации, которая достигает нашего (и любого другого) сознания и формирует его;
 
• дальнейшей эволюции человеческого сознания;
 
• возможности того, что наше сознание переживет гибель тела.

ИСТОКИ СОЗНАНИЯ

В противовес распространенному убеждению, сознание не является исключительно человеческим феноменом. Хотя нам знакомо только человеческое сознание (на самом деле, непосредственно и бесспорно нам знакомо только собственное сознание), у нас нет причин полагать, что сознание присуще только мне, вам и другим людям.

Доказательство того, что сознание присуще исключительно людям, должно касаться мозга: свидетельством были бы его определенные особенности, посредством которых он создает сознание. Несмотря на мнение материалистически ориентированных ученых и философов, что физический мозг является источником сознания, доказательств этого не существует. Клинические и экспериментальные данные говорят только о том, что функционирование мозга и состояние сознания связаны, поэтому, когда мозг перестает функционировать, сознание, как правило, тоже прекращается. Мы должны сделать оговорку «как правило», потому что существуют исключения: как мы узнаем, в некоторых тщательно описанных случаях — в том числе тех, что касаются пациентов, переживших остановку сердца в больницах, — люди описывают развернутые переживания, которые происходили тогда, когда ЭЭГ показывала полное отсутствие мозговых функций. Функциональная магнитно-резонансная томография (МРТ) и другие техники показывают, что, когда происходит определенный мыслительный процесс, он связан с метаболическими изменениями в определенных зонах мозга. Они не показывают, что клетки мозга, создающие протеины и электрические сигналы, создают также ощущения, мысли, эмоции, образы и другие элементы сознания. Как сеть мозговых нейронов способна создать качественные ощущения, которые составляют наше сознание, нейрофизиологические исследования сообщить не могут.

Тот факт, что высокий уровень сознания с отчетливыми образами, мыслями, чувствами и богатым подсознанием связан со сложными нейронными структурами, не говорит о том, что такое сознание порождается этими структурами. Наблюдение, что функционирование мозга связано с сознанием, не предполагает того, что мозг его создает.


Философские подходы к проблеме мозга и сознания

Представление, что сознание создается мозгом, — это всего лишь один вид отношений, которые склонные к философским размышлениям люди предполагают между физическим мозгом и сознанием. Это материалистический взгляд. Согласно этому подходу, сознание является своего рода побочным продуктом функций выживания, которые мозг выполняет для организма. По мере того, как организмы становятся более сложными, они требуют все более сложного «компьютера», который управлял бы ими, чтобы они могли добывать еду, находить партнеров и другие ресурсы, необходимые для выживания и размножения. В определенной точке этого развития появляется сознание. Синхронизированные нейронные сигналы и передача энергии и химических веществ в синапсах порождают качественный поток опыта, который создает основу сознания. Сознание не первично в мире; это «эпифеномен», порожденный сложной материальной системой — человеческим мозгом.

Материалистический взгляд на отношения мозга и сознания не является единственным. Философы также выработали идеалистический взгляд. С идеалистической точки зрения сознание является первой и единственной реальностью; материя есть не что иное, как иллюзия, созданная нашим сознанием. Это предположение, каким бы фантастическим оно ни показалось на первый взгляд, имеет смысл: в конце концов, мы переживаем мир не непосредственно, а через свое сознание. Мы обычно предполагаем, что существует качественно иной физический мир вне нашего сознания, но это может быть иллюзией. Все, что мы переживаем, может быть частью нашего сознания. Материальный мир может быть просто нашим изобретением, когда мы пытаемся придать смысл потоку ощущений в своем сознании.

Существует также дуалистический взгляд на отношения между мозгом и сознанием, материей и разумом. По мнению мыслителей- дуалистов, и материя, и сознание являются фундаментальными, но они совершенно разные, не сводимые друг к другу. Проявления сознания не могут быть объяснены организмом, который проявляет их, и даже поразительно сложными процессами человеческого мозга. С этой точки зрения мозг является вместилищем сознания, но отнюдь не тождествен ему.


В истории философии материализм, идеализм и дуализм были принципиальными путями постижения отношений между мозгом и сознанием. В наши дни все еще доминирует материализм. Приверженность к нему порождает серьезные проблемы. Как выразился философ сознания Дэвид Чалмерс, проблема, вставшая сейчас, заключается в том, как «нечто, такое нематериальное как сознание», может возникнуть из «чего-то, настолько бессознательного, как материя». Другими словами, как материя может создавать сознание? То, как действует мозг, — это относительно «легкая» проблема, которую нейрофизиологи, без сомнения, постепенно решат. Но ответ на вопрос относительно того, как «нематериальное сознание» возникает из «бессознательной материи», нельзя найти с помощью исследований мозга, так как они имеют дело лишь с «материей», а материя не сознательна. Это «сложная» проблема.

Исследователи сознания, принадлежащие к материалистической школе, признаются в том, что эта проблема ставит их в весьма затруднительное положение. Философ Джерри Фодор указывает, что «ни у кого нет ни малейшей идеи о том, как что- то материальное может быть сознательным. Никто даже не знает, как можно иметь малейшую идею о том, как нечто может быть сознательным». Но философы, не придерживающиеся материалистической точки зрения, не беспокоятся об этом. Питер Рассел говорит, что проблема Чалмерса не просто сложна, она невозможна. К счастью, добавляет Рассел, ее не обязательно разрешать, так как она не реальна. Нам нет нужды объяснять, как подсознательная материя порождает нематериальное сознание, потому что как материя не является полностью бессознательной, так и сознание не оторвано полностью от материи.

Рассел прав. Нейроны мозга состоят из квантов в сложной конфигурации, а кванты — вовсе не бессознательная материя! Они происходят из базовых составляющих сложных полей, лежащих в основе космоса, и не лишены свойств, которые мы связываем с сознанием. Ведущие физики, такие как Фриман Дайсон, и философы уровня Альфреда Уайтхеда заявили, что даже элементарные частицы наделены определенной формой и уровнем сознания.

«Материя в квантовой механике, — сказал Дайсон, — является не инертной субстанцией, а активной действующей силой. ...Оказывается, сознание, как показывает способность делать выбор, в некоторой степени присутствует в каждом электроне». В этом случае четкого разделения между материей и сознанием нет.

«Сложная» проблема Дэвида Чалмерса испаряется. Рудиментарное сознание материи на нижнем уровне организации (нейроны в мозгу) становится интегрированным в более развитом сознании сознательной материи на более высоком уровне организации (мозг как целое). Это решает сложную проблему материальной точки зрения, не расправляясь с нашим повседневным восприятием мира так жестоко, как это делает идеализм (согласно которому все есть сознание, и ничего кроме него не существует). Исчезает также проблема дуализма, та, что лишь немного менее «сложна», чем в дуализме, потому что если материя и сознание взаимодействуют (как они должны взаимодействовать в мозге), то мы должны спросить, как «нечто, настолько бессознательное, как материя», может действовать и испытывать на себе воздействие «чего-то, настолько нематериального, как сознание».

«Сложная проблема» больше не является проблемой, но вопрос остается: как появляется сознание, связанное с материей? Притом, что оно не порождается материей (мозгом), может ли оно присутствовать в мире независимо от материи?


Страницы:
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17]
| 18 | [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] »»»»

Яндекс.Метрика