ЧАСТЬ II. ИНФОРМИРОВАННАЯ ВСЕЛЕННАЯ
Вечные вопросы и новые ответы, даваемые целостной теорией всего

6. Сознание — человеческое и космическое

Дальние сферы сознания

В последнюю очередь мы задаем отнюдь не последний по значимости вопрос из тех, что когда-либо задавались людьми. Может ли сознание пережить физическую смерть тела?

Сознание вне разума

Чтобы пролить свет на вечный вопрос выживания сознания, мы должны зайти дальше методов наблюдения естественных наук. Наблюдения за человеческим мозгом не помогают, так как если сознание продолжает существовать, когда мозг перестает функционировать, оно уже не связано с мозгом. Логичнее обратить внимание на свидетельства, получаемые в ситуациях, когда сознание уже больше не связано напрямую с мозгом. Это околосмертные переживания, внетелесный опыт, переживания прошлой жизни, некоторые разновидности мистических и религиозных переживаний и, возможно, самые значимые из всех, посмертные коммуникации (ПСК). До недавнего времени ученые не знали, что делать с такими «паранормальными» переживаниями, поскольку они не вписывались в материалистическую схему научного мышления. Но Вселенная не материалистична, сознание в ней не порождается и не ограничивается материей.

Существуют клинические свидетельства того, что сознание может сохраняться при полном отсутствии мозговой активности. Кардиолог Пим ван Ломмель в 10 голландских больницах исследовал опыт пациентов, переживших остановку сердца. Он провел стандартизированное интервью с оправившимися в достаточной мере пациентами через несколько дней после того, как они пришли в сознание, и спрашивал, могут ли они вспомнить период, когда были без сознания. Он выяснил, что 282 из 344 пациентов ничего не помнят о периоде остановки сердца. Но 62 рассказали о некоторых своих переживаниях во время клинической смерти; из них 41 пережили глубокие околосмертные переживания.

В исследовании, проведенном Грейсоном в Соединенных Штатах, приняли участие 116 людей, переживших остановку сердца. 18 пациентов рассказали о воспоминаниях периода остановки сердца, из них 7 рассказали о поверхностных переживаниях, и 11 испытали глубокие околосмертные переживания. Грейсон написал: «Парадоксальное возникновение полного яс- ного сознания и логических мыслительных процессов в период бездействия мозга ставит под сомнение наше текущее понимание сознания и его соотношения с функционированием мозга. Отчетливые сенсорные процессы в период клинической смерти свидетельствуют против представления, что сознание расположено исключительно в мозге».

Британские исследователи Сэм Парния и Питер Фенвик пришли к таким же выводам. Данные указывают, написали они, на то, что околосмертные переживания происходят в период пребывания в бессознательном состоянии. Это неожиданное заключение, добавили они, потому что, когда мозг функционирует с такими нарушениями, что пациент находится в глубокой коме, мозговые структуры, которые отвечают за субъективные переживания и память, должны быть сильно ослаблены. Сложные переживания не должны возникать или сохраняться в памяти.

Ван Ломмель сделал вывод: «Наше сознание в состоянии бодрствования, — это всего лишь часть нашего индивидуального сознания. Есть также расширенное и усиленное сознание, основывающееся на нерушимых и постоянных развивающихся полях информации, где существуют знание, мудрость и безусловная любовь.

Реинкарнация

Сознание, оказывается, может сохраняться и в отсутствие функционирующего мозга. Означает ли это, что оно может снова появиться в теле и мозге другого человека? Давайте без предубеж дения взглянем на соответствующие феномены.

Феномены, указывающие на существование реинкарнации, состоят из впечатлений и идей, высказываемых людьми о местах, других людях и событиях, с которыми они не встречались и не могли встретиться в своей настоящей жизни. Такие феномены регулярно всплывают в работе психотерапевтов, практикующих регрессионный анализ. В этом терапевтическом процессе терапевт вводит своих пациентов в слегка измененное состояние — в гипнозе нет необходимости, так как дыхательные упражнения, быстрые движения глаз или обычное внушения оказываются достаточно эффективными, — и уводит их назад к событиям прошлого. Они могут привести своих пациентов обратно в раннее детство, младенчество и к физическому рождению. Присутствуют и переживания, которые, вероятно, относятся ко времени нахождения в матке.

Интересно и, на первый взгляд, неожиданно, что терапевты выяснили: они могут привести своих пациентов к воспоминаниям о происходившем еще до рождения и пребывания в матке. После интервала темноты и неподвижности появляются другие переживания. Они связаны с другими местами и другими временами. Однако пациенты не только рассказывают о них как о прочитанной книге или просмотренном фильме, они вновь переживают их. Как свидетельствуют записи Станислава Грофа, они становятся тем, кого переживают, даже в интонациях, в языке (который может быть не знаком пациенту в текущей жизни), и, если переживания относятся к периоду младенчества, появля- ются безусловные мышечные рефлексы.

Ян Стивенсон из Вирджинского университета исследовал переживания прошлой жизни, о которых рассказывают дети. За более чем три десятилетия Стивенсон побеседовал с тысячами детей как на Западе, так и на Востоке. Он выяснил, что, начиная с 2–3-летнего возраста, когда дети могут облечь в слова свои впечатления, и до 5–6 лет многие дети рассказывают об отождествлении с другими людьми, которых они не видели, о которых не слышали и которых не встречали за свою недолгую жизнь. Некоторые из этих рассказов были подтверждены как опыт человека, который умер раньше, и чья смерть была такой, какой ее описывал ребенок. Иногда у ребенка обнаруживалась родинка, связанная со смертью человека, с которым он себя отождествляет, на той части тела, куда вошла смертельная пуля, или деформации руки или ноги, которую потерял или повредил умерший. Один индийский ребенок по имени Пармод подробно вспомнил свою предыдущую жизнь в деревне по соседству и смог назвать людей и места с удивительными подробностями и точностью.

История Пармода не уникальна. Существуют разнообразные свидетельства переживаний прошлой жизни, но их наличие не гарантирует верной интерпретации.

Бессмертие

Если все, что мы переживаем, сохраняется в а-поле, то у нас есть разумное объяснение переживаниям, которые кажутся принадлежащими к прошлой жизни. Но есть и другая разновидность аномальных переживаний, которые тоже требуют объяснения, — это опыт общения с недавно умершим человеком. Здесь мы имеем дело не с переживанием чьего-то опыта как своего собственного, а со встречей с кем-то после того, как он умер. Умерший не появляется перед нами в качестве переживаний, которые могут относиться к нашему прошлому, а как другой человек, все еще живой в некотором смысле, так как он может с нами общаться.

И снова давайте посмотрим на соответствующие свидетельства. При околосмертных переживаниях, внетелесном опыте, воспоминаниях о прошлой жизни и различных мистических и религиозных переживаниях люди воспринимают то, что не передается глазами, ушами и другими органами чувств. При околосмертных переживаниях мозг может быть клинически мертв, ЭЭГ «ровной», и однако люди способны иметь яркие и отчетливые переживания, которые они, возвращаясь обратно, могут подробно описать. Во внетелесном опыте люди могут «видеть» происходящее из точки в пространстве, которая удалена от их мозга и тела, а в мистических и религиозных путешествиях люди ощущают единство с чем-то или кем-то, большим, чем они сами, и, возможно, большим или высшим в сравнении со всем природным миром. Хотя в некоторых из этих переживаний сознание людей отделено от их физического мозга, они ярки и реалистичны. Те, кто испытал их, редко сомневаются в их реальности. Но общение с умершими — это опыт другого рода; он подразумевает не инкарнацию духа или души одного человека в теле другого, а существование его духа или души независимо от тела. Если так, это означает некую форму бессмертия.

Кажется, что многие люди пережили ПСК — посмертные коммуникации. Медиумы (такие как Джеймс ван Праа, Джон Эдвард и Джордж Андерсон) посредством медитации установили контакт с тысячами умерших и описали то, что узнали от них. Раймонд Муди, исследующий околосмертные переживания, собрал большое количество свидетельств разнообразных встреч с умершими любимыми.

ПСК происходят спонтанно, но могут быть вызваны и целенаправленно. Алан Боткин, опытный психотерапевт, глава Центра горя и тяжелой потери в Либертвилле, Иллинойс, и его коллеги утверждают, что успешно провели сеансы посмертных коммуникаций почти 3000 пациентов. Они сообщают, что ПСК доступны примерно 98% пациентов, которые пытаются ее осуществить. Обычно переживание происходит быстро, почти всегда за одну сессию. Его не ограничивает и не изменяет горе живого человека и его отношения с умершим. Не имеют значения и убеждения, которых человек придерживался до переживания; он может быть убежденным сторонником религии, агностиком или даже атеистом.

ПСК могут происходить и при отсутствии личных отношений с умершим — например, у ветеранов войн, опечаленных смертью неизвестного вражеского солдата, которого они убили. И они могут случаться и без направляющего участия психотерапевта. На самом деле, сообщает доктор Боткин, направление человека затрудняет переживание: достаточно ввести его в состояние, необходимое для того, чтобы переживание произошло. Это слегка измененное состояние сознания, вызванное серией быстрых движений глаз. Известный как десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок, этот метод создает восприимчивое состояние, в котором люди открыты впечатлениям, появляющимся в их сознании.

Обычно переживания посмертных коммуникаций отчетливы, ярки и убедительны. Терапевты слышат, как их пациенты описывают коммуникацию с умершим человеком, как настаивают, что их общение было реальным, и наблюдают, как их пациенты почти мгновенно переходят от горя к облегчению и радости.

История молодого человека, который ненамеренно убил семейную пару и их дочь, свернув не на ту полосу автомобильной магистрали, является тому примером. Марк не пострадал, но с того дня его жизнь изменилась. На следующее утро он проснулся, испытывая глубокую грусть и тяжелое чувство вины. Он дважды совершал попытки суицида, два его брака распались, он почти потерял работу. Затем он пережил вызванную ПСК. Боткин сообщил, что Марк сидел тихо с закрытыми глазами. Через некоторое время он сказал: «Я вижу их. Это семья с маленькой девочкой. Они стоят вместе и улыбаются... О, Боже, они выглядят счастливыми и спокойными. Они очень счастливы вместе, они говорят мне, что им нравится находиться там». Марк продолжил: «Я вижу всех их очень отчетливо, особенно девочку. Она стоит перед родителями. У нее рыжие волосы, веснушки и замечательная улыбка. Я вижу, как отец ходит рядом, как он показывает, что может ходить. Я чувствую, что перед смертью он страдал от рассеянного склероза и теперь по-настоящему счастлив оттого, что может свободно передвигаться». (Как выяснилось позднее, у отца действительно был рассеянный склероз.) Марк сказал семье, что просит прощения за то, что случилось, и услышал от них, что они простили его. Он почувствовал, что с него упал огромный груз.

Это переживание весьма типично. При ПСК люди встречают человека, о котором горюют, счастливым и часто более молодым, чем тот был в момент смерти. «Воссоединение» с умершим облегчает и часто вовсе устраняет горе.

Очевидно, что ПСК обладают огромной терапевтической ценностью. Но что они означают? Являются ли они просто вызванными горем иллюзиями? Боткин утверждает, что это не так: они не вписываются ни в одну из известных категорий галлюцинаций. Реальны ли они: действительно ли люди встречаются с умершими, о которых горюют? Это свидетельствовало бы о том, что умершие продолжают существовать — возможно, в других измерениях реальности. Это было бы настоящим бессмертием: выживанием человека — его сознания, духа или души — после физической гибели тела.

Американский философ Крис Бах, который более 20 лет экспериментировал с глубоко измененными состояниями сознания, написал автору следующее:

В своей внутренней работе, когда бы ни прикоснулся к своей жизни в необычных состояниях, она приоткрывалась, обнажая гобелен, сотканный из коллективных нитей. Я не мог найти ни одной части «моего» существования, которая не была бы частью большего гобелена жизни. Однако с годами происходили события, которые указывали на то, что что-то родилось в этих переживаниях, что-то, что выходило за пределы любых систем координат, которые я прежде мог себе представить, за пределы эго-существования, за пределы пространственно-временной структуры. Я считаю необходимым заявить о возникновении новой и высшей формы индивидуальности, порожденной непрерывным накоплением опыта Вселенной — как накоплением во многих циклах реинкарнации, так и через систематическую интеграцию в одну точку осознанности обширных территорий трансперсональных переживаний.

Густав Фехнер, который ввел в психологию экспериментальные методы, выдвинул аналогичную гипотезу. «Когда один из нас умирает, — написал он, выздоравливая после серьезной болезни, — то один глаз мира как будто закрывается, так как от того конкретного человека перестают поступать сенсорные сигналы. Но воспоминания и отношения, развившиеся вокруг впечатлений того человека, продолжают отчетливо существовать в земной жизни и образуют новые отношения, и растут, и развиваются так же, как предметы наших собственных размышлений, сохраняясь в памяти, образуют новые отношения и развиваются на протяжении всей нашей жизни».

Определение «большей Земли-жизни», данное мистиком Алисой Бейли, согласуется с ин-формированной Вселенной. Она написала: «Слово „ эфир“ является общим термином для целого океана энергий, все из которых взаимосвязаны и составляют единое энергетическое тело нашей планеты... эфирное или энергетическое тело каждого человека, таким образом, является частью эфирного тела самой планеты».

К какому выводу мы можем прийти на основании всех этих необычных переживаний и свидетельств, предоставляемых ими?


Страницы:
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17]
[18] [19] [20] [21] [22] | 23 | [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] »»»»

Яндекс.Метрика