Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Судана стр. 2

Если президент не подписал принятый в парламенте закон в течение 30 дней после его принятия, документ возвращается в соответствующую палату. Для преодоления вето президента требуется проведение совместного заседания палат и одобрения законопроекта 2/3 голосов членов обеих палат.

При отсутствии действующего парламента президент вправе издать указ, имеющий силу закона, однако такой документ должен быть отправлен в парламент сразу после того, как он будет созван и начнет функционировать. Президент не имеет права поступать подобным образом при решении вопросов, связанных с мирными соглашениями, децентрализацией, выборами, финансами и природными ресурсами.

Особенности судебной власти. Судебная система Судана состоит из Конституционного суда, Национального верховного суда, Национального апелляционного суда, прочих национальных судов.

Конституционный суд Судана является независимым от парламента и отдельным органом в рамках судебной системы (ст. 119). В его состав входят 9 судей, срок полномочий которых составляет 7 лет. Члены Конституционного суда могут быть переназначены на новый срок. Председатель Конституционного суда назначается президентом с согласия первого вице-президента, он подотчетен президенту и вице-президентам. Остальные члены суда назначаются президентом при одобрении кандидатур 2/3 членов Совета штатов. Председатель и остальные судьи могут быть досрочно смещены со своего поста только за грубые нарушения, допущенные в процессе исполнения своих обязанностей, при этом решение президента о досрочном прекращении полномочий председателя или других членов Конституционного суда должно быть поддержано 2/3 членов Совета штатов.

Конституционный суд является судом высшей инстанции применительно к вопросам, связанным с конституцией Судана. Также он вправе рассматривать дела в отношении высших должностных лиц государства — президента, первого вице-президента и вице-президента, спикеров палат парламента, судей Национального верховного суда.

Главным судьей Судана является председатель Национального верховного суда. Этот суд является судом высшей инстанции по всем гражданским, уголовным и административным делам. Верховный суд страны вправе вести дела против судей Конституционного суда. Количество судей в данном суде определяется законодательством.

Вопросами работы судебной системы Судана и назначения судей занимается Комиссия по судебной службе, которая комплектуется высшими должностными лицами страны в соответствии с мирным соглашением (ст. 129).

Территориально-государственное устройство. Хотя прямо о федеративном устройстве Судана в конституции не говорится, в ст. 1 отмечается децентрализованный характер власти в стране, что позволяет говорить о реализации в данном государстве федеративной модели административно- территориального устройства.

Судан состоит из 17 штатов (вилаиетов): Ал-Джазира, Ал-Кадариф, Белый Нил, Восточный Дарфур, Голубой Нил, Западный Дарфур, Кассала, Красное море (ал-Бахр ал-Ахмар), Река Нил, Северный, Северный Дарфур, Северный Кордофан, Сеннар, Центральный Дарфур, Хартум, Южный Дарфур, Южный Кордофан.

В Южный Судан входят 10 штатов — бывших вилаятов Судана: Вараб, Верхний Нил, Восточная экватория, Джонглий, Западная экватория, Западный Бахр-эль-Газаль, Западный Верхний Нил, Озерный, Северный Бахр-эль-Газаль, Центральная экватория.

На территории Дарфура протекает конфликт между центральными властями Судана и рядом этнических групп из трех штатов этого региона. Местное управление и самоуправление. В ст. 1 и 24 Основного закона, помимо прочего, отмечается, что Судан является децентрализованным государством. В ст. 177 конституции отмечается, что Судан состоит из штатов и является децентрализованным государством. Штаты обладают своими законодательными, исполнительными и судебными органами. Губернаторы штатов назначаются президентом Судана после консультации с первым вице-президентом. Особо определяется распределение депутатских мандатов в законодательных собраниях штатов с выделением квот ведущим партиям (ст. 184). Полномочия органов власти штатов затрагивают вопросы местного управления, управление природными ресурсами, государственную службу на региональном уровне, сбор налогов на уровне штата и т.д.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. История возникновения современной суданской государственности свидетельствует о заимствовании подавляющей части политических институтов в результате длительного периода кондоминиума. Тем не менее быстрое принятие этих институтов и высокий уровень демократии в периоды гражданского правления показывают параллельность развития собственных политических институтов, в частности институтов местного самоуправления. Это развитие было заложено в период, предшествовавший вхождению Судана в состав Османской империи. При этом политическая нестабильность Судана, постоянная смена власти, в том числе в результате военных переворотов, указывает на существенные противоречия между заимствованными политическими институтами и институтами традиционными — возникшими непосредственно внутри страны. Внутренние конфликты и расколы. Ситуация в Судане с точки зрения наличия острых конфликтов может быть определена как глубокий кризис. Согласно «Барометру конфликтов», данному конфликту присвоена 5-я категория — «война».

Один из конфликтов имеет длительную историю и связан со статусом трех южных провинций. После провозглашения независимости страны южные провинции начали активно участвовать в политической жизни страны, сохраняя, тем не менее, идею автономии. Фактором, влиявшим на формирование общей идентичности суданцев, стала единая государственная и политическая система, развитие секуляризации. Однако тенденции арабизации и исламизации страны привели к углублению раскола внутри Судана. Возникновение партизанского движения положило начало гражданской войне, которая с незначительными периодами перемирия продолжается уже практически 50 лет. Получение южными штатами региональной автономии в 1973 г. не решило этой проблемы, демонстрируя культурные корни внутригосударственного конфликта. Одной из основных точек противостояния было сохранение шариата как основного источника законодательства.

Сторонами в конфликте на юге Судана являлись Суданское народно-освободительное движение / Армия (СНОД/А) и центральное правительство страны. Помимо национальной и религиозной розни присутствовал конфликт интересов, связанных с ростом добычи нефти, в особенности после 1997 г. Ряд соглашений, заключенных между правительством и повстанцами, формально остановил конфликт. Мирный договор, подписанный в январе 2005 г., откладывал окончательное решение вопроса о статусе южных регионов Судана на 6 лет, предоставляя югу автономию, включая самоуправление и равную долю в отчислениях от доходов, получаемых от эксплуатации природных ресурсов, в первую очередь нефти. Христианство и традиционные религии получили равные права с исламом. Однако гибель лидера повстанцев Джона Гаранга в авиакатастрофе осенью 2005 г. поставила под вопрос выполнение соглашений и вызвала новую волну насилия. Проблема усугублялась фрагментацией повстанцев, появлением новых сторон конфликта с правительством (и ополчением «Джанжавид»).

В феврале 2003 г. начался еще один вооруженный конфликт, когда крупнейшие повстанческие группировки Суданская освободительная армия (САОСД) и Движение за справедливость и равноправие (ДСР) начали вооруженную борьбу против правительства, протестуя против расовой дискриминации и экономической эксплуатации жителей южных провинций. Против повстанцев действовало также арабское ополчение «Джанжавид» («Дьяволы на конях»), связанное с тарикатом Ансарийа и партией «Умма». Ополчение поддерживалось также правительством Судана. Конфликт в Дарфуре, начавшийся в 2003 г., вызвал гуманитарную катастрофу в стране. С его начала в Дарфуре погибли, по разным оценкам, до 400 тыс. чел., 2,6 млн стали беженцами, более 3 млн чел. существуют за счет поставок гуманитарной помощи. Для предотвращения дальнейших столкновений в Дарфуре были размещены миротворцы Африканского союза, а затем и ООН (размещены с 2008 г.). Одним из важнейших факторов конфликта является перераспределение доходов от добычи нефти в провинции Дарфур.

21 сентября 2010 г. министр Судана по делам информации и печати заявил, что гражданам Южного Судана, проживающим на территории Северного Судана, будет отказано в предоставлении гражданства. После массовых протестов 13 ноября между Северным и Южным Суданом было подписано соглашение, согласно которому граждане Судана обладают свободой выбора проживания на территории Северного или Южного Судана с сохранением всех гражданских прав и свобод. Стороны пришли к соглашению о предоставлении Южному Судану переходного периода, проведении референдума по вопросам независимости и гражданства.

С 9 по 15 января 2011 г. в Южном Судане состоялся референдум по вопросу об отделении Южного Судана. По итогам голосования, 98,83% проголосовавших высказались за независимость юга. 9 июля 2011 г. была провозглашена независимость Южного Судана. 14 июля Южный Судан стал членом ООН. В мае 2011 года министр иностранных дел Судана объявил о том, что демаркация государственной границы между Суданом и Южным Суданом завершена на 80%. В настоящее время остается недемаркированной территория между Верхним и Белым Нилом, Южного Кордофана, Западного Бахр-эль-Газаля и Дарфура, нефтеносной провинции Абуэй. Столкновения региональных группировок в борьбе за контроль над нефтеносной провинцией Абуэй и другими территориями продолжаются.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. В официальных документах Республики Судан не содержится явных указаний на наличие официальной идеологии. Классических идеологических расколов в стране нет. Существующие конфликты и расколы имеют этнокон-фессиональный характер.

Религия и государство, роль религии в политике. По оценочным данным, около 90% граждан Судана являются мусульманами-суннитами, около 5% населения (в основном жители западных штатов страны и столицы) являются христианами (преимущественно католиками), 5% жителей придерживаются традиционных верований. Несмотря на провозглашение идеалов веротерпимости, конфликты в современном Судане имеют значимую религиозную составляющую.

Особенности партийной системы. Несмотря на существование значительного числа политических партий — от социалистических до исламистских, — властью обладает только одна партия — Национальный конгресс. Согласно типологии партийных систем Дж. Сартори, партийная система Судана, установившаяся в подобном виде после принятия новой конституции, может быть определена как система доминирующей партии. Однако фактически она воспроизводит существовавшую в Судане до ее принятия однопартийную систему.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика