Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Уганды стр. 2

Местное управление и самоуправление. Вся полнота власти дистриктов принадлежит местному совету управления, причем треть мест резервируется для женщин; также предоставляется определенное число мест для лиц с ограниченными физическими возможностями и др. Выборы в местные советы управления проводятся среди населения округов каждые 4 года. Существует институт императивного мандата. Осуществление решений совета контролируется исполнительным комитетом дистрикта, во главе которого стоит избираемый населением председатель дистрикта. Председатель также является связующим звеном между центральным правительством, советом и низовыми ступенями местного самоуправления (городскими и районными советами). Органы местного самоуправления имеют право собирать налоги на осуществление планов местного развития, которые проходят предварительное согласование с Национальным управлением планирования. Кроме того, часть средств на осуществление данных программ предоставляется центральными властями страны. Городские власти пользуются значительной автономией в вопросах финансирования и разработки планов развития по отношению к вышестоящему совету. В случае невозможности органами местного самоуправления осуществлять свои функции президент с одобрения 2/3 парламента может осуществлять прямое правление на территории.

Особенности политических процессов

В настоящее время руководство страны продолжает спорить со своими западными спонсорами по вопросам исправного функционирования демократии и соблюдения прав человека, сохраняя приверженность принципам текущей политической целесообразности, а не абстрактного демократизма, что является признаком готовности властей в случае необходимости действовать жестче, чем это может одобрить мировое сообщество.

Еще одним фактором внешнего влияния можно считать различные версии доктрины африканского социализма (в первую очередь, идеи кенийского политического деятеля Тома Мбойи и президента Танзании Джулиуса Ньерере), нашедшие отклик у ряда угандийских политиков (в первую очередь, Милтона Оботе и Йовери Мусевени на ранних этапах его карьеры).

Внутренние конфликты и расколы. Характерной особенностью Уганды, как и многих других государств региона, является тесное переплетение факторов, раскалывающих общество. В 2002 г. коэффициент Джини, отражающий неравенство в доходах и потреблении, в Уганде составлял 45,7 (значение 0 означает абсолютное равенство, значение 100 — абсолютное неравенство), причем этот показатель социально-экономического неравенства во многом объясняется расколом в уровне развития между свером и югом страны.

Север, ставший районом гуманитарной катастрофы вследствие боевых действий против Господней армии сопротивления (см. ниже), ухудшает общие показатели страны и является участком напряжения. Кроме того, население региона, говорящее по преимуществу на языках нилотской группы (ачоли и др.), полагает, что оно стало жертвой дискриминации в сравнении с бантуговорящим населением более благополучного юга, тем более что в ходе военной кампании против ГАС мирное население страдает от действий как боевиков, так и представителей вооруженных сил Уганды, что вызывает у местных еще большее недовольство курсом правительства. Таким образом, данный конфликт сочетает в себе экономические, этнические и политические моменты, что усложняет его разрешение.

На востоке страны в наличии сложная проблема скотоводческого этноса каримоджонг. накопившего значительное число единиц огнестрельного оружия, традиционно зависящего от состояния пастбищ и источников воды и промышляющего угоном скота у других этнических групп, в том числе проживающих в Кении, что создает определенную напряженность в двусторонних отношениях (покот, туркана и другие кенийские скотоводы совершают аналогичные набеги на угандийцев).

Попытки разоружить скотоводов в добровольном порядке и с применением вооруженных сил не имели большого успеха по обе стороны границы, причем избыточная жестокость угандийской армии при осуществлении своих обязанностей способствовала росту критики в адрес вооруженных сил. В 2008 г. правительства всех стран Восточно-Африканского региона (включая Уганду, Кению, Танзанию, Сомали, Судан) подписали Протокол о мерах по борьбе с похищением скота, призванный систематизировать и интенсифицировать международное взаимодействие в решении этой проблемы.

Вместе с тем на прочей территории страны общая конфликтность снизилась по сравнению с предыдущими периодами, что является несомненной заслугой нынешнего руководства, отмечаемой и западными наблюдателями.

Еще одним потенциальным поводом для этносоциального напряжения может стать непропорционально большая роль, которую в экономике страны играет сравнительно немногочисленная азиатская диаспора (преимущественно выходцы с Индийского субконтинента). Данное обстоятельство издавна вызывало недовольство у африканского населения и было использовано Иди Амином, который объяснил данной диспропорцией ухудшение экономической ситуации, на деле вызванное неэффективным управлением. Многие из азиатов, депортированных Амином, не вернулись обратно в Уганду, однако те, кто возвратился, до 2007 г. не оказывались в центре крупных конфликтов.

В 2007 г. намерение правительства передать компании, находящейся в собственности азиатов, часть территории заповедного леса (на территории исторического королевства Буганда) под плантации сахарного тростника привело к массовым беспорядкам в Кампале, в ходе которых агрессия толпы была отчасти обращена против индийцев (всего погиб один представитель азиатской общины и двое африканцев). После того как силам правопорядка удалось предотвратить разрастание конфликта, а власти отказались от своих первоначальных намерений относительно леса, новых вспышек насилия против азиатов зафиксировано не было.

Господня армия сопротивления (ГАС). В 1980-х гг. в Уганде начали возникать культы, обещавшие своим приверженцам тысячелетнее Царство Божие на Земле. На севере, в областях проживания народности ачоли, маргинализированной в правление Амина вследствие родства с ланги (этнос Милтона Оботе), наибольшим влиянием пользовалось Движение Святого Духа, возглавляемое экзальтированной пророчицей Элис Лаквеной. Лаквена и ее сторонники объясняли непрерывное ухудшение ситуации в стране происками злокозненных колдунов, стоящих за спиной правительства.

Авторитет пророчицы оказался настолько высоким, что адепты Движения без раздумий вступали в боевые действия с правительственными войсками, вооружившись только камнями, и несли жестокие потери. Успех агитации во многом был обусловлен тем, что она восходила к давним африканским традициям. В соответствии с ними дух мог вселиться в человека, чтобы через него призвать людей к действию в критической ситуации. Религиозный синкретизм, характерный для Африки, предопределил сочетание в одном идеологическом конструкте духа по имени Лаквена, которым якобы была одержима пророчица, и элементов фундаменталистского христианства.

После тяжелого поражения сил Лаквены от угандийской армии на подступах к Кампале, бегства пророчицы и ее ареста в 1987 г. в Кении дело продолжил Джозеф Коутнн (выдавал себя за племенника Лаквены), полагавший себя духовным лидером масштаба Моисея. В 1991 г. Движение было преобразовано в Демократическую христианскую армию Уганды, а с 1994 г. стало известно под названием Господней армии сопротивления, представители которой заявляли, что стремятся создать в Уганде государство на основе принципов, сформулированных в библейских Десяти заповедях. Во многом корни конфликта восходят еще к событиям 1986 г.. когда сторонниками Мусевени был свергнут Тито Окелло. ачоли по национальности, что вызвало у его соотечественников опасения за свое влияние в стране.

ГАС развернула против властей и мирного населения партизанскую войну, с каждым годом все больше пополняя свои ряды преимущественно за счет детей и подростков-ачоли, принудительно рекрутируемых в ряды Армии. Помимо массовых убийств и грабежей, боевики практикуют массовое сексуальное насилие, забирая в рабство девочек и девушек, которые становятся «женами» командиров, а также наносят увечья многим из своих жертв.

В 1998 г. в рядах ГАС произошел раскол — бойцы во главе с Рональдом Комакечем, протестуя против политики террора в отношении мирного населения, покинули АСГ и сформировали отдельную организацию, Демократическую ГАС. В 2007 г. при загадочных обстоятельствах погиб один из ведущих функционеров ГАС Винсент Отти, что, по мнению наблюдателей, говорит о скрытой борьбе за власть в рядах верхушки боевиков.

В настоящее время исследователями отмечается, что религиозная составляющая идеологии ГАС заметно уменьшилась, если вовсе не сошла на нет. ГАС в ее современном виде представляет собой скорее антиправительственное движение (полубандитского свойства) с харизматическим лидером во главе, нежели группировку, действительно претендующую на воплощение некоего духовного идеала.

Власти Уганды неоднократно пытались вести с ГАС переговоры, однако процесс мирного урегулирования всякий раз срывался. Переговорная инициатива 2006 г. оказалась безрезультатной, поскольку лидер ГАС отказался подписать в конце 2008 г. итоговый документ из согласованного пакета договоренностей.

Боевые действия против ГАС вызвали на севере Уганды гуманитарную катастрофу (по разным оценкам, от 850 тыс. до 1,5 млн чел. вынуждены были покинуть жилища по причинам, прямо или косвенно связанным с конфликтом). Тем не менее ощутимой угрозы власти Йовери Мусевени ГАС не представляет и является только одним из дестабилизирующих факторов.

Опасным последствием конфликта является появление в стране значительного числа детей-сирот и детей (подростков), имеющих опыт участия в боевых действиях на стороне ГАС. Реабилитация данных категорий граждан после перенесенных физических страданий и психических травм является сложным вызовом для государства с медицинской и прочей инфраструктурой, неспособной адекватно справляться с решением всех встающих перед ней задач. Если бывшие несовершеннолетние комбатанты не будут должным образом интегрированы в процесс мирного развития через воспитание и перевоспитание с последующим трудоустройством, в последующем они могут превратиться в горючий материал.

Конфликт практически с первых лет своего существования имел международное измерение. ГАС традиционно использовала базы на территории Южного Судана, где осуществляла подготовку своих боевиков. Долгое время подобная активность получала поддержку официального Хартума.

В 1999 г. Судан и Уганда подписали соглашение о взаимном отказе от поддержки враждебных правительствам двух стран сил, а с начала XXI в. ВС Уганды получили право официально действовать на территории Судана против ГАС.

В результате военного давления угандийских властей боевики ГАС были вытеснены на территорию Демократической Республики Конго и Центральноафриканской Республики. Конфликт между правящей элитой и оппозицией. С 1986 г. против правительства Йовери Мусевени действовал целый ряд оппозиционных движений, взявших на вооружение приемы партизанской войны. Помимо хилиастических группировок заслуживают упоминания следующие организации: Объединенные Демократические силы (ОДС) — группировка, помимо прочего включающая значительные подразделения мусульман, определенное время получавших поддержку от Судана, боевиков-хуту из Руанды и бывших солдат армии Демократической Республики Конго. Заметная активность этим движением была развернута в 1997 г., тогда же оно и понесло серьезные потери в результате ответных мер правительственных войск и отступило на территорию ДРК, явившись одной из причин ввода войск Уганды на территорию этого государства. К 2000 г., когда руководство Уганды объявило о разгроме основных сил боевиков, на их счету был ряд рейдов и терактов, приведших к гибели десятков мирных жителей. В дальнейшем уцелевшие представители ОДС осуществили несколько терактов в городах. В 2001 г. из-за информации о связях с Усамой бен Ладеном организация была причислена правительством США к террористическим; Фронт освобождения западного берега Нила (ФЗБН) — структура, объединившая представителей нилотоговорящих народностей, которых правительству Мусевени не удалось к привлечь к сотрудничеству. Данная структура также имела базы на территории Заира (ДРК), откуда и осуществляла налеты на населенные пункты Уганды. Операции, проведенные угандийской армией на собственной территории и в ДРК, привели к тому, что в начале XXI столетия ФЗБН перестала представлять собой значимую военную и политическую силу.

Большинство оппозиционных партий в настоящее время не осуществляют в отношении правительства акций, связанных с заметным уровнем насилия, ограничиваясь в основном организацией мирных акций протеста, судебными исками и прочими методами аналогичного характера. Вместе с тем периодически происходят столкновения между полицией и оппозиционерами, причем время выборов является периодом особой конфликтной активности оппозиции.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. Официальной идеологии нет. Фактически приоритеты национального развития суммированы в преамбуле конституции и разделе, посвященном общим принципам. В частности, отмечается стремление достичь в будущем лучшей жизни, построив устойчивые социально-экономическую систему и политический режим, основанные на принципах национального единства, мира, равенства, демократии, свободы, социальной справедливости и прогресса.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика