Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Бенина стр. 2

Положение в мировой экономике и политике

Национальное хозяйство в контексте мировой экономики. По классификации Всемирного банка, Бенин относится к числу стран с наименее развитой экономикой. Благодаря географическому положению и относительно благоприятным климатическим условиям, в стране достаточно развит аграрный комплекс, основанный на хлопке, пальмовом масле, кассаве, ямсе, кукурузе, просе, арахисе, какао и кофе. Хлопок, как основная сельскохозяйственная культура, приносит около 40% ВВП. В связи с этим экономика страны чрезвычайно зависима, во-первых, от мировых цен на хлопок и, во-вторых, от климатических условий.

Негативными последствиями данной зависимости стали кризисы 2002 г., когда значительно снизились цены на хлопок на мировом рынке, и 2004 г., вызванный неурожаем хлопка в стране вследствие засухи. Главными импортерами бенинского хлопка являются Китай, Индия и Индонезия, соседние африканские страны, крупнейшие из которых — Марокко, Нигер, Нигерия, а также страны ЕС, в частности Франция, Италия, Португалия, Великобритания и Швейцария. Вторым по значимости экспортным товаром Республики Бенин являлась сырая нефть, значительные запасы которой были обнаружены на шельфе Гвинейского залива. Однако с 2000 г. экспорт нефти сократился практически до нуля из-за отсутствия инвестиций и неразвитости инфраструктуры.

Скотоводство в Бенине развито в основном на севере и в ряде других районов: разводят овец, коз, крупный рогатый скот. На юге страны, рядом с океаном, в лагунах, развито рыболовство. Однако пока речная рыба по вылову преобладает над морской, что опять же свидетельствует о низком уровне развития инфраструктуры. Большая часть промышленности ориентирована на переработку сельскохозяйственной продукции (т.е. носит аграрный характер).

В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 г., Бенин назван страной с экономикой «низкого дохода» (low income). Также в классификации Всемирного банка Бенин имеет статус «бедной страны с тяжелым долговым бременем» (heavily indebted poor country) и определен как страна-заемщик по линии Международной ассоциации развития, что не позволяет получать несвязанные кредиты от большинства международных финансовых учреждений.

В Рейтинге конкурентоспособности экономик мира в 2013 — 2014 гг. Бенин занимает 130-е место с рейтингом 3,45. По данным Центра международной торговли, основны¬ми экспортными товарами являются (2008 г.): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (28,5%); хлопок (25,28%); фрукты и орехи (12,61%); чугун и сталь (9,13%); медь и изделия из него (6,95%); древесина и изделия из нее, древесный уголь (3,94%); сахар и кондитерские изделия (2,22%) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 г.): хлопок (17,22%); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (11,61%); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (10,89%); зерновые культуры (8,03%); животные и растительные жиры, масла, продукты их расщепления (6,99%); электрическое и электронное оборудование (6,17%); энергосиловое оборудование (2,61%); мясо и мясные субпродукты (2,53%); фармацевтическая продукция (1,92%) и др. Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы. Бенин имеет крайне ограниченный потенциал воздействия на внешнюю среду.

Бенин — страна-реципиент. Размер зарубежной помощи в процентном отношении от ВНП в 2005 г. был равен 8,13%, размер помощи на душу населения в долл. США по текущему курсу — 40,53 долл. (2005 г.).

Страна импортирует энергоресурсы. Около половины необходимой электроэнергии Бенин получает из Ганы (проект «Верхняя Вольта» в Акосомбо). Бенин располагает шельфовыми запасами нефти, однако не в состоянии самостоятельно их освоить по финансовым причинам.

Население страны невелико даже в масштабах Африки и составляет около 0,11% от населения мира. Французский язык имеет статус официального (национального и/или государственного) в Бенине. 42% населения страны говорят на языке фон, на котором также говорят в соседнем Того.

В 2005 — 2006 гг. Бенин являлся непостоянным членом СБ ООН. Доля страны в финансировании ООН в 2005 г. составила 0,002%. Страна не входит в Парижский клуб кредиторов. Квота Бенина в МВФ равна 0,03% от общего объема.

По данным доклада «Военный баланс 2009», подготовленного Международным институтом стратегических исследований (International Institute of Strategic Studies), численность вооруженных сил Бенина в 2008 г. составила 4750 чел. Численность военизированных подразделений (жандармерия) — 2500 чел. На вооружении сухопутных войск находились 18 легких танков, 31 БРМ, около 16 артиллерийских орудий и минометов. На вооружении ВМС находились 2 катера. ВВС не располагали боевыми самолетами и ударными вертолетами.

Военные наблюдатели и подразделения ВС Бенина принимали в 2000-х гг. активное участие в операциях под эгидой ООН (Судан, Кот-д’Ивуар, ДРК и др.). Расходы на оборону Бенина в процентах ВВП ниже среднемировых. Бенин не располагает ядерным оружием или другими видами ОМУ. Бенин не располагает авиационными системами 4-го поколения. Бенин не имеет самостоятельного постоянного военного присутствия за рубежом.

Участие в международных организациях, основные внешнеполитические партнеры, отношения с Россией. Бенин участвует в следующих международных организациях: Учреждения ООН: ООН, специализированные органы Генеральной ассамблеи (ЮНКТАД) и Совета безопасности, специализированные организации Объединенных Наций (ФАО, МБРР, ИКАО, МАР, МФК, МФСР, МОТ, МОМ, ИМО, МВФ, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ВПС, ВОЗ, ВОИС, ВМО), МАГАТЭ, миссии ООН в Гаити, в Демократической Республике Конго, в Бурунди, в Либерии, в Кот-д’Ивуаре. Другие международные организации: Международный уголовный суд, Группа 77, Международная организация профсоюзов, Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная организация по стандартизации (на правах члена-корреспондента), Международный телекоммуникационный союз, Организация по запрету химического оружия, ВТО, Всемирная туристическая организация, Всемирный таможенный союз.

Бенин также входит в такие организации, как Организация Исламская конференция, Движение неприсоединения, Организация франкоговорящих стран. Страна участвует в следующих интеграционных блоках: Африканский союз, Экономическое сообщество западноафриканских государств, Западноафриканский экономический и валютный союз, Зона франка; в международных и региональных экономических организациях: Совет Антанты (входят Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Нигер, Того), Исламский банк развития, Африканский банк развития, Западно-Африканский банк развития.

Бенин поддерживает тесные экономические и политические контакты с бывшей метрополией — Францией. Кроме того, Бенин интенсивно сотрудничает с Германией и структурами ЕС. США рассматривают Бенин как оплот демократии и стабильности в регионе. Важный внешнеполитический контрагент — сосед и основной экономический партнер Нигерия. В Бенине было подписано Соглашение Котону—договор о партнерстве между ЕС и странами АКТ, определяющий принципы сотрудничества сторон на ближайшие 20 лет. Соглашение Котону вступило в силу 2 апреля 2003 г.

Дипломатические отношения с СССР были установлены 4 июня 1962 г. 9 января 1992 г. Республика Бенин заявила о признании Российской Федерации как страны — правопреемника СССР. Регулярно проводятся консультации по линии МИД. 6 февраля 2001 г. РФ подписала с Бенином соглашение об урегулировании задолженности. В настоящее время товарооборот с Бенином незначителен. Поддерживаются культурные и научные связи.

Вызовы и угрозы безопасности

В 1960-х гг. страна пережила череду военных переворотов, которые закончились в 1972 г. приходом к власти майора Матьё Кереку. В латентной форме существуют конфликты вокруг приграничных территорий между Бенином и соседними странами: Буркина-Фасо (оспаривается территориальная принадлежность двух деревень), Нигером (большая часть границы с этой страной не демаркирована), Того (совместная комиссия занимается вопросом определения границы, Бенин обвиняет Того в перемещении демаркационных знаков). Территориальные споры с Нигерией в основном урегулированы в 2003 г.

Угрозу терроризма в Бенине можно охарактеризовать как низкую: хотя в 2007 г. на президента страны Бони Яйи было совершено покушение, никто не пострадал. Коррупция — системная проблема в Бенине. Бывший президент страны Матьё Кереку не раз признавал коррумпированность высокопоставленных чиновников. В 2004 г. было заявлено, что большинство судей будут отданы под суд за взяточничество. Громкий коррупционный скандал разгорелся вокруг американской телекоммуникационной корпорации Titan. Комиссия по ценным бумагам и биржам США оштрафовала ее на 28 млн долл. за незаконное финансирование предвыборной компании Кереку в 2001 г. Однако в Бенине никаких санкций не последовало, а после переизбрания Кереку правительство одобрило увеличение в 4 раза вознаграждения, которое Titan получит за реализацию телекоммуникационного проекта. В 2008 г. президент Бони Яйи принял участие в марше против коррупции. На основе экспертных оценок уровень коррупции в Бенине характеризуется как высокий. Положение Бенина в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 2004-2012 гг.

Бенин не сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно Докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005 —2015 гг. прогнозируется положительный прирост населения, который составит 2,9% в год.

Согласно официальной точке зрения, уровень иммиграции (2005 г.) является удовлетворительным, однако правительство предпринимает меры по снижению уровня эмиграции. Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. Географическое положение Бенина может быть охарактеризовано как благоприятное с точки зрения опасности стихийных бедствий. Единственным регулярно повторяющимся стихийным бедствием является ураганный зимний ветер харматан в северных районах страны, сопровождающийся пылевыми бурями.

Экономические угрозы (несбалансированный экспорт, хроническое отрицательное сальдо текущего платежного баланса, долговая зависимость, инфляционные процессы). В структуре экспорта Бенина преобладает хлопок (порядка 80% экспорта).

Для экономики страны характерно отрицательное сальдо внешнеторгового оборота (в 2005 г. импорт превысил экспорт почти в 2 раза). По данным Международного энергетического агентства, Бенин имеет отрицательное сальдо топливного баланса (чистый импорт в 2005 г. составил 0,9 млн т нефтяного эквивалента) и зависит от импорта энергоносителей.

Угрозы безопасности человека. По данным доклада ПРООН «О развитии человека 2007/2008», с проблемой недоедания в 2002 — 2004 гг. сталкивались 12% населения Бенина.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика