Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Джибути стр. 2

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Значительное влияние на формирование и развитие политической системы и культуры Джибути оказала близость ареала арабских стран и нахождение в колониальной системе Франции. В рамках французской колониальной системы в Джибути были привнесены извне практически все основные политические институты европейского типа, включая конституцию, систему органов власти. Однако современные по форме политические институты реализуют региональную и национальную специфику, что подразумевает доминирование традиционалистских и недемократических элементов; это стало видимым в течение 1990—2000-х гг., когда активно осуществлялся переход к открытому авторитаризму.

Внутренние конфликты и расколы. Основным внутренним конфликтом на территории Джибути в конце XX — начале XXI в. стал конфликт между правительством и организацией исса «Фронт восстановления единства и демократии» (Front pour la restoration de Г unite et de la democratie, FRUD). Конфликт был затяжным и привел к гражданской войне 1991 — 2001 гг., в которую были втянуты все регионы страны, и каждый из них пострадал экономически (одновременно оказали воздействие засуха и война в соседних Эфиопии и Эритрее). Основная фаза военных действий имела место в период 1991 — 1994 гг., однако отдельные акты насилия и массовые беспорядки продолжались до 2000 — 2001 гг. В 1990 г. обвинения оппозиции в том, что правительство оказывает поддержку повстанцам на территории соседнего государства Сомали, привели к внутренним столкновениям между представителями народности исса (составляющей большинство населения) и народностью афар/гадабурси (сторонниками режима Сиада Барре в Сомали). В итоге 9 января 1991 г. правительство арестовало 68 чел., которых обвинили в подстрекательстве к началу гражданской войны. В середине 1991 г. начались столкновения между народностями исса и оромо, и в октябре повстанческие группы народности афар создании коалицию ФРУД и начали военную кампанию против правительства страны.

В ответ на начало гражданской войны в стране последовала реакция Франции, которая призвала к проведению в стране референдума по вопросу об изменении политической системы после прекращения межэтнических столкновений. Однако столкновения не прекратились, и референдум не состоялся. В итоге 14 членов парламента во главе с Мохаммедом Ахмедом создали оппозиционную коалицию, и в середине января 1992 г. министры здравоохранения и министр по делам общественности подали в отставку. Несмотря на то что двусторонние соглашения между Францией и Джибути не предусматривают возможностей для ввода войск Франции, контингент французских войск был размещен на территории страны для обеспечения сохранности перемирия между сторонами. В июне 1992 г. представители всех оппозиционных групп провели встречу в Париже, по итогам которой был создан Объединенный оппозиционный фронт Джибути. Целью Фронта стало свержение действующего правительства, создание переходного правительства и назначения премьер-министра из числа участников Фронта. Оппозиция бойкотировала выборы 1992 г. в парламент и президентские выборы 1993 г. Однако в 1994 г. в оппозиции произошел раскол между Дини и Али Мухаммедом Даудом (первый придерживался курса на свержение правительства, а Дауд стремился к мирному урегулированию).

Первый, вооруженный, этап конфликта завершился в декабре 1994 г. подписанием мирного соглашения между правительством и одной из группировок в рамках ФРУД. Согласно условиям данного соглашения, 2 члена ФРУД получили посты министров, и в ходе президентских выборов 1999 г. ФРУД выступил на стороне президента и его партии. В феврале 2000 г. в Париже было подписано второе мирное соглашение — между правительством и второй группировкой в рамках ФРУД. В мае 2001 г. президент Исмаил Омар Гелле выступил с инициативой провести мирные переговоры с военизированной группировкой в рамках ФРУД, которую представлял Ахмед Дини Ахмед. В результате переговоров было подписано финальное мирное соглашение, которое официально положило конец гражданской войне в стране. На настоящий момент конфликт между ФРУД и правительством формально считается завершенным, однако в долгосрочной перспективе возможна его реэскалация в случае изменения схемы распределения постов в кабинете министров (в настоящий момент власть фактически разделена между президентом-сомалийцем, премьер-министром-афаром, и большинством исса в парламенте). Схемы соотношения властных полномочий практически соответствуют позиции этнических групп в стране. При этом специфично, что доминантность той или иной народности в политической жизни может нивелироваться, если лидеры этих народностей могут прийти к компромиссу по конкретному решению. Соответственно, конфликтность внутреннего характера в Джибути увеличивается только тогда, когда лидерам выгоднее воспользоваться противоречиями между народностями как предлогом для продвижения своего интереса в текущий момент. Изменение конфигурации власти после выборов 2008 г. в сторону политического доминирования правящей партии подтверждает этот вывод.

После выборов 2008 г. возможность регулирования правящей партией любого потенциала конфликта внутреннего характера возросла (так как партия монополизировала Национальную ассамблею, заняв все 65 мест); при этом конфликт с оппозицией возможен. Проблемой для оппозиционного движения является практически постоянный надзор и ограничения деятельности со стороны правящей группировки.

В этот же период Джибути стала местом привлечения массовых потоков беженцев, что явилось результатом войны между Эфиопией и Эритреей 1998 — 2000 гг. На современном этапе территория Джибути продолжает оставаться территорией стечения потоков беженцев не только из Эфиопии и Эритреи, но также со стороны Сомали, где продолжается гражданская война. Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. Преамбула и базовые статьи действующей конституции Джибути провозглашают приоритет общедемократических и общечеловеческих ценностей без фиксации конкретной идеологии в качестве официальной.

Тем не менее в стране в период с 1991 по 2001 г. шла гражданская война, формальными поводами к которой были несогласие ФРУД с проводимым политическим курсом в стране и нерепрезентативность правительства (вследствие малой доли народности афар в парламенте). Участниками политико-идеологического раскола в тот период являлись группировка афар ФРУД и правительство с большинством народности исса. В настоящий момент конфликт формально завершен, однако возможно возобновление идеологических и политических расхождений между народностями афар, сомали и исса.

Политико-идеологический спектр претерпел изменения в последние годы: в период 2006 — 2008 гг. шло постепенное увеличение роли и влияния правящей группировки Движение прогресса. В данном отношении показательны выборы 2003 и 2005 гг. — 100% населения поддержали президента, который представляет народности исса. Потенциал идеологического раскола находится в структуре правительства — при доминировании исса в правящей партии, структурах правительства и бюрократических структурах и фактическом вытеснении других этнических групп и политических партий.

Религия и государство, роль религии в политике. Конституция Джибути официально закрепляет ислам в качестве государственной религии. По оценочным данным, большинство населения исповедует ислам суннитского толка (более 94%). Около 4,5% населения исповедуют христианство.

Особенности партийной системы. Конституция Джибути официально закрепляет принцип многопартийности, однако после выборов в парламент 2003 г. этот принцип не соблюдается. До 2003 г. в рамках партийной системы в стране доминировало Движение прогресса (правящая партия). В настоящее время в должности президента страны находится Исмаил Омар Гелле. Последние электоральные циклы характеризовались постепенным отходом де-факто от провозглашенного принципа многопартийности. Процесс не сопровождался подавлением и/или запрещением партий, однако полное доминирование правящей партии фактически противоречит конституции страны.

Принцип многопартийности был введен в стране в начале 1992 г. — было зарегистрировано 4 партии. Однако к моменту выборов в Национальную ассамблею в декабре 1992 г. допущенными к электоральному процессу были только 3 из них. Это были такие партии, как ныне правящая группировка Движение прогресса, Национально-демократическая партия и Партия за демократическое обновление. Однако реально на власть претендовали только Движение прогресса и Партия за демократическое обновление, поскольку Национально-демократическая партия вышла из предвыборного процесса, официально объявив, что существует слишком большое пространство для мошенничества в ходе выборов со стороны правительства.

В июле 1997 г. две оппозиционные группы — Группа за демократию и Объединенный фронт оппозиции — создали единую оппозицию ФРУД и ее фракцию во главе с Каире Аллале — Партией демократического обновления. Однако в рамках коалиции существовали противоречия, что привело к ее расколу.

Показательно, что в ходе выборов президента 1999 г., впервые за всю политическую историю страны, не было ни одной группы, которая бы бойкотировала выборы. При этом международные наблюдатели не отметили никаких существенных проблем в ходе выборов, за исключением некоторых технических неполадок. Исмаил Омар Гелле, глава партии Движение прогресса, набрал 74% голосов в ходе президентских выборов, а Мусса Ахмед Идрисс, представлявший Объединенную оппозицию Джибути, набрал 26% голосов.

В целом в настоящий момент в стране существуют отдельные политические группировки/партии, но они не участвуют в выборном процессе, сосредоточившись в основном на вопросах социальной сферы. Среди партий можно выделить: Союз за президентское большинство, Движение прогресса, Фронт за восстановление единства и демократии, Национально-демократическая партия, Социально-демократическая партия, Союз за демократические изменения, Республиканский альянс за демократию, Движение за демократические обновление и развитие, Партия развития Джибути, Союз за демократию и справедливость.

Партия Движение прогресса была создана в марте 1979 г. и являлась первой политической группой, которая была легализована конституцией 1992 г. Лидерами партии за период ее существования были Исмаил Омар Гелле, Дилейта Мохаммед Дилейта. Под его руководством партия выиграла выборы 2000 и 2008 гг., в итоге получив все 65 мест в парламенте страны. В 2003 г. состоялись парламентские выборы, в которых проправительственный блок Союз за президентское большинство конкурировал с блоком из четырех партий — Союзом за демократическую альтернативу. В отношении оппозиционных партий следует указать, что они плохо структурированы, разобщены и не могут составить реальную конкуренцию правящей партии.

Наиболее значимой оппозиционной группировкой являлся Фронт восстановления единства и демократии (ФРУД). ФРУД, в котором большинство представителей является выходцами народности афар, был организован в городе Бальхо на севере Джибути в августе 1991 г. номинальным слиянием 3 групп на основе общих призывов к свержению «трайбалистской диктатуры» президента. Примечательно, что встречи ФРУД проводились как на территории Джибути, так и на территории Эфиопии и Сомали. Военизированные формирования ФРУД готовились также на территориях этих стран. В 1992 г. после размещения войск Франции для поддержания перемирия в Джибути к ФРУД присоединился Фронт демократических сил. В 1994 г. в руководстве ФРУД начались разногласия, и в декабре одна из групп объявила о создании «нового ФРУД». В 1996 г. в состав «нового ФРУД» вошли находившиеся в изгнании участники оппозиционных движений 1990 — 1992 гг. В 1997 г. было объявлено, что «новый ФРУД» заключил ряд договоренностей с правительством. Кроме того, было отмечено, что в «новом ФРУД» прошли выборы в Исполнительный комитет и Национальный комитет. В 1997 г. начался фактический раскол ФРУД на консерваторов во главе с Дини и «Новым ФРУД», которые начали мирные переговоры с правительством. В 2000 г. было достигнуто соглашение о перемирии, и в 2001 г. было подписано решение об окончательном урегулировании конфликта между правительством и ФРУД. Лидерами ФРУД являлись: Али Мохаммед Дауд, Угуре Кифле Ахмед.

Также в Джибути действует партия «Действие за Восстановление порядка», которая была создана в 1991 г., партия «Совет движений за демократию», Демократический фронт освобождения Джибути — все они вошли в состав ФРУД в 1992 г. Кроме того, ведет свою деятельность партия Фронт за восстановление права и равенства во главе с Мохаммедом Арамиссэ Сулейхом (выступают против народности исса), Фронт национального патриотического сопротивления.

До 2008 г. значимое влияние на политическую жизнь Джибути оказывала также Национальная демократическая партия, которая, по неточным данным, была создана в Париже в конце 1992 г. Аденом Робле Авале, бывшим министром кабинета Гуледа и вице-президентом правящей партии Движение прогресса. Сторонники партии объявили курс на свержение правительства Гуледа, и в 1993 г. лидер партии встретился в Париже с представителями других оппозиционных групп, по итогам которой было заявлено о создании коалиции. Однако в апреле 1996 г. после террористического акта в городе Джибути, в результате которого пострадали 16 чел. (в основном граждане Франции), Франция начала расследование этого акта, и главы партии, которых обвинили в организации этого террора, бежали в Марокко. В мае 1997 г. в партии начался раскол на фоне борьбы за посты в партии, в итоге в 1999 г. часть лидеров партии была арестована, а в апреле 2001 г. Робле получил приговор к 6-летнему заключению условно за совершение террористического акта. Лидерами партии являлись: Аден Робле Авале, Мусса Хусейн, Абдалла Дабале.

Среди других партий Джибути можно отметить Социально-демократическую партию, Союз за демократическую альтернативу, Республиканский союз за демократию, Движение за демократическое обновление и развитие, Партию развития Джибути, Союз за демократию и справедливость, Союз партизан.

Одной из особенностей политического процесса в стране является тот факт, что в ходе выборов, согласно закону о выборах, партия/кандидат, получившие большинство голосов в своем избирательном округе (всего их 5 в стране), автоматически получает все места в парламенте, закрепленные за этим округом.

Согласно данным Информационного агентства Джибути, на президентских выборах 2005 г., правящая партия Движение прогресса набрала 144 433 голоса. Было признано действительными 71% голосов. Недействительными оказались 4692 голоса из общего числа проголосовавших 149 125, всего зарегистрировано 208 098 избирателей. На выборах в Национальную ассамблею 2003 г. явка избирателей составила 48%. Союз за демократию и справедливость получил 37%, блок во главе с Движением прогресса — 62,7%.

В 2008 г. состоялись выборы в парламент страны, на которых правящая партия в рамках проправительственного блока получила все 65 мест в парламенте, несмотря на то что оппозиция набрала 37% голосов при явке избирателей 48%. Выборы были признаны состоявшимися. В итоге Движение прогресса стало фактически монопольной партией страны. В апреле 2010 г. парламент Джибути проголосовал за принятие поправки к конституции страны, согласно которой президент может избираться на третий срок. Действующий президент победил на выборах в апреле 2011 г., которые были бойкотированы оппозицией.

Политическая роль военных/силовых структур. В Республике Джибути установлен гражданский режим, и формально последние 20 лет в стране не было прецедентов военного правления или попыток захвата военными власти. Формально принцип подотчетности военно-силовых структур гражданскому правительству закреплен в конституции 1992 г.

В условиях гражданской войны военная сила была важным ресурсом для противоборствующих сторон. Джибути располагала небольшой по численности армией, и после окончания гражданской войны в 2001 г. ее численность была уменьшена, хотя доля военных расходов в ВВП страны превышает общемировой уровень (объясняется незначительным размером ВВП). На территории страны присутствуют французские вооруженные силы, которые располагают здесь одной из своих крупнейших зарубежных военных баз (расквартированы более 2700 французских военнослужащих, включая подразделения Французского иностранного легиона, а также около 1700 американских и 300 германских военнослужащих).

НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. Свобода собрания и ассоциации закреплены в действующей конституции Джибути, однако на практике не соблюдается. Все собрания и массовые организации подконтрольны министерству внутренних дел, которое выдает разрешение на проведение «мирных собраний». Деятельность групп по защите прав человека затруднена, хотя деятельность групп по защите прав женщин, включая неправительственные и международные, осуществляется практически свободно. В стране существуют профсоюзы, рабочие имеют право проводить забастовки, однако правительство постоянно вмешивается в деятельность профсоюзов, а также проводит акции по реорганизации профессиональных объединений. В конце 2005 г. в ходе демонстрации, проведенной членами профсоюза водителей грузового транспорта, по крайней мере 1 чел. погиб в результате действий полиции по подавлению акции, при этом многие участники демонстрации получили ранения. В марте 2006 г. 2 члена Торгового союза Джибути были арестованы после возвращения с учебных семинаров в Израиле, проведенных федерацией труда Хистрадут. Им были предъявлены обвинения в «секретных контактах с иностранной державой» и в подготовке «нападения на президента республики». В апреле 2006 г. из страны была выслана делегация Международного союза труда, направленная для расследования событий марта 2006 г. В стране разрешена деятельность Палаты коммерции и промышленности, основанной в 1912 г. Также действуют молодежные организации — Ассоциация домов молодежи, Ассоциация скаутов Джибути, Молодежная организация Красного Полумесяца.

Положение и роль СМИ. Ст. 15 конституции Джибути разрешает гражданам выражать свое мнение и распространять идеи посредством «письменных, устных заявлений или путей передачи изображений», однако на практике правительство ограничивает свободу прессы. Это выражается в трудности получения лицензии на вещание в стране, а также арестах журналистов, захватах редакций газет и высоких судебных штрафах за «агрессивные», «критикующие» репортажи (в отношении правительства). Присутствие контингента американских вооруженных сил в Джибути также влияет на свободу СМИ — журналистам страны предписано не делать репортажей о деятельности этого контингента. В мае 2007 г. телерадиовещательная компания Radiodiffusion de Djibouti была вынуждена приостановить свою деятельность из-за репортажей, содержавших обвинения в отношении министерства здравоохранения.

Из-за проблемы бедности в стране большинство граждан не могут позволить себе покупать газеты, доступ к телевидению ограничен. Поэтому наиболее распространенным СМИ является радио. Вещательные компании подотчетны правительству, и репортажи содержат только позитивную информацию о деятельности властей. Однако на Джибути осуществляется радиовещание международных теле- и радиокомпаний ВВС, Radio France Internationale, Voice of America. Телевидение Джибути ведет вещание на французском, арабском языках, языке афар и сомалийском. Крупнейшей газетой является проправительственная «1а Nation», выходящая каждые 2 недели. Оппозиция издает еженедельные газеты Le Renouveau, Le Republique. Единственный интернет-провайдер принадлежит правительству, которое блокирует любые нежелательные сайты (только 1% населения имеет доступ в Интернет). Согласно данным организации Freedom House, Джибути является страной с несвободной прессой. На протяжении последних лет (2000 — 2007 гг.) статус не менялся.

Гендерное равенство/неравенство. По оценкам международных неправительственных организаций, положение женщин в Джибути лучше, чем в среднем в странах арабского мира, однако на фоне бедности эта характеристика не является позитивной. Образование девочек в среднем отстает от образования мальчиков, а высокий уровень безработицы приводит к большей востребованности мужского труда, в связи с чем женщины не могут активно участвовать в экономической и политической жизни в стране. Женщины получили право голосовать на выборах в 1946 г., быть избранными — в 1986 г.

По результатам выборов в Национальную ассамблею в 2008 г. женщины-депутаты занимают 9 мест (13,85% от общей численности депутатского корпуса).

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика