Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Джибути стр. 3

Положение в мировой экономике и политике

Национальное хозяйство в контексте мировой экономики. В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в апреле 2008 г., Джибути названа страной с экономикой «низкого среднего дохода» (lower middle income). Также в классификации Всемирного банка Джибути определена как страна-заемщик по линии Международной помощи развитию (IDA), что позволяет ей получать от международных финансовых учреждений только кредиты, связанные жесткими условиями.

В Рейтинге конкурентоспособности экономик мира в 2007 — 2008 гг., подготовленном экспертами Всемирного экономического форума, Джибути отсутствует. Основной экспортный поток Джибути направлен в страны Африки (Сомали, Эфиопия) и Ближнего Востока (Йемен), на которые приходится 95% экспорта (остальное — страны Европы и Северной Америки). В структуре экспорта доминирует продукция скотоводства (необработанные и обработанные шкуры и живой скот — более 35%), а также реэкспорт (2001 г.).

Основными источниками импорта для Джибути являются страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия) и Африки (Эфиопия), на которые приходится 54,6% импортных поставок, Индия, Китай, Франция. В структуре импорта (1999 г.) доминируют продукты питания и напитки (25%), наркотическое растение кат (12%), продукция машиностроения и электрооборудование (12,5%), нефтепродукты (11%), транспортное оборудование (11%).

Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы. Республика Джибути располагает крайне ограниченными ресурсами влияния на международную среду и международные процессы.

Общий размер взносов Джибути в регулярный бюджет ООН в 2012 г. определен в размере 25 852 долл. США, или 0,001% взносов всех стран-участниц (у США — 22%). Квота Джибути в МВФ в 2012 г. составляет 0,01 % от совокупного размера квот, «вес» при принятии решений — 0,04% от общего числа голосов (у США эти показатели составляют соответственно 17,70 и 16,76%). Республика Джибути является страной-реципиентом. Внешняя помощь в 2010 г. составляла 148,8 долл. США на душу населения. Джибути является нетто-импортером энергоносителей. Доля населения Джибути в населении мира составляет менее 0,012%. В Джибути распространены арабский (280 000 000 чел. в мире говорят на арабском, являющемся официальным языком страны) и французский (77 000 000 чел. в мире используют его как официальный язык) языки, имеющие международное значение, а также языки этнических групп афар и исса, которые не являются языками, имеющими ши¬рокое распространение в мире. Языки народностей афар и исса принадлежат к восточнокушитской ветви афразийской семьи. При этом язык народности исса лингвистически близок сомалийскому, что способствует более сильному контакту между народностью исса, проживающей в Джибути, и жителями соседней территории — Сомали. На языке народности афар говорит 300 000 чел., на языке народности исса — 291 207 чел.

Джибути не является членом Парижского клуба стран- кредиторов. Джибути не является постоянным членом СБ ООН и не претендует на получение соответствующего статуса. По данным доклада «Военный баланс 2009», подготовленного Международным институтом стратегических исследований (International Institute of Strategic Studies), численность вооруженных сил Джибути в 2008 г. составила 10 450 чел., в том числе жандармерия — 2 тыс. чел., силы национальной безопасности — 2500 чел. На вооружении сухопутных войск находились 39 БРМ, 12 БТР и 96 артиллерийских орудий и минометов. ВМС располагали 7 катерами и патрульными судами. На вооружении ВВС состояли 2 ударных и 3 военнотранспортных вертолета. Расходы на оборону Джибути в процентах ВВП выше среднемировых.

Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнеры, отношения с Россией. Джибути является членом ООН и группы организаций ООН, ВТО (с 3 мая 1995 г.)г Группы 77, ИКАО, ИГАД, Африканского союза, МВФ, Интерпола, Агентства Франкофонии, группы АКТ, Банка африканского развития, Арабского фонда экономического и социального развития, Арабского валютного фонда, КОМЕСА, Организации международного Красного Креста и Полумесяца, Лиги арабских государств и др.

У Джибути традиционно приоритетную направленность имеют отношения с Францией (во многом в рамках Франкофонии) и с региональными соседями (в том числе — с Лигой арабских государств). С Францией Джибути заключила целый ряд соглашений о военном и экономическом сотрудничестве, а также договор в области образования, согласно которому студенты из Джибути имеют льготы при поступлении на программы обучения во Франции (при соблюдении условия знания французского языка). В военной сфере ведется активное сотрудничество, в основном в области подготовки военных двух стран к ведению международных антитеррористических операций. При этом Франция в начале гражданской войны 1990—1992 гг. в Джибути нарушила договоренности и ввела контингент войск на территорию страны для контроля за ходом перемирия между сторонами конфликта. В 1994 г. отношения между Джибути и Францией улучшились в связи с заключением договора о предоставлении Джибути помощи со стороны Франции сроком на 10 лет. При этом реальный объем помощи с каждым годом уменьшался. В последние годы Джибути активно развивает отношения с Японией и Китаем.

После 2001 г. Джибути стала расширять отношения с США, во многом из-за усилий США по созданию антитеррористических баз в районе Сомали. В частности, Джибути присоединилась к войне против терроризма, которую развернули США. В настоящее время на территории Джибути при содействии США были созданы несколько военных баз, в которых ведется подготовка состава вооруженных сил двух стран по противодействию международному терроризму.

На отношения Джибути с соседними государствами оказало сильное влияние противостояние на Африканском Роге, в частности кризисы в Сомали и противостояние между Эфиопией и Эритреей. В основном негативное воздействие от этих кризисов выразилось в массированном потоке беженцев на территорию Джибути. В частности, после первого сомалийского кризиса 1991 г. в связи с падением режима Сиада Барре и одновременно с падением режима Менгисту в Эфиопии в 1991 г., на территорию Джибути одновременно были направлены 2 потока беженцев. Официальное число беженцев составило около 100 тыс. чел. Массовые потоки беженцев и вынужденных переселенцев на территорию Джибути имели место после Огаденского кризиса в 1983 г., а также в 1986 г., начале 1990 г., в 1995, 1998 и 2000 гг. В 2003 г. правительство Джибути приняло решение о высылке 80 тыс. нелегальных мигрантов из Сомали и Эфиопии.

Отношения с Сомали в период после обретения независимости Джибути во многом определялись тем, что Сомали рассматривала Джибути как территорию, которая должна быть возвращена в состав бывших французских колоний путем присоединения к Сомали. В начале 1990 г. тайная поддержка Сомалийского национального движения (оппозиции Сиада Барре) со стороны Джибути привела к ухудшению отношений с Сомали и милитаризации границы. При этом Сомали закрыло морскую границу в отношении судов Джибути, что вызвало массовые столкновения на территории Джибути между народностями афар и исса (близкими к сомалийцам).

Отношения Джибути с Эритреей во многом зависели от заявленного воинственного политического курса Эритреи, которая в 1996 г. заявила о своих правах на территории Северного Джибути, что привело к вооруженным столкновениям. Этот спор был разрешен при посредничестве Африканского союза (ОАЕ), Буркина-Фасо и Зимбабве. В ноябре 1998 г. дипломатические отношения между Джибути и Эритреей были прерваны и возобновлены только после формального подписания мирного соглашения между Эфиопией и Эритреей в 2000 г. В 2001 г. президенты Джибути и Эритреи обменялись визитами, и с этого времени отношения между странами были нормализованы.

Джибути стремится занять позицию нейтрального переговорщика на региональном пространстве, что находит выражение в проведении на территории страны конференций по примирению воюющих сторон. В частности, в 1986 г. на территории Джибути состоялась конференция 6 стран региона по вопросу о создании ИГАДЛ, (Организации по развитию региона и борьбе с засухой, в дальнейшем была преобразована в Форум партнеров ИГАД). В конференции принимали участие президенты Эфиопии, Сомали, Джибути, Кении, Судана и Уганды. При посредничестве Джибути проходили также переговоры между Эфиопией и Сомали в Аддис-Абебе в мае 1986 г. В марте 1988 г. на территории Джибути состоялась вторая конференция ИГА/УД под председательством президента Джибути. В 1991 и 2000 гг. на территории Джибути были проведены конференции по вопросу о примирении противоборствующих сторон на территории Сомали. Летом 2000 г. в джибутийском городе Арта состоялась ключевая Конференция по примирению Сомали, в ходе которой были зафиксированы базовые принципы восстановления страны, а также применены принципы кланового распределения постов в будущем правительстве Сомали. Именно Артинские конференции привели к созданию Временного правительства Сомали — Переходного национального правительства (ПНП).

Усиление взаимодействия между Джибути и Эфиопией было связано с тем, что в ходе конфликта между Эфиопией и Эритреей 1998 — 2000 гг. Эфиопия оказалась лишена доступа к морю, и единственным способом экспорта товаров Эфиопии за пределы региона оказались порты Джибути. Преференциальный режим экспортно-импортных операций по отношению к Эфиопии привел к тому, что в политическом плане Джибути пришлось отказаться от нейтралитета в отношении эфиопо-эритрейского конфликта.

По данным МИД РФ, дипломатические отношения между Россией и Джибути были установлены 3 апреля 1978 г. Двусторонние связи имеют традиционно дружественный характер. В июне 1990 г. было подписано Межправительственное рамочное соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической сфере. В порту Джибути обслуживаются российские торговые суда. С 1982 г. действует Межправительственное соглашение о воздушном сообщении, с 1987 г. — Соглашение о сотрудничестве в области информации. В 1995 г. подписано Межправительственное соглашение о культурном и научном сотрудничестве. В вузах и техникумах СССР и России получили образование более 50 джибутийских специалистов. По линии Российского общества Красного Креста оказывалась гуманитарная помощь населению Джибути в связи со стихийными бедствиями.

Вызовы и угрозы безопасности

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства для Республики Джибути в настоящее время может быть оценено как среднее (после прекращения гражданской войны 1991 — 2001 гг.). В 1992 г. после принятия конституции страны, которая вводила в действие ограниченную многопартийную систему, начались вооруженные столкновения между правительственными войсками и Афарским фронтом восстановления единства и демократии (ФРУД) на северо-востоке страны. Фактически произошло противостояние политических сил (ФРУД выступала как оппозиция) и этнических (ФРУД — организация народности афар, а правительство в основном состояло из народности исса). В 1994 г. правительство и основная фракция ФРУД подписали соглашение о разделении властных полномочий, тем самым формально положив конец гражданской войне. Это было связано с необходимостью легитимизации власти как самого правительства, так и влияния ФРУД в стране. При этом радикальное звено ФРУД продолжало вооруженные действия против войск правительства. В 2000 г. правительство и радикальное звено ФРУД подписали окончательное мирное соглашение, и таким образом гражданская война была завершена. Практически в ходе гражданской войны как правительство страны, так и военизированные формирования оппозиции (в роли которой выступила ФРУД, образованная изначально по этническому принципу) неоднократно нарушали конституционные нормы страны. Это показывает, что угроза безопасности государства и государственности в стране находится на среднем уровне.

В Джибути продолжается социально-политическое противостояние этнических групп афар и исса, однако вооруженные столкновения отсутствуют либо незначительны. Легальные сецессионистские движения незначительны, или их деятельность сильно затруднена в связи с жестким контролем со стороны правительства. В настоящее время в связи с тем, что Джибути поддерживает экономические связи с руководством Сомалиленда, а также продолжает осуществлять политическое взаимодействие с отдельными группами на территории Сомали, существуют претензии со стороны правительств Сомали и Сомалиленда в отношении разделения ответственности над территориями приграничных районов и точной демаркации границы.

В июне 2008 г. получил развитие пограничный конфликт с Джибути на основе территориального спора в отношении Рас-Думейра, который находился в латентном состоянии с 1995 г. 14 января 2008 г. СБ ООН принял резолюцию 1862, поддерживающую вывод войск Джибути с неразграниченной территории, и осудил отказ Эритреи вывести войска. Эритрее был поставлен срок в 5 недель для вывода войск на исходные позиции. Эритрея не выполнила этого условия. В июне 2008 года начались военные действия между Эритреей и Джибути. США осудили агрессию Эритреи, которая не взяла на себя ответственность за начало действий. В апреле 2009 г. ООН осудили Эритрею за невыполнение требований по выводу войск. Эритрея отрицала присутствие своих войск на территории Джибути. В августе ООН призвало Эфиопию и Эритрею выплатить взаимные компенсации за ущерб от войны 1998 — 2000 гг. В декабре 2009 г. ООН ввела санкции против Эритреи в связи с подозрением поддержки Эритреей исламистов в Сомали. В июне 2010 г. Эритрея и Джибути официально согласились прийти к мирному разрешению двустороннего конфликта.

За период с 1998 по 2008 г. территория Джибути не подвергалась масштабной угрозе терроризма. Единственный инцидент такого характера имел место в 2004 г. на железной дороге Джибути —Адаис-Абеба в связи с подрывом мины, в результате которого пострадали 6 чел. Правительство Джибути приняло решение в ответ на этот террористический акт (никто ответственность за него на себя не взял) временно приостановить эксплуатацию железной дороги. Во время гражданской войны вооруженные оппозиционные группировки неоднократно устраивали теракты против правительственных сил (последний по времени произошел в 1997 г. и унес жизнь 11 военнослужащих).

Республика Джибути впервые была включена в индекс восприятия коррупции международной неправительственной организации «Transparency International» в 2007 г. и заняла 109-е место в мире с показателем 2,9 (на региональном уровне занимает 17-е место из 52).

Джибути не сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно Докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», ежегодный прирост населения в Джибути в период 1975-2005 гг. составлял 4,3%, в 2005 — 2015 гг. прогнозируется положительный прирост населения, который составит 1,7% в год. Положение Джибути в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1995-2011 гг.

Согласно официальной точке зрения, имеющийся уровень миграции (2006 г.) является избыточным. Это связано с продолжающимся противостоянием кланов в Сомали (фактически — гражданская война), конфликтом Эфиопия—Сомали, а также напряженностью в Судане. Из этих стран на территорию Джибути прибывают беженцы. В связи с данной ситуацией правительство считает необходимым принимать меры по уменьшению миграции в страну. Уровень эмиграции из страны власти оценивают как приемлемый. Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. Территория Джибути находится в зоне повышенной опасности стихийных бедствий — землетрясений, засухи, наводнений при сильных циклонах со стороны Индийского океана. В июле — сентябре 2011 г. Джибути оказалась в зоне засухи, которую считают наиболее жестокой за 60 лет. Экономические угрозы. Особенность экономики Джибути заключается в том, что она является «транзитной территорией» для международной торговли Эфиопии и Сомали. В Джибути практически нет крупных освоенных запасов ресурсов, поэтому страна выступает главным образом в качестве реэкспортера товаров. Среди собственного экспорта доминирует продукция скотоводства. В целом Джибути сталкивается с угрозой несбалансированного экспорта.

Республика Джибути сталкивается с угрозой хронического отрицательного сальдо внешнеторгового оборота. Согласно исследованиям Всемирного банка, торговый баланс Джибути на протяжении всего периода 1990—2007 гг. находился на отрицательном уровне. Так, в 1990 г. в пересчете на долю ВВП сальдо составляло 24,6, в 1999 г. — 11, в 2000 г. — 15,3, в 2001 г. — 8,5, в 2002 г. — 5,2, в 2003 г. — 9,1, в 2004 г. — 17,2, в 2005 г. — 17.

Показательно, что уровень данной угрозы напрямую связан с обстановкой в ближайшем внешнеполитическом окружении страны — в 2002 г. и первой половине 2003 г. обстановка была более стабильной, что позволяло стране усиливать торговый оборот с ближайшими соседями — основными торговыми партнерами Джибути и за счет наращивания торгового оборота снижать отрицательное сальдо баланса. Однако обстановка безопасности резко ухудшилась в 2003 г. (также сказались последствия засухи и стихийных бедствий), в результате чего объем товарооборота сократился.

Джибути является нетто-импортером энергоресурсов (нефти и нефтепродуктов).

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика