Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Египта стр.2

Порядок избрания Народного собрания определен законом 1990 г. 10 депутатов назначаются президентом. Выборы 444 депутатов проходят на свободной, прямой, тайной основе один раз в 5 лет. Избирательная система мажоритарная, причем от каждого из 222 округов избирается по 2 депутата, один из которых должен быть представителем рабочих или крестьян. Закон допускает проведение выборов в 3 тура. Если в первом туре в округе один из кандидатов набирает абсолютное большинство голосов и один из двух кандидатов, занявших 1-е и 2-е места в округе, является представителем рабочих или крестьян, то оба проходят в Народное собрание. Если ни один из них не является представителем рабочих или крестьян, то набравший большинство голосов становится депутатом Народного собрания, и в этом округе проводится второй тур выборов среди 2 представителей рабочих или крестьян, набравших относительное большинство голосов. В случае если ни один из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов в первом туре, второй тур выборов в округе проходит между 4 кандидатами, набравшими относительное большинство голосов, причем двое из них должны быть представителями рабочих или крестьян. Процедура третьего тура совпадает в таких округах с процедурой проведения второго тура в округах, где один из кандидатов набрал абсолютное большинство голосов в первом туре. Быть избранным может гражданин Египта по праву рождения (или натурализовавшийся за 10 лет до момента регистрации), чей отец был гражданином Египта, достигший 30 лет, умеющий читать и писать, не судимый, не являющийся государственным служащим (кроме министров), депутатом, губернатором, не наркоман, не банкрот и не сумасшедший и прошедший военную службу. Право голосовать принадлежит всем гражданам Египта, достигшим 18 лет, не находящимся в заключении, не сумасшедшим, не находящимся под опекой, не банкротам и не уволенным с государственной службы за 5 лет до проведения выборов. Последний раз выборы проходили 7 (первый тур), 20 (второй тур) ноября, 1 декабря (третий тур) 2005 г. 8 декабря 2005 г. президент назначил 10 своих представителей в Собрание. 12 депутатов не было избрано.

Порядок избрания депутатов Консультативного собрания определен законом 1995 г. 88 депутатов назначаются президентом. Выборы 176 депутатов проходят на свободной, прямой, тайной основе один раз в 6 лет. Избирательная система мажоритарная, причем от каждого из 88 округов избирается по 2 депутата, один из которых должен быть представителем рабочих или крестьян. Половина депутатов назначается/избирается каждые 3 года. Процедура проведения выборов депутатов населением совпадает с процедурой выборов депутатов Народного собрания. Критерии для тех, кто может голосовать и быть избранным в Консультативное собрание, совпадают с критериями для выборов депутатов Народного собрания, за исключением того, что кандидат в депутаты Консультативного собрания должен достичь 35 лет, а также он/она не избираются от политических партий и действуют как независимые кандидаты. Последний раз выборы в Консультативное собрание проходили 23 мая (первый тур) и 19 июня (второй тур) 2004 г.

Территориально-государственное устройство, местное управление и самоуправление. Разд. 3 ч. 3 гл. 5 (ст. 161 — 163) конституции определяет административно-территориальное деление Египта. При этом конституция не дает точного описания самого административного деления, а лишь принципы организации административно-территориальных единиц.

Де-факто Египет является высокоцентрализованным унитарным государством. Египет делится на 26 губернаторств (араб, мухафазат): Александрия, Асуан, Асьют, Бени-Суэйф, Бухейра, Вади-эль-Гэдид (Новая долина), Гарбия, Гиза, Дакахлия, Думьят (Дамьетта), Исмаилия, Каир, Калью-бия, Кафр-аш-Шейх, Кена, Матрух, Минуфия, Порт-Саид, Северный Синай, Южный Синай, Согах, Суэц, Шаркия, Аль- Бахр-аль-Ахмар (Красное море), Аль-Минья, Аль-Файюм. В отдельную административно-территориальную единицу выделен город Луксор. Губернаторства делятся на округа и подокруга. Низшей административно-территориальной единицей в Египте является населенный пункт (город или деревня). Главы губернаторств назначаются президентом, а других уровней — министром внутренних дел (до 1994 г. мэры избирались на прямых выборах). На каждом из уровней действуют Народные советы, избираемые населением, причем половина их состава должна представлять рабочих и крестьян. Полномочия Советов очень ограниченны, хотя они могут устанавливать налоги для финансирования собственной деятельности.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. В последней четверти XIX в. обанкротившийся Египет оказался под контролем держав-кредиторов, Великобритании и Франции. Иностранное господство привело к возникновению в Египте национально-освободительного движения, в 1879 г. сформировалась первая национальная политическая организация «Ватан» (араб. Родина).

После англо-египетской войны 1882 г. страна фактически стала колонией Великобритании, формально оставаясь частью Османской империи. В этот период на волне недовольства английским появляются новые политические организации. После установления в 1914 г. британского протектората над Египтом национально-освободительное движение усилилось, продолжилось формирование системы партий.

В 1922 г. Великобритания отменила протекторат и признала независимость Египта. В 1923 г. в стране была установлена конституционная монархия, прошли первые выборы в парламент. Однако Великобритания сохранила военное присутствие в Египте и продолжала вмешиваться во внутреннюю политику страны вплоть до вывода английских войск в 1956 г.

В середине 1950-х гг. руководство Египта стало актив¬но развивать отношения с СССР. Был провозглашен курс на строительство «арабского» социализма. Этот процесс сопровождался заимствованием ряда элементов советской политической и экономической модели (однопартийная сис¬тема, национализация, плановая экономика). В 1970—1980-х гг., после переориентации на США, египетские власти провели частичную экономическую и политическую либерализацию. Тем не менее ряд исследователей утверждают, что особенностью развития политических процессов в Египте является их закрытость по отношению к внешним воздействиям. По их мнению, вестернизация Египта, начавшаяся еще в XIX в., затронула прежде всего экономическую сферу, а современные элементы политической культуры в Египте практически полностью отсутствуют. Заимствуя у развитых стран ту или иную политическую модель (конституционное правление, правовое государство, социализм), правящий режим Египта адаптирует его, используя для легитимации собственного правления или для достижения конкретных целей (Насер задействовал социалистические механизмы для ускорения экономического развития).

Высокий авторитет центральной власти и ее сплоченность сводят на нет возможность формирования независимого гражданского общества. Преобразования в политической области носят популистский характер, а в случае если инициатива исходит «снизу», они игнорируются правительством. Единственным элементом политической системы, воспринявшим западную модель, являются независимые суды, добившиеся автономии благодаря еще большему авторитету мусульманской религии, на которой они основаны.

Внутренние конфликты и расколы. Наиболее серьезным внутренним конфликтом современного Египта является противостояние исламистских организаций («Братья-мусульмане», «Джамаа аль-исламийя» и др.) и властей страны.

Активизация деятельности исламистов пришлась на конец 1970-х гг., в связи с подписанием мирного договора с Израилем, что было негативно воспринято населением. Подобные организации возникали в основном в среде студентов высших исламских учебных заведений. В 1980 г. президент Анвар Садат был убит группой мусульман-экстремистов. Правительство придерживалось тактики репрессий против экстремистов.

После того как в 1999 г. организация «Джамаа аль-исламий» отказалась от вооруженной борьбы, конфликт перешел в ненасильственную стадию, хотя периодически происходила его краткосрочная эскалация. В 2005 г., из-за проведения конституционной реформы и активизации палестино-израильского мирного урегулирования, интенсивность конфликта достигла масштабов кризиса. После акций протеста, проведенных «Братьями-мусульманами» против введения прямых выборов президента, с мая по июнь 2005 г. было арестовано более 3 тыс. членов данной организации. Но поскольку «Братья-мусульмане» заняли нейтральную позицию во время проведения самих выборов в сентябре, многие были освобождены. В ноябре, после проведения парламентских выборов, в ряде городов прошли столкновения между полицией и членами этой организации. В апреле и июле 2005 г. другими исламистскими группировками были совершены террористические акты, направленные против туристов.

Серьезную проблему представляют отношения с Суданом, обострившиеся в начале 1990-х из-за пограничных споров и обвинений в адрес Хартума в поддержке исламских террористов. В 1995 г. Египет выслал группу суданских граждан из спорного района Халаиб и ввел въездные визы для суданцев. В ответ Судан пригрозил разорвать соглашения с Египтом о пользовании водой Нила. Отношения с Суданом улучшились только к концу 1990-х после разрыва суданского военного правительства с крайними исламистами. По состоянию на 2005 г. конфликт носил латентный характер.

Существенное влияние на внутриполитическую ситуацию в Египте оказывает конфликт между мусульманским большинством и коптским меньшинством. Несмотря на конституционные гарантии и заявления церковных коптских властей об отсутствии дискриминации коптского населения, к христианам в Египте часто относятся как к «людям второго сорта». Христиане представляют наиболее состоятельную страту египетского общества, тем не менее копты подвергаются дискриминации при приеме на работу в мусульманские фирмы, университеты, при назначении на высшие военные посты и должности в системе государственной службы. Запрещено создание коптского университета и электронных СМИ. Египетские суды, руководствующиеся принципами шариата, также ущемляют права христиан.

В 1990-х гг. коптам были возвращены большая часть имущества, национализированного после 1952 г., христианские праздники были объявлены государственными, а несколько министерских портфелей были закреплены за коптами. Но с начала 1990-х гг. участились случаи межобщинных конфликтов и столкновений, особенно в южных районах, где радикальные исламистские группы развернули вооруженную борьбу с правительством. Интенсивность конфликта — латентная.

Согласно исследованию, проведенному ООН в 1997 г., коэффициент Джини в Египте равен 34,4 (в России — 45,6). Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. В нормативных актах и конституции Египта не сформулировано официальной идеологии. Официальная идеология существовала в Египте в период действия предыдущей конституции (1956—1971 гг.). Подобной идеологией являлся арабский социализм.

Идеологические конфликты существуют между правительством и оппозиционными партиями, но роль подобных политических организаций незначительна, и поэтому конфликты протекают в форме устных протестов со стороны оппозиционных деятелей, которые либо игнорируются, либо подвергаются репрессиям. Религия и государство, роль религии в политике. Ст. 2 конституции провозглашает Египет мусульманским государством. По данным переписи 1996 г. ислам исповедовали 94% населения государства, в большинстве своем это сунниты. Число мусульман-шиитов в Египте незначительно. Основным источником права в Египте является шариат, хотя и в смягченной форме. Согласно ст. 19 конституции, основы религии являются обязательной школьной дисциплиной. В стране существует система высших учебных заведений, специализирующихся на религиозном образовании. Важнейшим из них является Университет Аль-Азхар. Доктрины ректора Аль-Азхара являются источником права, в форме иджмы. Переход из ислама в другое вероисповедание является преступлением.

По данным переписи населения 1996 г., 6% населения Египта исповедует христианство различных конфессий. По данным христианских церквей и ООН, число христиан в Египте намного больше, а именно — 11%.

7 млн египтян (около 9% населения) являются адептами Коптской церкви с центром в Александрии. Коптская церковь является монофизитской (т.е. признающей только божественную природу Иисуса Христа и отвергающей человеческую). Принадлежность к коптской церкви является важным социальным фактором в Египте. Копты составляют преимущественно самые обеспеченные и образованные слои населения (в том числе из-за того, что христианам можно заниматься ростовщичеством). Приблизительно 1 млн армян, проживающих в Египте, относятся к Армянской апостольской церкви (также монофизитской).

Помимо Коптской церкви в Александрии находится центр Александрийской православной церкви, которой принадлежат около 300 тыс. верующих. Монастырь Св. Екатерины на горе Синай является последним приходом автономной православной церкви — Архиепархии Синайской, Фаранской и Раифской, которая существует в рамках Иерусалимской православной церкви. Менее 0,5% населения Египта является католиками: александрийского (относятся к униатскому Александрийскому патриархату коптов) и латинского (французы и итальянцы) обрядов. В Египте проживает незначительное еврейское меньшинство, исповедующее иудаизм.

Традиционно отношения между мусульманским большинством страны, египетскими коптами и евреями отличались дружелюбием и терпимостью. Тем не менее с начала 1990-х гг. участились случаи межобщинных конфликтов и столкновений, особенно в южных районах Египта.

Стремление правительства контролировать деятельность исламских организаций и повысить свой авторитет в глазах верующих находит свое выражение в создании Высшего совета по исламским делам, состоящего из ректора университета Аль-Азхар, министра вакфов, ректоров и проректоров других мусульманских университетов. Верховный муфтий Египта назначается указом президента.

Политическая роль военных/силовых структур. Значимую роль в политических процессах Египта играют вооруженные силы. Организация «Свободные офицеры» в 1952 г., совершив государственный переворот, положила начало республиканскому периоду истории Египта. Вооруженные силы до сегодняшнего дня представляют собой опору правящего режима. Из числа старших офицеров и генералитета рекрутируется высшая политическая элита, в частности, президент Египта Хосни Мубарак был командующим воен¬но-воздушными силами и начальником Генерального штаба Египта в начале 1970-х гг.

Президент Египта является Верховным главнокомандующим не только вооруженными силами, но и полицией. Представительство вооруженных сил осуществляется с помощью Совета национальной обороны, возглавляемого президентом.

НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. На развитие политических процессов в Египте оказывают воздействие следующие группы интересов: военные структуры (см. раздел «Политическая роль военных/силовых структур»), исламистские группировки, профсоюзы, частный сектор экономики, правозащитные организации. В Египте действуют нелегальные исламистские организации («Братья-мусульмане», «Джамаа аль-исламийя» и др.). Активизация их деятельности пришлась на конец 1970-х гг.( в связи с подписанием мирного договора с Израилем, что было негативно воспринято населением. Правительство придерживалось тактики репрессий против экстремистов. В 2005 г., из-за проведения конституционной реформы и активизации палестино-израильского мирного урегулирования, интенсивность конфликта существенно возросла.

Ассоциация «Братья-мусульмане» — крупнейшая мусульманская религиозно-политическая организация Египта, имеющая отделения во многих других арабских странах. Организация была создана в 1928 г. Хасаном аль-Банной. Ассоциация провозгласила неотделимость государства от исламской религии и выдвинула цель установления теократического режима и халифата как основы исламской нации (араб. умма). В качестве первоочередного шага «Братья-мусульмане» требуют приведения египетского законодательства в соответствии с Кораном и нормами шариата. Они выступают за «исламскую экономику» при перераспределении доходов в пользу бедных посредством пожертвований. Еще до Второй мировой войны «Братья-мусульмане» создали свою военизированную организацию. После 1952 г. ассоциация была запрещена. После прихода к власти Мубарака ассоциация вновь активизировалась и все более настойчиво требует легализации. «Братья-мусульмане» не имеют возможности участвовать в выборах как легальная политическая организация. Но члены ассоциации участвуют в выборах как независимые кандидаты. Фактически, на выборах в Народное собрание 2005 г. «Братья-мусульмане» заняли второе место, поскольку в парламент было избрано 88 членов (19,4% голосов) данной ассоциации в качестве независимых кандидатов.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика