Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Египта стр. 4

Квота Египта в МВФ составляет 0,44% от общей квоты, а «вес» при принятии решений — 0,45% от общего числа голосов (для сравнения: у США эти показатели составляют соответственно 17,4% и 17,08%).

По данным доклада «Военный баланс 2009», подготовленного Международным институтом стратегических исследований (International Institute of Strategic Studies), численность вооруженных сил Египта в 2008 г. составила 468,5 тыс. чел. Численность военизированных подразделений (силы безопасности, Национальная гвардия, пограничная охрана) — около 397 тыс. чел. На вооружении сухопутных войск находилось 3505 ОБТ американского и советского производства, 412 БРМГ в том числе советского производства, 610 БМП, 4160 БТР и более 4400 артиллерийских орудий и минометов. Сухопутные войска располагали ОТР и ракетами малой дальности (более 40 единиц), в том числе собственного производства (на основе иностранных разработок). ВМС располагали 4 ПЛ советского производства, 1 эсминцем, 10 фрегатами, 41 ракетным катером и патрульным судном (без учета судов береговой охраны). На вооружении ВВС состояли 458 боевых самолетов, включая 165 истребителей американского (преимущественно ранние модификации истребителя F-16), французского и китайского производства (устаревшие модели), 235 истребителей-бомбардировщиков американского (в том числе 119 F-16 разных модификаций), французского и китайского производства, 115 ударных и 107 военно-транспортных вертолетов (преимущественно американского производства).

ВС Египта располагают как относительно современным вооружением американского производства, полученным по линии военного сотрудничества с США (в 1981 — 2002 гг. объем прямой помощи Египту со стороны США уступал лишь объему помощи, получаемой от США Израилем; в 2010 г. она составила около 1,302 млрд долл. США), так и значительным объемом устаревшей техники, в том числе советского производства (преимущественно на хранении). Египет располагает достаточно развитой промышленной базой для поддержания в боеспособном состоянии иностранной военной техники и производства некоторых образцов вооружений, в том числе ракетных систем. Имеются свидетельства того, что Египет вел в прошлом исследования или способен начать реализацию программ создания ОМУ.

Военные наблюдатели и подразделения ВС Египта принимали в 2000-х гг. активное участие в операциях под эгидой ООН (ДРК, Западная Сахара, Судан и др.). Расходы на оборону Египта в процентах ВВП начиная с середины 2000-х гг. несколько ниже среднемировых.

Вооруженные силы Египта обладают запасами биологического и химического оружия. На вооружении помимо техники, закупленной в 1960—1970-х гг., стоит современная техника и вооружение, в том числе современные (4-е поколение) истребители американского (F-16) и французского («Мираж-2000») производства.

Египет обладает ракетными вооружениями: ракетами «Скад-С» (дальность полета 450 км, полезная нагрузка — 985 кг) и технологией производства ракет «Бадр-2000» (2000 км; 700 кг). Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнеры, отношения с Россией. Египет является одним из государств—основателей ООН. Египет участвует в работе следующих организаций системы ООН: Организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, Международного агентства по ядерной энергии, Международного банка реконструкции и развития, Международной организации гражданской авиации, Международной торговой палаты, Международной ассоциации развития, Международного фонда сельскохозяйственного развития, Международной финансовой корпорации, Международной организации гидрографии, Международной организации труда, Международного валютного фонда, Международной морской организации, Международной организации по вопросам переселения, Международной организации по стандартизации, Международного союза телекоммуникаций, Конференции ООН по торговле и развитию, Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры, Организации объединенных наций по промышленному развитию, Всемирного почтового союза, Всемирной таможенной организации, Всемирной организации здравоохранения, Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности, Всемирной метеорологической организации, Всемирной федерации профсоюзов, Всемирной организации по туризму, Всемирной торговой организации, Миссии ООН по организации референдума в Западной Сахаре, Миссии ООН в Демократической Республике Конго, Операции ООН в Бурунди, Миссии ООН в Сьерра-Леоне, Миссии ООН в Грузии, Миссии ООН по поддержке Восточного Тимора, Миссии ООН в Либерии, Института ООН по подготовке и исследованиям, Агентства ООН по организации работ и обеспечении ближневосточных беженцев, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Египет также входит в состав следующих всемирных организаций: Агентства франкофонного сообщества, Группы 24 (развивающихся стран в ВМФ), Группы 77 (развивающихся стран), Международной организации криминальной полиции, Международного олимпийского комитета, Агентства по взаимному гарантированию инвестиций, Движения неприсоединения (в том числе Группы 15), Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, Исламского банка развития, Организации Исламская конференция. Египет признает юрисдикцию Международного уголовного суда и Постоянной палаты третейского суда.

Египет участвует в работе таких региональных организаций, как: Африканский банк развития, Африканский союз, Арабский банк развития в Африке, Арабский фонд экономического и социального развития, Арабский валютный фонд, Совет арабского экономического единства, Европейский банк реконструкции и развития, Лига арабских государств, Организация арабских стран — экспортеров нефти. Также в качестве наблюдателя Египет участвует в работе Зоны экономического сотрудничества Черного моря и Организации американских государств, а в качестве партнера в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Египет имеет дипломатические отношения со 170 государствами, в том числе с США и Россией, а также Палестинской национальной администрацией и Святейшим престолом. Важнейшими внешнеполитическими контрагентами Египта являются арабские государства. Египет участвует в работе всех международных организаций, объединяющих арабские или мусульманские страны. Египет претендует на роль лидера арабского мира, а в 1960-х гг. претендовал на роль центра объединения всех арабских стран в единое государство.

До 1974 г. основным внешнеполитическим контрагентом Египта вне арабского мира был СССР. С 1974 г. Египет переориентировал свой внешнеполитический курс на США. Финансовая помощь из США (около 3 млрд долл. в год) составляет одну из важнейших доходных статей бюджета. Когда в 1979 г. при посредничестве США был подписан мирный договор с Израилем, все арабские страны, за исключением Судана и Омана, разорвали с Египтом дипломатические отношения. В 1984 г. Иордания восстановила дипломатические отношения с Египтом. Хотя в середине 1980-х гг. отношения Египта с Марокко и Ираком улучшились, правительства этих стран вторично не аккредитовали своих послов в Каире.

После вступления в должность президента Египта Хосни Мубарака в октябре 1981 г. наметилось улучшение отношений Египта с другими арабскими странами и некоторое охлаждение отношений с Израилем, особенно после вторжения израильских войск на территорию Ливана в 1982 г. Тем не менее Мубарак подтвердил готовность соблюдать условия мирного договора между Египтом и Израилем.

В период Кувейтского кризиса 1990—1991 гг. Мубарак возглавил блок арабских государств, которые поддержали предложение Саудовской Аравии обратиться к США за военной помощью с целью освобождения Кувейта.

Египет является одним из важнейших региональных посредников в палестинском мирном урегулировании. Дипломатические отношения с Египтом установлены 26 августа 1943 г. 26 декабря 1991 г. Египет заявил о признании Российской Федерации в качестве правопреемницы бывшего СССР. Российско-египетские отношения носят дружественный характер. В политической области наши страны располагают традициями регулярного диалога. 22 — 24 сентября 1997 г. прошел первый официальный визит в Российскую Федерацию президента Хосни Мубарака. По его итогам подписана российско-египетская политическая Декларация, а также восемь межправительственных и межведомственных соглашений и документов. 26 — 28 апреля 2001 г. президент Мубарак совершил новый официальный визит в Россию. Были подписаны Декларация о принципах дружественных отношений и сотрудничества и Долгосрочная программа развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества.

25 — 29 мая 2004 г. состоялся визит президента Мубарака в Москву. 27 апреля 2005 г. президент России В. В. Путин совершил ответный визит в Египет. Поддерживаются межпарламентские связи. В апреле 1997 г. состоялся официальный визит в Россию парламентской делегации АРЕ во главе с председателем Народного собрания А. Ф. Суруром.

В экономической сфере сотрудничество носит давний характер. При содействии СССР и России в этой стране построено 97 крупных промышленных объектов, например Асуанская высотная плотина, Хелуанский металлургический комбинат, алюминиевый завод в Наг-Хаммади. РАО «ЕЭС» выиграло тендер на ремонт 12 турбин Асуанской ГЭС. Прорабатываются также вопросы участия российских организаций и фирм в сооружении ряда новых объектов в АРЕ. Подписан Меморандум о взаимопонимании между Центральным банком Египта и Банком России.

В 1994 г. подписаны Соглашение об урегулировании взаимной задолженности и новое Соглашение о торгово-экономическом и техническом сотрудничестве. В 2002 г. объем торговли составил 508 млн долл. (для сравнения в 2001 г. он составил 445 млн долл.). При этом 90% товарооборота приходится на российский экспорт в АРЕ, в структуре которого машины и оборудование составляют около 11%.

Наметились перемены к лучшему в плане отмены египтянами антидемпинговых пошлин в отношении поставляемой в Египет российской продукции. Были отменены пошлины на писчую бумагу, стальные заготовки и стальной лист (с февраля2005 г.).

В рамках сотрудничества с городом Тольятти осенью 2002 г. в пригороде Каира начата сборка автомашин «ВАЗ-2107». Между российской компанией «Авиастар» и египетской «Сирокко аэроспейс интернешнл» достигнута договоренность о совместном финансировании производства и поставке 200 самолетов Ту-204-120 (не исполняется), а также создании совместной лизинговой компании по их эксплуатации. В ноябре 2002 г. подписан контракт о производстве еще 25 самолетов Ту-204-120 (не исполняется).

В феврале 1999 г. в Каире состоялось первое заседание Совместной Российско-Египетской комиссии по научному сотрудничеству. Подписанный по итогам ее работы Протокол определяет приоритетные сферы двустороннего взаимодействия на предстоящий период (генная инженерия и биотехнология, новые материалы — полимеры, керамика, композитные, аморфные и биоматериалы, трансфер технологий и др.).

Продолжает расширяться договорно-правовая база двусторонних отношений. 30 сентября 2002 г. в Каире был подписан Протокол об обмене ратификационными грамотами двустороннего Договора о взаимной правовой помощи. Парафировано соглашение между Министерствами сельского хозяйства РФ и АРЕ о сотрудничестве в области карантина и защиты растений. Подписаны Меморандум о взаимопонимании между Банком России и Центробанком Египта, Меморандум о безвизовых поездках по дипломатическим, служебным и специальным паспортам. Готовятся к подписанию соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, о сотрудничестве в области ветеринарии, меморандумы о сотрудничестве в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях и о сотрудничестве в области здравоохранения, медицинской науки и фармацевтики. Развивается сотрудничество между двумя странами в области борьбы с терроризмом.

После свержения Хосни Мубарака межгосударственные отношения с Россией стали еще более интенсивными. Так, Россия принимает активное участие в программе «Довильское партнерство», которая была разработана для поддержки социально-экономических реформ в странах охваченных «Арабским пробуждением» и представлена на саммите G-8 в 2011 г.

Вызовы и угрозы безопасности

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. В стране действует исламистская организация «Братья-мусульмане», которая считается самой мощной оппозиционной силой в Египте. Официально ее деятельность находится под запретом с 1954 г., поскольку, согласно конституции, запрещено создание партий на религиозной основе. Несмотря на этот запрет и преследования со стороны властей, «Братья-мусульмане» пользуются поддержкой широких слоев населения и активно участвуют в политической жизни страны, в частности в парламентских выборах (как независимые кандидаты). Организация выступает за то, чтобы государственная система и политическое устройство Египта базировались на исламской модели и шариате. Кроме того, на территории Египта действует много мелких антиправительственных групп, в основном исламистского толка, которые периодически совершают теракты против представителей властей и иностранцев.

Сохраняются территориальные претензии Судана на контролируемый Египтом спорный район Халаиб, расположенный к северу от границы 1899 г., которая проходит по 22-й параллели.

В 2007 г. в Египте не было успешных терактов, однако есть информация о нападениях экстремистов на полицейских. Последний крупный теракт произошел в апреле 2006 г. в курортном городе Дахаб на Синайском полуострове. Тогда погибло 23 и было ранено 83 чел. Ответственность за случившееся власти возложили на одну из экстремистских группировок, действующих на Синае. Ранее в июле 2005 г. в результате серии взрывов в Шарм-аш-Шейхе погибло 82 чел., пострадали еще около 200. В обоих случаях мишенями террористов были иностранные туристы.

Согласно экспертным оценкам, уровень коррупции в Египте высок, но постепенно снижается. Хотя большинство групп интересов институционализированы, механизмы принятия решений не транспарентные. Взяточничество является одним из тягчайших преступлений, согласно нормам мусульманского права, за которое полагается смертная казнь. Последний крупный коррупционный скандал произошел в Египте в 1995 г., его результатом стала отставка кабинета министров и принятие новых нормативно-правовых актов в отношении прессы, которая была вовлечена в скандал.

Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. На территории Египта отмечались засухи, землетрясения, наводнения, оползни, песчаные и пыльные бури. Ежегодно весной наблюдается такое природное явление, как хамсин — чрезвычайно сильный раскаленный ветер из пустыни, который несет большое количество пыли и песка.

Экономические угрозы. Перманентный дефицит торгового баланса, обусловленный необходимостью импортировать значительное количество продовольствия и продукцию машиностроения. Этот дефицит компенсируется доходами от туризма (до 4,5 млрд долл. США в год) и переводами от египтян, живущих и работающих за границей. Доходы от туризма могут сильно колебаться в зависимости от конъюнктуры, и в случае их резкого снижения, как это случилось после 11 сентября 2001 г., Египет сталкивается с экономическими трудностями.

Острая нехватка земель, пригодных для заселения и сельскохозяйственной эксплуатации. Несмотря на то что большая часть территории страны непригодна для земледелия, все больше сельхозугодий в долине реки Нил застраивается из-за роста перенаселенных городов.

Нехватка гидроресурсов для орошения и загрязнение промышленными и бытовыми отходами реки Нил, являющейся единственным источником пресной воды для Египта.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика