Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Гвинеи стр. 2

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. На процесс становления и развития институтов государства в Гвинее внешнее воздействие оказывали метрополии (Португалия, Франция). После получения независимости гвинейское правительство стало осуществлять курс отхода от развития привнесенных извне институтов.

В целом политическую систему Гвинеи можно отнести к традиционным политическим системам, так как в этом исламском государстве простые граждане практически не имеют невозможности влиять на принимаемые властями решения, доступ в органы власти ограничен специфическими барьерами, такими как партийная система выдвижения кандидатов, а правительство манипулирует голосами избирателей для того, чтобы не ограничить мобилизацию демократических оппозиционных сил и не допустить их к власти. Возможности оппозиционных движений и партий по влиянию на политическую жизнь и продвижению своих кандидатов во властные структуры ограниченны, в то же время существует множество пропрезидентских партий и движений, в том числе молодежных, которые используются, в частности, как площадки для продвижения во власть. Принадлежность к той или иной народности в Гвинее определяет и принадлежность к одной из политических группировок, которые отличаются высокой внутренней сплоченностью.

Внутренние конфликты и расколы. Внутренние конфликты в Гвинее могут быть разделены на 2 типа — конфликт за власть между президентом и оппозицией и этнический конфликт. По данным Гейдельбергского института, конфликт между президентом и оппозицией является конфликтом 3-го уровня. В январе 2007 г. была организована бессрочная забастовка, приведшая к массовым беспорядкам, в которых принимали участие, по разным оценкам, до 500 тыс. чел. В ходе беспорядков произошли столкновения бастующих с полицией. После согласия президента удовлетворить требования бастующих забастовка была прекращена. Однако после назначения премьер-министром Э. Камары массовые беспорядки возобновились. В стране было введено чрезвычайное положение. По разным оценкам, в ходе массовых беспорядков погибли 113 чел. и более 1500 получили ранения. После переговоров с профсоюзами президент назначил премьер-министром компромиссную фигуру — Л. Куйяте, который пытался разрядить напряженность в стране.

В 2001 г. начался конфликт между этническими группами малинке и герзе в юго-западной части Гвинеи, который унес более 100 жизней. Конфликт вновь разгорелся в 2005 г. Причиной конфликта стал спор по поводу принадлежности земель в этом регионе. Герзе, считающие себя коренными обитателями этих земель и являющиеся в современной Гвинее меньшинством, выступили против малинке, заселивших этот регион в XIX в. Усилению раскола способствовала гражданская война в Либерии, в ходе которой малинке были на стороне повстанцев из Либерийского фронта за примирение и демократию, а герзе приняли сторону Чарлза Тейлора.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. В Гвинее в настоящее время нет официальной идеологии, идеологические расколы и конфликты отсутствуют. Религия и государство» роль религии в политике. По конституции Гвинея является светским государством. На практике правило равенства представителей любых конфессий перед законом соблюдается. При этом в истории Гвинеи были периоды, когда ислам использовался властями как сила, объединяющая множество различных племен, проживающих на территории страны. По оценочным данным, 85% граждан Гвинеи являются мусульманами, 8% — христианами, 7% придерживаются местных верований.

Особенности партийной системы. До 1984 г. в стране существовала однопартийная система во главе с Демократической партией Гвинеи. В 1990 г., после принятия конституции, которая предусматривала существование двух партий (с последующим признанием других партий), страна перешла на многопартийную систему. Основной особенностью партийной системы Гвинеи является то, что только политические партии могут выдвигать кандидатов на президентский пост. Поскольку большинство партий в Гвинее представляют либо различные народности, либо отдельные регионы, это обусловливает появление большого количества мелких политических партий.

Основными партиями в Гвинее являются: Партия единства и прогресса (ПЕП) — пропрезидентская партия, которая выдвинула генерала Конте в президенты в 1993 г. и выступала за его переизбрание в 1997 г., а позже превратилась в пропрезидентскую коалицию. Ныне включает в себя более 200 различных партий и групп; Демократическая партия Гвинеи за объединение Африки (ДПГОА) — обновленная партия бывшего президента страны Секу Туре. В президентских выборах 1993 г. кандидат от этой партии получил менее 1% голосов, что послужило источником разногласий в партии и привело к ее расколу и появлению Обновленной демократической партии Гвинеи и Демократической патии Гвинеи (во главе с Ахмедом Секу Туре);

Союз за прогресс и обновление (СПО) — партия была создана в 1998 г. из Партии за прогресс и обновление и Союза за Новую республику. Выдвигала своего кандидата на президентских выборах в 1998 и 2003 гг.

Также в Гвинее действуют такие партии, как Объединение гвинейского народа, Союз за развитие Гвинеи (СРГ), Национальный альянс прогресса (НАЛ), Партия союза за развитие (ПСР). Из оппозиционных партий наиболее активны несколько партий, объединенные в Республиканский фронт за демо¬кратическую альтернативу.

На выборах Национальную ассамблею Гвинеи, состоявшихся 30 июня 2002 г., голоса избирателей распределились следующим образом: ПЕП — 61,5% (85 мест), СПО — 21,7% (20 мест), СРГ — 4,1% (3 места), ДПГОА— 3,4% (3 места), НАЛ — 2% (2 места), ПСР — 0,7% (1 место). Большинство оппозиционных партий бойкотировали эти выборы. В связи с обострением внутриполитической обстановки в стране намеченные на июнь 2007 г. очередные парламентские выборы были перенесены на 2008 г. По оценкам экспертов, выборы в Гвинее проводятся с большим количеством нарушений. Несмотря на то что был создан Верховный избирательный совет, в который были допущены представители различных партий, фальсификации результатов и манипулирование общественным мнением продолжаются.

Политическая роль военных/силовых структур. Гвинея является гражданской страной с середины 1990-х гг., однако, как и в прошлом, армия играет важную роль в политической жизни Гвинеи. Армия была и продолжает оставаться силой, от лояльности которой зависит стабильность действующего режима генерала Конте, который пришел к власти при поддержке группы офицеров армии Гвинеи. Практически все высшее военное руководство принадлежит к народности сусу.

НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. Среди организаций, которые действуют в Гвинее в качестве инструментов выражения групповых интересов, выделяются профсоюзные организации, правозащитные организации и партии. В Гвинее действуют: Национальная конфедерация рабочих Гвинеи, Синдикат учителей и исследователей Гви¬неи, Национальный совет организаций гражданского общества Гвинеи.

Группы влияния в Гвинее основаны на этническом принципе — принадлежность к народности сусу определяет высокую степень вовлеченности и влияния на политические события, принадлежность к народностям фульбе и малинке — меньшую, что связано с современной политической ситуацией в стране.

Государство может отказать в праве на создание общественных организаций и собраний. В крупных городах действуют оппозиционные правозащитные организации, которые позволяют себе открыто критиковать власть, однако в других районах такие действия жестко пресекаются государством.

Положение и роль СМИ. Согласно конституции Гвинеи и Декрету о прессе, СМИ в Гвинее являются свободными. Однако в реальности практически все средства массовой информации в Гвинее контролируются правительством. Государство имеет право подвергать цензуре любые средства массовой информации в целях недопущения дискредитации режима. Положение Гвинеи в рейтинге по индексу свободы прессы в 2002-2012 гг.

В Гвинее функционирует государственный теле- и радиоканал Radiodiffusion-Television Guineenne. В 2005 г. под давлением международных организаций и оппозиции президент Конте издал указ о свободе прессы, в результате чего были созданы несколько частных радиостанций. Ныне радиовещание осуществляют национальная радиостанция Radiodiffusion, а также ряд частных радиостанций — Radio Nostalgie Guinea, Liberte FM, Soleil FM, Familia FM.

Основные печатные издания: La Nouvelle Tribune, Le Dip- lomate, VEnqueteur, L4ndependent, Le Populaire, La Lancer Le Lynx, Le Globe, VObservateur. Из-за низкой грамотности населения, особенно в сельских районах, радио остается основным средством массовой информации. Законодательство страны позволяет правительству подвергать публикации цензуре, для чего оно использует созданный в 1992 г. Национальный совет по связи. Неугодные правительству журналисты нередко подвергаются арестам (критика правительства рассматривается властями как очернение властей или клевета, которые считаются в Гвинее уголовными преступлениями).

Во Всемирном рейтинге свободы прессы Гвинея занимает 108-е место с показателем 33,50 балла (т.е. показатель несвободной прессы).

Гендерное равенство/неравенство. Женщины получили избирательные права в 1958 г. Конституция закрепляет права женщин и гендерное равенство в стране. Первая женщина была избрана в парламент в 1963 г. В 2007 г. среди депутатов Национальной ассамблеи было 10 женщин (19,3%). Доля женщин на правительственных постах составляет 15,4% (2005 г.).

Хотя в Гвинее формально женщины обладают равными правами с мужчинами, множество местных обычаев (в таких сферах, как семья и брак, воспитание детей, трудоустройство и права наследования) идут вразрез с тем, что прописано в конституции. Женщины не имеют права голоса в решении семейных дел, зачастую их насильно выдают замуж, распространена полигамия. Такая же ситуация складывается и с политическими и экономическими правами: несмотря на провозглашенные равные возможности заниматься бизнесом и политикой, женщинам практически невозможно добиться каких-либо значимых достижений в этих областях.

Положение в мировой экономике и политике

Национальное хозяйство в контексте мировой экономики. В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 г., Гвинея названа страной с экономикой «низкого дохода» (low income). Также в классификации Всемирного банка Гвинея имеет статус «бедной страны с тяжелым долговым бременем» (heavily indebted poor country) и определена как страна-заемщик по линии Международной ассоциации развития, что не позволяет получать несвязанные кредиты от большинства международных финансовых учреждений. В 2007 г. ВВП составил 3,6 млрд долл. США. По официальным данным, рост ВВП в 2007 г. составил ок. 1,5% (в 2006 г. —2,2%). 25 октября 1995 г. Гвинея присоединилась к ВТО.

Гвинея богата минерально-сырьевыми ресурсами, обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом (13тыс. мегаватт). В Гвинее сосредоточено около 1/3 общемировых запасов бокситов (29 млрдт). Оценочные запасы золота составляют до 1 тыс. т, алмазов — 25 — 30 млн карат, высококачественной железной руды — около 12 млрдт. Имеются месторождения никеля (73 млн т), титана (100 тыс. т), хрома, меди, урана, графита, корунда и др.

Промышленность представлена предприятиями горнорудной, пищевой, лесной, химической и энергетической отраслей. Гвинея — второй в мире экспортер сырья для алюминиевой промышленности — 16 млн т бокситов и 620 тыс. т глинозема в год. Годовой объем добычи золота составляет порядка 15 т. Сельское хозяйство производит 23,0% ВВП, в нем занято около 70% трудоспособного населения. Основные сельскохозяйственные культуры — рис (ок. 800 тыс. т), кукуруза, арахис, маниока, цитрусовые, бананы, ананасы, манго, кофе, хлопок, гевея, масличная пальма.

Объем внешней торговли в 2012 г. составил 4,49 млрд долл. Основные экспортные группы: бокситы и глинозем (49%), золото (15%), алмазы (10%), кофе (3%), рыба (3%) и тропические фрукты (ананасы, манго, авокадо и др.). Основные экспортные партнеры (2006 г.): Россия (11,6%), Украина (9,6%), Испания (9%), Южная Корея (8,8%), Франция (7,7%), США (7,7%), Германия (5,4%), Ирландия (5,1%). Основные импортные группы: энергоносители, метал¬лы, продукция машиностроения, транспорт, текстиль, зерно. Основные партнеры по импорту (2006 г.): Китай (8,6%), Франция (8%), Нидерланды (4,8%), Бельгия (4,4%).

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 г.): соли, сера, грунт, камень, гипс, известь и цемент (40,06%); жемчуг, драгоценные металлы, камни и др. (32,59%); неорганические химикаты, соединения драгоценных металлов, изотопы (11,67%); печатная продукция (7,88%); древесина и изделия из нее, древесный уголь (1,88%); каучук и изделия из него (1,56%); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (1,03%) и т.п.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 г.): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (32,96%); энергосиловое оборудование (13,56%); электрическое и электронное оборудование (8,08%); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (6,71%); зерновые культуры (4,37%); соли, сера, грунт, камень, гипс, известь и цемент (4,24%); неорганические химикаты, соединения драгоценных металлов, изотопы (3,06%); изделия из чугуна и стали (2,48%); чугун и сталь (1,94%); табак и табачные изделия (2,17%); сахар и кондитерские изделия (1,71%) и др.

Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы. Гвинея имеет ограниченные возможности для проецирования своего влияния вовне. Доля Гвинеи в мировом ВВП в 2004 г. составила 0,095%. Доля Гвинеи в общем объеме экспорта товаров и услуг в мире в 2003 г. составила 0,00009%, а в общем объеме импорта товаров и услуг в мире — 0,001%. Гвинея является страной-реципиентом, доля иностранной помощи составляет 4% от ВНД, размер помощи на душу населения — 30 долл. США. При этом Гвинея импортирует энергоресурсы. В рейтинге конкурентоспособности экономик мира Гвинея отсутствует. В целом Гвинея не имеет экономических ресурсов влияния на международную среду. Население Гвинеи составляет 0,1524% от населения мира. На французском языке говорят примерно 1,2% всех людей в мире. Доля Гвинеи в финансировании ООН составляет 0,003% взносов всех стран-участниц. Квота Гвинеи в МВФ составляет 0,05% от общей квоты, а «вес» при принятии решений — 0,06% от общего числа голосов. Гвинея не является членом Парижского клуба стран-кредиторов. Не является постоянным членом СБ ООН и не претендует на получение соответствующего статуса.

По данным доклада «Военный баланс 2009», подготовленного Международным институтом стратегических исследований (International Institute of Strategic Studies), численность вооруженных сил Гвинеи в 2008 г. составила 12 300 чел. Численность военизированных подразделений (народное ополчение) — 7 тыс. чел. На вооружении сухопутных войск находились 38 ОБТ, 15 легких танков, 27 БРМ, 40 БТР и более 32 артиллерийских орудий и минометов. ВМС располагали 2 катерами. На вооружении ВВС состояли 7 боевых самолетов (небоеспособных), 5 ударных и 3 военно-транспортных вертолета. Значительная часть техники на вооружении Гвинеи — советского производства. Расходы на оборону Гвинеи в процентах ВВП ниже среднемировых.

Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнеры, отношения с Россией. Гвинея является членом ООН и ее специализированных органов, а также участвует в работе таких организаций, как Интерпол, ВТО, Группа 77, Организация Исламская конференция, Исламский банк развития и др. Гвинея проводит политику сотрудничества с другими странами, особенно со странами Африканского региона. Она является активным членом Африканского союза, Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС), Союза реки Мано. Гвинея активно участвует в работе Движения неприсоединения.

Дипломатические отношения между Россией и Гвинеей были установлены 4 октября 1958 г. Договорную базу российско-гвинейских отношений составляют соглашения в области экономического и технического сотрудничества, культурных обменов, воздушного сообщения, рыбного хозяйства и др. Действует Протокол о межмидовских консультациях. Создана и действует Межправительственная Российско-Гвинейская комиссия по экономическому, научно-техническому и торговому сотрудничеству.

В июле 2001 г. состоялся официальный визит в Москву президента Гвинеи Л. Конте, в ходе которого были подписаны Декларация о принципах дружественных отношений и партнерства между Российской Федерацией и Гвинейской Республикой, а также соглашения о военно-техническом сотрудничестве, сотрудничестве в области высшего образования и научных исследований и др. При содействии России в Гвинее был создан бокситодобывающий комплекс производительностью 3 млн т в год, реконструирована железная дорога, построены столичный университет, центральный стадион, гостиница, радиостанция, ряд других объектов. Российские геологи провели большие поисково-съемочные работы. В 2007 г. Россия оказала правительству Гвинеи гуманитарную финансовую помощь в размере 300 тыс. долл. США.

В середине 2000 г. в Конакри открылось представительство компании «Русский алюминий». В апреле 2001 г. подписано соглашение о передаче в управление РУСАЛу «Общества бокситов Киндии» (СБК), а в июле 2001 г. — о разработке крупнейшего бокситного месторождения Диан-Диан. В апреле 2006 г. заключено соглашение о приватизации РУСАЛом глиноземного завода во Фрие.

В Гвинее зарегистрированы около 10 российских коммерческих предприятий в области дорожного и гражданского строительства. Достаточно успешно на местном и региональном рынке воздушных перевозок работают авиакомпании «Парамаунт эрлайнз Гине» и «Роставиа».

Двусторонний годовой товарооборот между Россией и Гвинеей находится на уровне 60 — 80 млн долл. США. За годы сотрудничества более 2 тыс. гвинейцев получили образование в СССР (а после 1991 г. — в России), подготовлено около 1800 военных специалистов. В вузах Гвинеи работают свыше 30 российских преподавателей.

Вызовы и угрозы безопасности

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. В 1984 г. Л. Конте пришел к власти неконституционным путем через военный переворот в стране. В 1985 г. Д. Траоре (бывший премьер-министр, низложенный до уровня министра образования) совершил безуспешную попытку переворота. В 1996 г. забастовки военных и рабочих почти переросли в государственный переворот, однако эта попытка не удалась. В 2007 г. массовые беспорядки переросли в неудавшуюся попытку государственного переворота.

Со стороны соседнего с Гвиней государства Сьерра- Леоне существует территориальная претензия в отношении пограничного района рек Макона и Моа (в частности, с 1998 г. стороны оспаривают принадлежность района Йенга).

Гвинея сталкивалась с угрозой национального и международного терроризма. Национальный патриотический фронт Либерии взял ответственность за террористический акт в Бунаме в 1996 г. В 2000 г. было совершено 4 крупных террористических акта — в Конакри, Памлапе, Масенте и Массаду, в результате которых были убиты и ранены более 100 чел.

В индексе восприятия коррупции (Corruption Perception Index) в 2007 г. Гвинея занимает 168-е место (из 179 исследуемых стран) с показателем 1,9 балла (показатель 10 баллов означает наименьший уровень коррупции), что позволяет сделать вывод о высокой коррумпированности государственной власти Гвинеи. Без взятки или оказания встречной услуги в Гвинеи очень сложно добиться решения на любом уровне власти. Особенно остро это проявляется в экономике Гвинеи и отражается на работе иностранных компаний, имеющих филиалы в этой стране.

Гвинея не сталкивается с угрозой сокращения численности населения — по данным доклада ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005 — 2015 гг. в стране ожидается ежегодный прирост населения на уровне 2,5%.

Правительство Гвинеи не считает уровень миграции в 4% от общей численности населения избыточным, поэтому не планирует предпринимать мер в данном отношении. В результате конфликтов в соседних государствах на территории Гвинеи находятся ок. 15 тыс. беженцев из Либерии, Сьерра-Леоне, а также Кот-д’Ивуара.

Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. Гвинея не сталкивается угрозами, связанными со стихийными бедствиями. Проблемы создают сухие ветры на пустынных территориях, ухудшающие видимость при сухой погоде.

Экономические угрозы. В экспорте Гвинеи доминируют бокситы, поэтому страна сталкивается с угрозой относительной несбалансированности экспорта. Вместе с тем в экспорте страны присутствуют другие важные товарные группы, такие как алюминий, золото, алмазы, кофе, продукция сельского хозяйства и рыболовства.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика