Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Либерии стр. 2

Так продолжалось до 1997 г., когда в стране прошли чуть ли не первые демократические выборы. На них победил Чарльз Тейлор. Однако и он через некоторое время с демократией «завязал», постепенно устранив из правительства всех деятелей других политических движений Либерии. Это, естественно, не понравилось тем самым другим политическим движениям, и в стране начались восстания, стали постоянными нападения на правительственные войска. Основную вооруженную оппозицию режиму Ч. Тейлора представляла повстанческая группировка «Объединенные либерийцы за примирение и демократию» (ЛУРД), которая видела решение проблем Либерии лишь в свержении режима Ч. Тейлора. В нее входили представители многих племен, в частности постоянно враждующих между собой кран, мандинго, лорма, из-за чего объединение раздирают внутренние противоречия. ЛУРД поддерживало правительство Гвинеи, а также есть данные, что группировке помощь предоставляли ОАЭ. В конце марта — начале апреля в борьбу включилась новая оппозиционная сила Движение за демократию в Либерии (МОДЕЛ), отколовшаяся от ЛУРД, целью которой было физическое устранение Ч. Тейлора. Ее главные базы расположены на юго-востоке страны, а одной из главных целей был контроль над портом Буханан, откуда экспортируется ценная древесина. Повстанцы за эти годы уже неоднократно подходили вплотную к столице Монровии, но так ее и не брали. Руководство ЭКОВАС заявило, что оно не признает нового правительства и конфликтующим сторонам необходимо вести переговоры. Эти переговоры с переменным успехом, заключавшимся в периодическом перемирии, велись до сих пор. Летом 2002 г. боевые действия возобновились, повстанцы вновь подошли к Монровии и чуть было ее не захватили.

Между тем экономика страны находится в очень бедственном положении. Либерия находится еще и под санкциями ООН, введенных за то, что она оказывала поддержку повстанцам из Объединенного революционного фронта (ОРФ), воюющего против правительства соседней Сьерра-Леоне. В частности, известно, что Монровия активно помогала боевикам ОРФ сбывать добытые на территории Сьерра-Леоне алмазы и взамен поставляла им оружие и боеприпасы, подпитывая таким образом вооруженный конфликт. Резолюции СБ ООН включают в себя эмбарго на вывоз всех необработанных алмазов из Либерии, запрет на поставки в эту африканскую страну любых видов вооружений, а также ограничения на зарубежные поездки либерийских высших должностных лиц. С 7 июля 2003 г. к ним добавился 10-месячный запрет на вывоз из Либерии всех видов круглого леса и лесоматериалов. В 2005 г. действие санкций были продлено. Международное давление на президента Либерии усилилось после того, как в столице государства Монровии прошли многотысячные антитейлоровские демонстрации. Митинги протеста в стране начались в связи с жестокой междоусобной войной, в ходе которой за последнее время погибло уже около 1000 либерийцев. 11 августа 2003 г. Тейлор прибыл в Нигерию, которая предоставила ему убежище.

18 августа 2003 г. был подписан мирный договор в Аккре, Гана, между правительством Либерии, политическими партиями, сопротивленцами и гражданами о создании Временного правительства (National Transitional Government of Liberia), и уже 14 октября 2003 г. временное правительство приступило к работе. В период с 2004 по 2005 г. политическая ситуация улучшилась, однако все же было зафиксировано несколько вооружейных столкновений, в основном на территории Монровии и графства Аофа).

23 сентября 2005 г. впервые на Африканском континенте президентом стала женщина. В стране вновь планируется переход к демократии. Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. На сегодняшний день в стране не наблюдается острых идеологических конфликтов, хотя в Либерии 14 лет шла гражданская война. Причины последней коренятся в этнических различиях, а также в борьбе за политическую власть.

Даже деятельность политических партий прежде всего направлена на захват власти и выдвижение кандидата в президенты, на завоевание электората, что им удается только благодаря личной симпатии и авторитету среди местного населения в отдельных графствах. Это подтверждается тем, что программы партий очень похожи, что дает им возможность постоянно образовывать новые коалиции, легко разрывая старые связи. Объединение в коалиции также зачастую является политическим маневром для обеспечения большего количества мест в Национальной ассамблее.

Что касается религиозных конфликтов, то они присутствуют в Либерии в традиционной форме: христианство (40% населения) и ислам (20% населения). От лица мусульман выступает часть представителей известной политической организации «Либерийцы, объединившиеся для согласия и демократии», активной участницы гражданской войны. Между христианами и мусульманами были зафиксированы некоторые военные столкновения. Однако необходимо подчеркнуть, что религиозные различия лишь усугубляют конфликт, отнюдь не являясь его главной составляющей. «Либерийцы, объединившиеся для согласия и демократии» — это прежде всего партия — борец за политическую власть.

Религия и государство, роль религии в политике. В ст. 14 либерийской конституции сказано, что каждый обладает правом выбора собственной веры или религии. Ни одна религия или секта не должна пользоваться никакими привилегиями. Все религии и секты находятся в абсолютно равном положении. Дискриминация по религиозному признаку недопустима. Согласно принципу секуляризации (отделения церкви от государства), республика не должна устанавливать государственную религию.

В Либерии среди религиозного населения 40% населения исповедует местные религии, 40% — христианство и 20% — ислам. Атеистами себя назвали 11,1% граждан. Политическая роль военных/силовых структур. Первая либерийская армия представляла собой Либерийские пограничные ВС (Liberian Frontier Force), сформированная в 1908 г. В 1984 г. она стала называться Вооруженные силы Либерии (Armed Forces of Liberia). Это по сути была личная армия авторитарного правителя Доу, который совершил в 1980 г. госпереворот и установил военный режим (1980 — 1984). Именно тогда политическая роль военных структур в Либерии резко возросла.

Главной опорой Доу в борьбе за власть оставалась армия. В 1984 г. она насчитывала 6750 солдат — 6300 в национальной гвардии и 450 — в береговой охране. В полиции было 2 тыс. сотрудников. Добиваясь полного контроля над армией, Доу в августе 1981 г. провозгласил себя главнокомандующим. Вслед за этим он начал устранять своих потенциальных соперников, как среди военных, так и гражданских деятелей. Наиболее сильными личностями в СНС были Ве-Сьен и Квивонкпа. Квивонкпу считали «сильным человеком революции», «любимцем народа». Именно он восстановил дисциплину в армии. Испугавшись его растущей популярности, Доу отстранил Квивонкпу от должности, а его друзей и сподвижников подверг репрессиям. Отстранение Квивонкпы породило острый кризис в руководстве и в самой стране. Авторитет Доу резко упал. В обществе сложилась обстановка неприкрытой вражды — этнической, идеологической, прямого насилия. Власти арестовали 450 чел. В тюрьме оказались кандидат в президенты Джексон Доу и сенатор Элен Джонсон-Серлиф. В 1984 г. Доу продолжал укреплять свою личную власть. В июле он фактически узурпировал пост президента. Он присвоил себе этот титул, назвав себя президентом Переходной национальной ассамблеи, и создал правительство, не дожидаясь выборов.

После прихода к власти Доу в 1980 г. для хозяйства Либерии наступили тяжелые времена. В 1980—1983 гг. спад был на уровне 4,4% в год, а население возрастало на 3,4%. К 1985 г. по отношению к 1980 г. спад ВНП составил 25%, бюджетный дефицит государства достиг суммы 900 млн долл., отток инвестиций из страны — 979,3 млн, валютные резервы упали с 59 млн в 1979 г. до 2 млн долл. в 1985 г. К середине 1986 г. внешняя задолженность Либерии была равна 1,5 млрд долл. (в 1979 г. — 750 млн долл.). Если в 1968 — 1975 гг. бюджет был положительным и доходы превышали расходы на 8,94 млн в год, то в 1976— 1981 гг. дефицит достиг 27% всех расходов, в 1982—1985 гг. — 31%. За 1975—1985 гг. вложения в экономику снизились со 134 до 60 млн долл. в год. Итак, после 1975 г. рост экономики прекратился. Застой и спад были вызваны не только ростом цен на нефть, но и непомерными тратами правительства. Военная хунта после 1980 г. резко увеличила государственные расходы. Жалованье чиновникам и солдатам возросло на 100—150%. Штаты служащих увеличились с 18 тыс. в 1979 г. до 56 тыс. в 1983 г. На их оплату шло все больше средств. Эти расходы выросли с 72 млн в 1979 г. до 144 млн в 1980 г., на национальную безопасность (армия и полиция) — с 17,8 млн до 44,6 млн долл., т.е. с 10 до 15% всего бюджета (в 1986 г. — на эту статью пришлось около трети бюджета). Государственные средства расходовались бездумно, процветала коррупция.

При Доу в стране восторжествовало беззаконие. Правительство Доу осознавало нависшую угрозу финансового краха. В связи с этим в январе 1983 г. в стране был введен режим экономии, и жалованье служащих сокращено на 16 — 25%. Среди наиболее пострадавших были учителя и преподаватели. Но эти меры вряд ли предотвратили бы банкротство Либерии, если бы не помощь США. Доу за 10 лет получил от США больше, чем Либерия за всю свою историю.

Неудивительно, что такой режим в результате привел к гражданской войне, длившейся 14 лет (1989 — 2003). В августе 1990 г. решением Экономического сообщества западноафриканских стран (ЭКОВАС) в Либерию был направлен воинский контингент численностью 3 тыс. чел. В августе 2003 г. в Либерию прибыли войска из Нигерии и США. В сентябре-октябре 2003 г. США вывели свои войска, так как в Либерию была послана главная миротворческая миссия ООН, которая развернула многотысячные войска (15 тыс.). С ее помощью было разоружено около 103 тыс. чел. В 2005 г. США обеспечили финансовую помощь на формирование и подготовку новой либерийской армии (4 тыс. чел.). К 2006 г. должна быть также создана либерийская полиция (3600). Тогда миротворческие войска ООН смогут покинуть страну.

По данным на 2005 г., регулярные ВС в Либерии 11 — 15 тыс. чел. Моб. ресурсы (мужчины 18 — 49 лет). 659 795 тыс. чел., в том числе годных к военной службе 360 373 тыс. Особенности партийной системы. Партийная система Либерии сформировалась совсем недавно. Партия истинных вигов основана в 1869 г., с 1878 г. по 1980 г. находилась у власти, отражала интересы буржуазии, феодальной аристократии и американо-либерийской элиты. Можно сказать, что на протяжении этих 100 лет в Либерии существовала однопартийная система, хотя формально деятельность других партий была не запрещена. В связи с государственным переворотом 1980 г. ситуация радикально поменялась: сначала деятельность всех партий была приостановлена, однако под международным давлением 26 июля 1984 г. была разрешена, и партии стали возникать одна за другой. Самые большие возможности были у Национально-демократической партии, образованной Доу. Вслед за партией Доу были образованы Партия объединения Либерии (ПОЛ-ЛЮП). Последователи МОДЖА во главе с Амосом Савиером создали Народную партию Либерии (НПЛ). Возникли также Объединенная народная партия (ОНП), Партия действия, Партия единства и др. Однако в большинстве случаев цель этих партий заключалась не в справедливом представлении интересов народа, а в борьбе за политическую власть, причем их политический интерес подогревался борьбой между племенами. Таким образом, это был не только властный, но и этнический конфликт, что в будущем привело к очень низкой роли партий в реальной сфере принятия политических решений.

Согласно типологии партийных систем Дж. Сартори, современная партийная система Либерии представляет собой атомизированную систему (свыше 8 партий с рассредоточением политического влияния и ролей, а также образованием сложных коалиций), характеризующуюся наличием антисистемных элементов, выступающих против существующего социально-экономического и политического строя.

Предпосылки небольшого веса партий в политической жизни страны можно найти не только в истории Либерии с ее конфликтным, нестабильным характером развития, но и особенностях современной электоральной системы. Ввиду своего мажоритарного характера, система не обеспечивает развития устойчивых связей между партией и электоратом, ориентируя последний на избрание кандидатов на основе личных симпатий, идентификации с локальными представителями. Кроме того, система не может добиться справедливого представительства, так как зачастую как в нижней палате, так и в Сенате места достаются кандидатам, кто на самом деле не имеет большинства голосов (это проблема всех чисто мажоритарных избирательных систем). Кроме того, избирательные округа очень разнятся по количеству голосующих: в некоторых электорат составляет менее 9 тыс. чел., в других же превышает 20 тыс. Это называется представительской диспропорцией.

Что касается процесса формирования правительства, то партии в нем практически не участвуют, так как кабинет назначается президентом, правда, с согласия Сената, однако в большинстве случаев палата одобряет кандидатуры.

Политическая партия, согласно конституции, должна представлять собой ассоциацию граждан, которых поддерживает не менее 500 избирателей в не менее чем 6 графствах. Для того чтобы зарегистрироваться в качестве партии или независимого кандидата для участия в выборах, необходимо пройти сложную процедуру, правила которой устанавливает Национальная избирательная комиссия (National elections commission). На сегодняшний день в Либерии 30 зарегистрированных партий. 25 партий участвовало в парламентских выборах 11 октября 2005 г., включая 2 политических альянса и 1 коалицию.

Партия Конгресс за демократические перемены была создана в поддержку кандидата в президенты господина Джорджа Bea (George Weah), который соревновался с Элен Джонсон-Серлиф (Ellen Johnson-Sirleaf) во втором туре выборов 2005 г. и проиграл 41 к 59.

Партия свободы борется за установление справедливости в стране, для чего хочет провести судебную реформу, внести изменения в конституцию, обещает бороться с коррупцией, выступает за верховенство закона, реформирования здравоохранения, жилищно-коммунального сектора и других общественных служб. Партия ратует за сглаживание экономической и этнической дифференциации, за развитие национального бизнеса.

Национально-демократическая партия Либерии была создана в 1984 г. для поддержки генерала Доу и племени кран, представителем которого он был. На выборах 1985 г. получила большинство мест в парламенте, хотя оппозиция обвиняла партию в подтасовке результатов. В начале 1997 г. участвовала в Союзе 7 партий, однако с распадом Союза между партиями стали известны связи на этнической основе.

Национально-патриотическая партия данное название получила в 1997 г. Впервые партия дала о себе знать в декабре 1989 г. в качестве повстанческой группы, когда в графстве Нимба началось вооруженное восстание дотоле неизвестного Национального патриотического фронта Либерии (НПФЛ) во главе с Чарлзом Тейлором. Вскоре от него откололась группа (Независимый национально-патриотический фронт Либерии (ННПФЛ) во главе с Йорми Джонсоном, которая воевала против сил и Тейлора, и Доу, представляя интересы мандинго, большинство представителей которого исповедуют ислам. Национально-патриотическая партия была официально зарегистрирована в апреле 1997 г., после окончательного роспуска военной части НПФЛ. Партия единства была образована в 1985 г. Эдвардом Кессели, до этого работавшим в администрации президента Толберта. Большую известность партия получила в 1997 г., когда в нее вошла Элен Серлиф для того, чтобы бороться на президентских выборах.

Коалиция за трансформацию Либерии: Альянс Либерийской партии действия, Партии объединения Либерии, Народной демократической партии Либерии и партии истинных вигов. Либерийская партия действия была создана приверженцем Доу Туаном Уэром. Вскоре к партии присоединилась Элен Серлиф. В 1985 г. данная партия стала главной соперницей НПП, после снятия с выборов Партии народного объединения. Из-за ареста Элен Серлиф, обвиняемой в участии в попытке переворота 1985 г., партия отказалась проходить определенные процедуры, установленные законодательным органом, а два члена партии, в том числе Туан Уэр, согласившиеся занять места в легислатуре, были исключены из партии.

Хотя член партии Давид Фаррат был назначен в правительство, партия не перестала критиковать последнее. В сентябре 1988 г. ЛПД совместно с Партией объединения народа (ПОН) обвинили правительство в запрещении высказывания студентами своих политических взглядов. В середине 1989 г. лидеры ЛПД, партии единства и партии объединения Либерии подписали совместное коммюнике, в котором призывали Доу к проведению экономических и политических реформ и возвращению к основам, заложенным конституцией 1984 г.

В марте 1997 г. в ходе собрания, на котором присутствовали представители 7 партий, входивших в Альянс, лидером последнего был избран Клетус Воторсон. Однако между партиями возник спор по поводу несправедливости выборов, и альянс распался.

Партия объединения Либерии была организована в 1984 г. Г. Кполлехом. Партия изначально рассматривалась как потенциальный троянский конь, созданный НДПЛ. Поэтому многие были удивлены, когда партия поддержала ЛПД в бойкотировании формальных процедур, установленных легислатурой, и не стала занимать места в парламенте.

Партия истинных вигов — основана в 1869 г., с 1878 по 1980 г. находилась у власти, отражала интересы буржуазии, феодальной аристократии и американо-либерийской элиты. Можно сказать, что на протяжении этих 100 лет эта партия оставалась единственной правящей партией, хотя формально деятельность других партий была не запрещена.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика