Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Либерии стр. 4

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 г.): суда и другие плавсредства (39,61%); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (29,07%); каучук и изделия из него (23,59%); жемчуг, драгоценные металлы, камни и др. (1,93%); чугун и сталь (1,81%); какао и продукты из него (0,96%); руды, шлаки, зола (0,51%) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 г.): суда и другие плавсредства (65,01%); товары, не включенные в другие разделы базы данных товаров СО ООН (22,61%); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (4,31%); изделия из чугуна и стали (1,61%); энергосиловое оборудование (0,93%); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (0,8%); электрическое и электронное оборудование (0,67%); зерновые культуры (0,58%); древесина и изделия из нее, древесный уголь (0,27%); фармацевтическая продукция (0,2%) и др.

Основные внешнеторговые партнеры: Южная Корея — 38,8%, Япония — 21,2%, Сингапур — 12,2%, Хорватия — 5,3%, Германия — 4,2% (2004) (импорт); Дания — 28,1%, Германия — 18%, Польша — 13,6%, США — 8,5%, Греция — 7,6%, Таиланд — 4,8% (2004) (экспорт). Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы. Либерия располагает крайне ограниченными ресурсами влияния на международную среду и международные процессы.

Либерия является страной-реципиентом (55,74% ВНД или 67,57 долл. США в 2005 г.). Либерия импортирует все необходимые энергоносители. Из-за неразвитости гидроэнергетики нефть остается главным топливом для обеспечения страны электричеством. В Либерии есть 1 нефтеперерабатывающий завод (15 тыс. баррелей в день).

Население страны составляет около 0,12% от населения мира. Официальный язык — английский — является третьим по распространенности в мире (341 млн людей, для кого это первый язык, и 311, 241, 881 пользователей Интернета на английском), уступая только китайскому и хинди, что облегчает коммуникацию граждан Либерии с международными организациями и странами-лидерами.

Доля Либерии в финансировании ООН составляет 17 066 долл. США, или 0,001% взносов всех стран-участниц (для сравнения: у США — 22%, у России — 1,1%). Квота Либерии в МВФ составляет 0,03 от общей квоты, а «вес» при принятии решений — 0% от общего числа голосов (для сравнения: у США эти показатели составляют соответственно 17,4 и 17,08%). Либерия не является участником Парижского клуба стран-кредиторов.

Либерия является членом ООН со 2 декабря 1945 г., постоянным членом СБ ООН не является. Численность вооруженных сил Либерии — 12 тыс. чел. (по состоянию на 2003 г.) тяжелая боевая техника на вооружении в Либерии не стоит. Уровень военных расходов Либерии ниже, чем уровень военных расходов в среднем по миру.

ВС Либерии не располагают ядерным оружием или другими видами ОМУ. ВС Либерии не располагают авиационными системами 4-го или 5-го поколения. Либерия не имеет самостоятельного постоянного военного присутствия за рубежом.

Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнеры, отношения с Россией. Учреждения ООН: МАГАТЭ, Международная финансовая корпорация, Международный фонд развития сельского хозяйства, Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, МОТ, МВФ, Движение неприсоединения, ЮНКТАД, ЮНЕСКО. Международные блоки и региональные организации: Страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, ИКАО, МКСП, МАР, Международное общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Интерпол, МОК, Международная организация по вопросам переселения (миграции), Международный союз телекоммуникаций, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, Всемирный почтовый союз, ВКТ, ВФП, ВОЗ, ВОИС, ВМО.

Экономические организации: Африканский банк развития, ЭКОВАС, МБРР, ИФАД, МФСР, МФК. На протяжении всей истории Либерии эта страна поддерживала самые тесные связи с США. Американская элита управляла государством вплоть до переворота 1980 г. Американские частные инвестиции превалировали в экономике Либерии. Кроме того, между двумя странами был заключен двусторонний оборонительный договор. Хотя США не одобряли режима Доу, договоры оставались в силе. США были основным кредитором Либерии.

Во внешнем мире отношение к переменам в Либерии 1980 было неоднозначным. Переворот приветствовали в Ливии, Эфиопии, Кубе, Восточной Европе. Что касается Сьерра-Леоне, Нигерии, Кот-д’Ивуара, то они хранили молчание или выражали неодобрение новому режиму. В частности, 25 апреля 1980 г. министру иностранных дел Либерии было отказано посетить Лагос (Нигерия) для участия в сессии ОАЕ. 12 мая его не пригласили на сессию ЭКОВАС (Организация экономического сотрудничества стран Западной Африки). 27 мая Доу было отказано участвовать во встрече глав государств в Ломе (Того). Особенно ухудшились отношения с Нигерией, «сверхдержавой» Западной Африки. Она закрыла свое посольство в Монро¬вии. В ответ было закрыто посольство Нигерии. Либерия прервала свои отношения с Кот-д’Ивуаром, Сьерра-Леоне, ЭКОВАС, Союзом реки Мано. Первым нормализовал отношения с Доу Секу Туре, президент Гвинеи. Он пригласил его с визитом к себе, потом стал посредником в нормализации отношений Либерии с другими африканскими странами. 16 июня 1980 г. в Абиджане состоялась встреча Доу с президентами Кот-д’Ивуара, Сьерра-Леоне, Гвинеи, Того, а в конце июня эти лица посетили Монровию.

К лету 1980 г. новому режиму стало ясно, что экономически Либерия полностью зависит от Запада, и Доу сменил курс. Были восстановлены традиционные отношения с США, Израилем. Ориентация на Запад стала однозначной. Соединенные Штаты пошли на нормализацию отношений, учитывая, прежде всего, стратегическое значение Либерии. В мае 1980 г. делегация США высокого ранга посетила Либерию. Она констатировала, что в Либерии размещены: 1) передатчик «Голоса Америки»; 2) телекоммуникационный центр для связи с посольствами во всей Тропической Африке; 3) глобальная навигационная система «Омега» для определения местонахождения кораблей и самолетов. Интерес США к этой стране определялся также тем, что в ней живут 3,5 тыс. американских граждан, в ее экономику инвестировано 350 млн долл., ее аэропорт в Робертсфилде используется для полетов самолетов американской компании «Пан-Америкэн». С некоторыми странами Запада отношения налаживались непросто. Многое их омрачало. Так, 14 июня 1980 г.

солдаты Доу ворвались в посольство Франции и арестовали укрывшегося там А. Бенедикта Толберта, сына бывшего президента. Франция, естественно, заявила решительный протест в связи с нарушением экстерриториальности ее представительства, и отношения двух стран резко ухудшились.

Несмотря на наличие отдельных нерешенных вопросов в отношениях с Западом, было очевидно, что режим Доу отказался от курса на переориентацию традиционной внешней политики Либерии. Это стало совершенно ясно, когда в середине 1981 г. было закрыто посольство Ливии и резко сокращен состав сотрудников посольства Советского Союза. Если в первые месяцы после переворота 1980 г. сотрудничество с соцстранами складывалось нормально, то отныне ситуация резко изменилась, и в 1983 г. посол СССР Анатолий Уланов был выдворен из Либерии, а к 1985 г. обе страны закрыли свои посольства.

Еще в 1998 году Либерия обвинила Гвинею в дестабилизации ситуации в стране путем участия в операции ЭКОВАС. Гвинея отрицала обвинения. Этот конфликт совпал с усилением напряжения в отношениях между Либерией, Ганой и Нигерией, которые обвиняли Либерию в оказании помощи повстанцам в Сьерра-Леоне. В результате Нигерия вывела свои миротворческие войска из Либерии.

Кроме того, в апреле 1999 г. гвинейцы вторглись в Северо-Западную Либерию. Хотя после этого и была создана трехсторонняя комиссия для разрешения этого конфликта, и уже в октябре 1999 г. и феврале 2000 г. были снова открыты границы с Сьерра-Леоне и Гвинеей соответственно.

В связи с непрекращающимися военными столкновениями во всех трех странах в 2001 г. в Западной Африке вновь разыгрался региональный конфликт между военными Гвинеи и Сьерра-Леоне, повстанцами из Либерии и некоторыми племенами из Сьерра-Леоне с одной стороны и либерийской армией, сопротивленцами из Сьерра-Леоне и Гвинеи — с другой. Основной причиной конфликта были богатые алмазами территории, продажа же драгоценных камней позволяла закупать орудие для борьбы с внутренними политическими врагами.

В феврале 2002 г. состоялась встреча президентов Либерии, Сьерра-Леоне и Гвинеи, на которой наконец было достигнуто соглашение об усилении обороны границ, репатриации беженцев и т.п., однако полностью отношения между странами восстановлены не были.

Основные направления внешнеполитического курса переходного правительства — это отношения с ближайшими соседями, прежде всего по Союзу реки Мано. О серьезных намерениях развивать отношения на этом направлении свидетельствуют первые зарубежные поездки главы НППЛ, совершенные им в Сьерра-Леоне, Гвинее, Кот-д’Ивуаре и Буркина-Фасо. Серьезное отношение придавалось развитию отношений с ЭКОВАС и, естественно, со странами—лидерами Сообщества — Ганой и Нигерией. Между лидерами этих стран проводятся регулярные консультации.

После разрыва отношений с Тайванем открылись перспективы сотрудничества с КНР. Правительство КНР восстановило работу своего посольства в Монровии, а посетивший Либерию в декабре 2003 г. высокопоставленный чиновник МИД Китая подписал, от имени китайского правительства, соглашение с НППЛ об экономическом и техническом сотрудничестве. Высокий уровень сотрудничества поддерживается с ООН. Учитывая вовлеченность Организации в урегулирование конфликта и масштабность стоящих перед ней задач в плане оказания содействия НППЛ, отношения с ООН будут оставаться в центре внимания либерийского руководства на длительную перспективу. Сейчас Либерия также пытается установить дипломатические отношения с Кубой и Ливией.

Дипломатические отношения между бывшим СССР и Республикой Либерией установлены 11 января 1956 г. Посольства в столицах обеих стран были открыты в 1972 г. В 1970—1980 гг. между нашими странами был заключен целый ряд соглашений, однако требуется инвентаризация юридической базы. В 1977— 1978 гг. состоялся обмен парламентскими делегациями. Россия подписала с Либерией ряд двусторонних документов: в 1979 г. — Торговое соглашение; в 1980 г. — Соглашение о воздушном сообщении; 1981 г. — Соглашение о сотрудничестве между Гостелерадио СССР и Либерийской радиовещательной и телевизионной системой; 1985 г. — Соглашение об обмене информацией между ТАСС и Либерийским агентством новостей. В связи с началом в декабре 1989 г. в Либерии гражданской войны все российские загранучреждения в Монровии к июню 1990 г. были закрыты. В целях придать импульс двусторонним отношениям с нашей страной в марте 2000 г. Москву посетил спецпредставитель президента Ч. Тейлора госминистр Дж. Тейлор, который был принят заместителем министра иностранных дел Российской Федерации С. А. Орджоникидзе и имел беседы в ряде федеральных органов власти. В ходе состоявшейся беседы были обсуждены вопросы состояния и перспективы развития двусторонних отношений. Госминистр информировал о тех трудностях, с которыми либерийское руководство сталкивается на пути возвращения страны к стабильности, национальному согласию и устойчивому экономическому развитию.

С российской стороны была высказана готовность к развитию с Либерией всесторонних взаимовыгодных связей и сотрудничества, в том числе в целях оказания либерийскому народу содействия в преодолении последствий длительной гражданской войны. Были также рассмотрены отдельные аспекты ситуации в субрегионе, а также роль в его делах Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС). Стороны выразили надежду, что визит Дж. Тейлора даст импульс оживлению двусторонних отношений между нашими странами. Достигнута принципиальная договоренность об открытии в Москве посольства Либерии. В феврале 2004 г. в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1509 от 19 сентября 2003 г. Россия направила в состав Миссии ООН в Либерии до 40 сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составе международного полицейского персонала в Либерии. На август 2004 г. общая численность россиян в составе МООНЛ составила 27 чел.

Российские авиаперевозчики активно включились в работу по обеспечению Миссии ООН в Либерии. Самолеты ряда авиакомпаний России совершают рейсы в Монровию, доставляя грузы по линии ООН. ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» выиграла тендер и подписала с ООН два контракта на транспортное обслуживание МООНЛ.

Что касается сотрудничества в других сферах, то, например, в морском регистре Либерии зарегистрировано порядка 66 судов рыболовного и торгового флота России. Ежегодно Либерии предоставляется 10 государственных стипендий для учебы ее граждан в российских вузах.

Вызовы и угрозы безопасности

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства для Либерии в настоящее время может быть оценено как выше среднего.

После государственного переворота 1980 г. обстановка в стране была крайне нестабильной, периодически перерастая в гражданскую войну (последняя с 1999 по 2003 г.). Даже после возобновления конституционного процесса ситуация в стране остается крайне нестабильной. Вопрос о государственных границах Либерии полностью урегулирован. Угроза терроризма в Либерии может быть оценена как средняя.

На основе экспертных оценок уровень коррупции в Либерии характеризуется как очень высокий. Помимо Индекса восприятия коррупции организация Transparency International представляет еще одну шкалу — «Глобальный барометр коррупции» (Global Corruption Barometer), который показывает, какие сферы социальной жизни в стране, по мнению граждан, в наибольшей мере подвержены коррупции. В Либерии (как и в большинстве стран Африки) наиболее коррумпированными граждане считают политические партии, полицию и таможенные структуры (индекс 4,2, 4,4 и 4, 0 соответственно по 5-балльной шкале, где 5 — максимальный уровень коррумпированности) . Для парламентской власти индекс также очень высок — 3,8. Судебная система оказывается тоже достаточно коррумпированной (3,7). Индекс коррумпированности других сфер (налогообложения (3,5), бизнеса, прессы, таможенных структур, коммунальных предприятий, здравоохранения, образования, неправительственных организаций, регистрационных и лицензионных служб (3,3) и военных структур (3,2) колеблется от 2,7 до 3,5. Лишь религиозные организации имеют небольшую степень коррумпированности (2,2).

Либерия не сталкивается с угрозой сокращения численности населения. Согласно официальной точке зрения, имеющийся уровень миграции (2005 г.) является удовлетворительным. Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. Географическое положение Либерии может быть охарактеризовано как в целом благоприятное с точки зрения опасности стихийных бедствий.

Экономические угрозы. Большая часть экспортных доходов Либерия получает от поставок 3 групп товаров: каучука, древесины и железной руды. Для экономики страны характерно хроническое отрицательное сальдо внешнеторгового оборота (в 2005 г. импорт превысил экспорт почти на 75 млн долл. США). Либерия имеет отрицательное сальдо топливного баланса и зависит от импорта энергоносителей.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика