Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Марокко стр. 2

Закон «О прессе» запрещает критику монархии и ислама, также накладывает ограничения на критические материалы о политике властей в Западной Сахаре. Доступ в Интернет имеет порядка 15% населения, правительство блокирует доступ к ряду сайтов.

Гендерное равенство/неравенство. Женщины получили право избирать и быть избранными в органы государственной власти в 1963 г., однако первая женщина была избрана в парламент только в 1993 г. По итогам парламентских выборов 2007 г., женщины получили 34 депутатских места из 325, или 10,46% от общего числа мандатов. В Сенате по состоянию на сентябрь 2006 г. женщины занимали 3 места из 270, или 1,11 % от общего числа мест. По состоянию на 2005 г., женщины занимали 5,9% правительственных постов министерского уровня.

В 2004 г. были внесены поправки в Семейный кодекс, которые были направлены на устранение гендерного неравенства. В соответствии с этими поправками женщины получили больше прав в области бракосочетания и развода, были введены серьезные ограничения на полигамию.

Положение в мировой экономике и политике

Марокко является аграрной страной, сельское хозяйство играет важную роль в экономике, наряду с промышленностью. Около 40% населения занято в сельском хозяйстве, в котором ключевая роль принадлежит земледелию, а также животноводству и морскому рыболовству. В сельскохозяйственном производстве ключевую роль играет земледелие, а также животноводство и морское рыболовство. В стране достаточно развиты и определенные отрасли промышленности, в частности горнодобывающая (прежде всего добыча фосфоритов), обрабатывающая (химическая, текстильная, пищевая) и машиностроение (сборка автомобилей, металлообрабатывающие предприятия).

После отмены французского протектората в стране разразился валютный кризис, связанный с зависимостью экономики Марокко от экспорта первичного сырья. Для выхода из кризиса правительство усилило государственный контроль в финансовой сфере и торговле, осуществило программу индустриализации. Начиная с 1980-х гг. Марокко пользовалось поддержкой МВФ и Всемирного банка, что способствовало постепенному сокращению внешней задолженности. Был взят курс на либерализацию экономики. Началась приватизация государственных предприятий, в частности, были приватизированы два крупных государственных банка — Банк внешней торговли Марокко и Государственный банк экономического развития. В 1992 г. в Танжере была создана офшорная банковская зона. Экономическая политика государства определяется планом развития страны на несколько лет. Так, в плане развития Марокко на 2002 — 2004 гг. основное внимание уделялось проблемам модернизации инфраструктуры, борьбе с безработицей, содействию развитию частного предпринимательства.

К основным проблемам экономики Марокко относятся: внешняя задолженность, улучшение условий для частного предпринимательства и привлечения частных инвестиций, усовершенствование системы профессиональной подготовки, а также значительная доля теневого сектора в экономике страны. Порядка 60% сделок осуществляется по нелегальным схемам. Помимо этого в Марокко серьезной проблемой являются масштабная контрабанда и наркоторговля.

Традиционно внешняя торговля Марокко ориентирована на страны Евросоюза, на них приходится до 75% экспорта и 65% импорта этой страны. Основным торговым партнером Марокко является Франция.

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 г.): неорганические химикаты, соединения драгоценных металлов, изотопы (14,77%); электрическое и электронное оборудование (12,46%); нетрикотажные предметы одежды и аксессуары (12,36%); соли, сера, грунт, камень, гипс, известь и цемент (11,83%); удобрения (7,03%); рыба и морепродукты (4,91%); трикотажные и вязаные предметы одежды и аксессуары (1,09%) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 г.): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (22,31%); энергосиловое оборудование (10,92%); электрическое и электронное оборудование (8,25%); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (7,35%); зерновые культуры (5,34%); чугун и сталь (5,15%); зерновые культуры (2,57%); соли, сера, грунт, камень, гипс, известь и цемент (4,09%); пластмассы и изделия из них (3,21%); хлопок (1,83%); изделия из чугуна и стали (1,83%) и др.

Главные партнеры по импорту — Франция (32%), Испания (12%), Италия (7%), Германия (6%), Великобритания (6%). Основная часть нефти в Марокко поставляется из Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта.

Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы. Марокко имеет ограниченный потенциал воздействия на внешнюю среду. Общий размер взносов Марокко в регулярный бюджет ООН в 2012 г. определен в размере 1 499 434 долл. США, или 0,058% взносов всех стран-участниц (у США — 22%). Квота Марокко в МВФ в 2012 г. составляет 0,25% от совокупного размера квот, «вес» при принятии решений — 0,26% от общего числа голосов (у США эти показатели составляют соответственно 17,70 и 16,76%).

Марокко является страной-реципиентом. Размер международной помощи составил в 2010 г. 1,12% от валового национального дохода страны, или 31,06 долл. США на душу населения. Марокко располагает небольшими подтвержденными запасами нефти и газа и продолжает импортировать топливо.

Арабский язык является официальным в Марокко. В качестве языка делового общения распространен французский. Вместе с тем для Марокко это является не элементом влияния, а признаком принадлежности к арабскому языковому и культурному ареалу (в случае арабского языка), а также частью колониального наследия, не придавая дополнительного авторитета, но значительно упрощая взаимодействие с арабоговорящими странами, а также Францией. Население Марокко составляет 0,48% от всего населения Земли. Марокко не является членом Парижского клуба стран-кредиторов.

По данным доклада «Военный баланс 2009», подготовленного Международным институтом стратегических исследований (International Institute of Strategic Studies), численность вооруженных сил Марокко в 2008 г. составила 195,8 тыс. чел. Численность военизированных подразделений (королевская жандармерия, вспомогательные силы) — 50 тыс. чел. На вооружении сухопутных войск находились 580 ОБТ американского и советского производства, 116 легких танков, 384 БРМ, 70 БМП, 765 БТР и 205 артиллерийских орудий и минометов. ВМС располагали 3 фрегатами, 27 ракетными катерами и патрульными судами (без учета судов береговой охраны и таможни). На вооружении ВВС состояли 89 боевых самолетов, включая 66 истребителей американского и французского производства (устаревшие модели), 19 ударных и 73 военно-транспортных вертолета. В 2009 г. был размещен заказ на поставку 24 новых F-16 (одна из самых современных модификаций) для ВВС Марокко, и первые 4 самолета встали на вооружение в 2011 г.

Военные наблюдатели и подразделения ВС Марокко принимали в 2000-х гг. активное участие в операциях под эгидой ООН (Западная Сахара, Кот-д’Ивуар и др.) и НАТО (в рамках КФОР в Сербии).

Расходы на оборону Марокко в процентах ВВП выше среднемировых.

Вызовы и угрозы безопасности

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства в случае Марокко может быть оценено как среднее.

После 1971 г. (неудавшийся переворот с целью установления республики) в Марокко не было попыток военных переворотов или неконституционных смен власти. Политическая система Марокко не склонна к силовому разрешению конфликтов.

На территории Западной Сахары (САДР), которую власти Марокко считают частью страны (до 1975 г. находилась под контролем Испании («Испанская Сахара»)), действует Фронт Полисарио (основан в 1973 г.), ставящий целью создание независимого от Марокко государства. В 1991 г. было достигнуто перемирие между Полисарио и Марокко (под эгидой ООН), однако статус Западной Сахары до сих пор остается неурегулированным. После 1991 г. периодически отмечались отдельные случаи нарушения перемирия. Власти Марокко согласны предоставить Западной Сахаре ограниченную автономию, а представители Фронта Полисарио требуют проведения референдума о самоопределении.

Марокко оспаривает испанский суверенитет над городами-эксклавами Сеута и Мелилья на севере Африки. Не завершена делимитация морской границы между Марокко и Испанией (спор относительно принадлежности Чаафа- ринских островов и прилегающей акватории). Последний во времени инцидент имел место в июле 2002 г. Предметом спора стал необитаемый остров Перехиль (марокканское название — Лейла) в Гибралтарском проливе, на который 10 июля высадились марокканские военные. Спустя неделю на острове высадился испанский десант. В ходе инцидента жертв не зафиксировано.

Начиная с 1998 г. в Марокко было совершено не менее 10 террористических актов, направленных против иностранных граждан и представителей еврейской общины Марокко. Пять терактов с участием смертников произошли почти одновременно 16 мая 2003 г. в Касабланке и унесли жизнь 43 чел. На основании экспертных оценок уровень коррупции в Марокко может быть охарактеризован как средний.

В отчете Transparency International за 2011 г. Марокко занимает 80-е место из 180 стран по индексу восприятия коррупции (Corruption Perception Index) с показателем 3,4. Согласно исследованию «Глобальный барометр коррупции» (Global Corruption Barometer) за 2006 г., оценивающему степень коррупции в отдельных сферах общественной жизни, самыми коррумпированными в Марокко жители страны считают: полицию (4,2 балла), службы, осуществляющие регистрацию и выдачу разрешений (4,1 балла), судебную систему и систему здравоохранения (по 4,0 балла), политические партии и законодательные органы (по 3,5 балла), предпринимателей (частный сектор), налоговые органы, образовательную систему и армию (по 3,2 балла).

Сокращение численности населения не представляет собой угрозу безопасности Марокко, поскольку, согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005 — 2015 гг. прогнозируется положительный прирост населения, который будет составлять 1,2%.

По мнению властей Марокко, страна сталкивается с проблемой избыточной иммиграции, главным образом, из африканских государств южнее Сахары. Иммигранты надеются использовать Марокко для транзита в страны Европы (Испанию). Соответственно, принимаются меры к снижению ее уровня. Уровень эмиграции рассматривается как приемлемый.

Марокко считается одним из центров производства наркотиков (гашиша и марихуаны) и важнейших транзитных центров мировой наркоторговли (в направлении Западной Европы). Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. Наиболее заметной угрозой природного происхождения в Марокко следует считать периодические засухи, наносящие ущерб сельскому хозяйству страны. Так, засуха 2005 г. привела к значительному замедлению экономического роста (по некоторым оценкам, в 2 раза). Климатические изменения за последние 30 лет привели к более частым и продолжительным засухам, вызвавшим сокращение производства зерновых более чем в 4 раза (до 2 млн т в 2007 г.). На фоне засухи и неэффективного ведения сельского хозяйства ускоряется опустынивание, эрозия почв.

Ухудшение условий ведения сельскохозяйственной деятельности приводит к ускорению миграции жителей из сельской местности в города, что еще сильнее обостряет проблему безработицы. Север Марокко подвержен угрозе землетрясений. Так, жертвами землетрясения в феврале 2004 г. стали 500 чел.

Экономические угрозы. Экономика Марокко сталкивается с угрозой значительного превышения импорта над экспортом в стоимостном отношении. Экспорт Марокко имеет относительно диверсифицированный характер, хотя более 50% экспортных доходов приходится на продукцию легкой промышленности и сельского хозяйства. Марокко полностью зависит от импорта энергоресурсов, который составляет 12,85 млн т нефтяного эквивалента.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика