Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Намибии стр. 2

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Намибия относительно недавно обрела независимость от ЮАР, однако система политических институтов страны была создана самостоятельно, несмотря на то что тесная взаимосвязь с ЮАР сохраняется. Длительная борьба за независимость страны сделала СВАПО доминирующей политической силой в стране.

Внутренние конфликты и расколы. Важной проблемой внутренней политики, являющейся источником потенциальных конфликтов в Намбии, остается перераспределение земли. Проведение земельной реформы, начавшееся во второй половине 1990-х гг., привело к обострению социальной напряженности в стране. С 2005 г. начался активный этап перераспределения плодородных земель. Решение правительства Намибии о начале перераспределения сельскохозяйственных земель вызвало негативную реакцию со стороны международного сообщества.

Индекс Джини для Намибии составляет 74,3 (1993 г.) (один из самых высоких показателей в мире), что свидетельствует о значительной разнице между доходами наиболее богатых (проживающих в городах) и наиболее бедных граждан страны (чернокожее население, проживающее в сельской местности). Данные индекса Джини для Намибии на 2011 г. недоступны. В «Барометре конфликтов» Гейдельбергского института в 2011 г. Намибия не оценивалась.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. В стране отсутствует официальная идеология. Конституция Намибии и ее политические институты функционируют на основе либерально-демократических принципов и ценностей. В идеологическом плане страна относительно стабильна и не испытывает острых идеологических расколов и конфликтов.

Религия и государство, роль религии в политике. Согласно конституции (ст. 21), Намибия является светским государством и свобода религии закреплена Биллем об Основных правах, включенным в действующую конституцию Намибии. Около 90% населения страны — христиане. Имеются две разновидности лютеранского вероисповедания — Евангелическая лютеранская церковь и Немецкая евангелическая лютеранская церковь (GELC). Другие крупные религиозные общины представлены Римско-католической церковью и Англиканской, а также рядом реформаторских групп и независимыми Африканскими церквями.

Многие традиционные африканские верования переплелись с христианской доктриной. Примером такого сосуществования религий является празднование народом гереро Мемориального дня предков в Окахандье и подобные фестивали в Гобабисе и Омаруру. В 1995 г. в Виндхуке была построена первая мечеть. Первая синагога появилась в стране в 1924 г.

Согласно переписи 2001 г., среди конфессиональных групп подавляющее большинство составляют христиане — 90% населения (среди них лютеране — около 50%), около 10% населения придерживается традиционных верований.

Политическая роль военных/силовых структур. Несмотря на длительный опыт борьбы против колониального режима, роль военных в современной политической жизни страны незначительна. Связано это с тем, что у СВАПО отсутствовали регулярные военные формирования, движение полагалось на децентрализованное партизанское движение. Новые вооруженные силы, созданные после провозглашения независимости, немногочисленны и не стремятся играть самостоятельную роль в политике страны.

Особенности партийной системы. Хотя на сегодняшний день в Намибии зарегистрировано 12 политических партий, однако вся власть сосредоточена в руках Организации народов Юго-Западной Африки в Намибии (СВАПО), обладающей большинством мест как в Национальном собрании, так и в Национальном совете Намибии.

Организация народов Юго-Западной Африки Намибии (СВАПО) (англ. South West Africa People's Organization of Namibia — SWAPO) — главная политическая сила и правящая партия Намибии, созданная в 1960 г. До 1989 г. она находилась под запретом и преследовалась режимом апартеида. СВАПО следует идеологии африканского национального освобождения. В 1990 г. в число основных ее задач входили переход к смешанной экономике с преобладанием рыночных элементов и проведение демократических выборов. СВАПО сохраняет приверженность идеям сильного государства и справедливого распределения общественных благ.

На выборах 1989 г. СВАПО завоевала абсолютное большинство, получив 57% голосов избирателей и 41 место в парламенте, и сформировала первое правительство независимой Намибии. СВАПО пользуется всенародной поддержкой, но ее позиции особенно сильны в городах и на крайнем севере страны, особенно в Овамболенде. Не сумев добиться на первых выборах парламентского большинства в 2/3 голосов, СВАПО была вынуждена выступить в коалиции с другими партиями для подготовки новой конституции и последующей ее доработки. В 1989 г. в стране было зарегистрировано более 40 политических партий. Логика первых выборов вынудила большинство партий и политических деятелей образовывать союзы. Главная оппозиционная сила, получившая на выборах 29% голосов избирателей и 21 депутатский мандат в парламенте, —Демократический альянс Турнхалле (ДАТ) — коалиция более 10 партий, созданных на этнической основе. В 1980-х гг. ДАТ имел большинство мест в переходном правительстве.

Результаты последующих выборов продемонстрировали падение влияния оппозиционных партий и укрепление позиций тех партий, которые выступали за независимость. В середине 1990-х гг. СВАПО завоевала большинство в 2/3 голосов в обеих палатах парламента, что позволило ей проводить более решительную политику. В независимый период развития страны почти все партии ослабили свои позиции. Помимо двух основных партий, поддерживаемых большинством населения, еще шесть политических партий сумели провести своих кандидатов в депутаты парламента. Отмечается снижение активности избирателей, отчасти из- за большого числа безальтернативных кандидатов там, где особенно сильны позиции СВАПО, отчасти из-за разочарования населения деятельностью политических партий и правительства. Во время региональных выборов 1998 г. многие сторонники ДАТ в Каприви не стали участвовать в выборах, поскольку сложилась напряженная обстановка из-за сепаратистских настроений в этом регионе.

На парламентских выборах 1994 г. СВАПО укрепила свои позиции, завоевав 53 депутатских мандата, тогда как ДАТ и другие партии потеряли (по сравнению с 1989 г.) поддержку части своих избирателей и получили соответственно 15 и 4 места.

На парламентских выборах 1999 и 2004 гг. СВАПО получила большинство мест в Национальном собрании Намибии, завоевав 55 мандатов. Лидеры партии: Хафикипунья Лукас Похамба — президент Намибии, Нахас Гидеон Ангула — премьер-министр Намибии, Сэм Нуйома, Нгарикутуке Чирианге — генеральный секретарь партии, Тео-Бен Гурираб. В 2007 — 2008 гг. бывшие члены СВАПО и Конгресса демократов создали две новые партии — Союз за демократию и прогресс (СДП) и Партия всего народа (АПП). Намибийский демократический альянс Турнхалле (ДТА) (англ. Democratic Turnhalle Alliance of Namibia — DTA) основан в 1977 г. как Демократический альянс Турнхалле, нынешнее название носит с декабря 1991 г.

Партия создавалась в рамках «конференции Турнхалле» как многонациональная коалиция, состоящая из представителей европейских, цветных и африканских групп. Она выступала за принятие конституционного соглашения, которое учитывало бы равное представительство всех этнических групп, и получила подавляющее большинство (41 место из 50) на выборах в декабре 1978 г. в Национальную ассамблею. Из представителей ДАТ в дальнейшем был сформирован Министерский совет — орган самоуправления. Партия способствовала организации многосторонней конференции в 1983 г. На парламентских выборах 1994 г. партия получила 15 мест в парламенте, что стало наилучшим результатом партии за всю ее историю с 1991 г. Выборы 1999 г. были признаны руководством партии провальными, так как партия более чем вдвое сократила свое представительство в парламенте и получила 7 депутатских мандатов. В апреле 200 г. ДТА сформировала коалицию с Объединенным демократическим фронтом Намибии (ОДФ), в то время как переговоры с Конгрессом демократов (КД) по тому же вопросу провалились. Лидеры партии: Катуутире Каура — президент партии, Йохан де Ваал — председатель партии, Нико Смит — генеральный секретарь.

Объединенный демократический фронт (ОДФ) (англ. United Democratic Front — UDF) создан в 1989 г., статус партии получил в октябре 1993 г. В состав фронта также входят две небольшие левонастроенные группы: Коммунистическая партия Намибии и Революционная партия рабочих. На выборах 1999 и 2004 гг. партия завоевала соответственно 2 и 3 места в Национальном собрании, получив 2,9 и 3,5% голосов избирателей соответственно. Лидеры партии: Джастус Гароиб — президент партии, Эрик Бива — национальный председатель, Питерс Ханс — генеральный секретарь.

Конгресс демократов (КД) (англ. Congress of Democrats — CoD) основан в марте 1999 г. и состоит в основном из бывших членов СВАПО. В свою политическую программу партия включала положения о сокращения состава кабинета и вывод войск Намибии из Демократической Республики Конго. На выборах 1999 и 2004 гг. партия получила 9 и 7 депутатских мандатов соответственно, набрав 9,9 и 7,4% голосов избирателей соответственно. Партия стала официальной парламентской оппозицией СВАПО, вытеснив с этой позиции ДТА. Лидеры партии: Бен Уленга — председатель партии, Игнатиус Шиксвамени — генеральный секретарь.

В парламенте также представлены Республиканская партия и 2 движения: Демократическая организация национального единства и Инициативная группа «Монитор». Представительство политических партий в парламенте по итогам выборов в Национальное собрание 27-28 ноября 2009 г.

НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. В Намибии свободно действуют организации, в том числе и международные, по защите прав человека. В 2007 г. Национальное общество защиты прав человека передало в Международный уголовный суд досье на бывшего президента страны Сэма Нуйому о нарушениях прав человека во время войны за независимость. Несмотря на то что правительство угрожало ужесточить режим деятельности НПО, никаких действий предпринято не было. Конституционно закреплено право на создание профессиональных союзов (ст. 21). Несмотря на то что переговоры между предпринимателями и профсоюзами о заключении коллективного договора широко не распространены, кроме как в области горного дела и строительной промышленности, заключение неофициального коллективного договора становится все более распространенным. Рабочие, занятые в основных секторах государственной экономики, не имеют право на проведение забастовок. Условия труда продолжают оставаться на низком уровне.

В Намибии действуют 7 профсоюзных объединений, самыми крупными из которых являются Национальный союз рабочих Намибии, Совет церквей Намибии и Ассоциация журналистов Намибии. Национальный союз рабочих Намибии (НСРП) (англ. National Union of Namibian Workers — NUNW) создан в 1971 г. и объединяет 87 тыс. членов. Председателем союза избран Ристо Капенда, генеральным секретарем является Питер Нахоло. Ведущими организациями деловых кругов являются Национальная палата торговли и промышленности Намибии, а также Сельскохозяйственный союз Намибии.

Положение и роль СМИ. Конституция гарантирует свободу печати и слова в Намибии (ст. 21).

В рейтинге «Свобода прессы 2012» (Freedom House) Намибия была охарактеризована как свободная страна с частично свободной прессой, в 2008 г. Намибия заняла 67-е место с показателем 30, в 2007 г. — 66-е место (30 баллов, свободная). В 2006 г. — 69-е место (30 баллов, свободная); в 2005 г. — 66-е место (29 баллов, свободная); в 2004 г. — 75-е место (34 балла, частично свободная).

Конституция Намибии гарантирует свободу слова и свободу СМИ. Ко всему прочему, пресса Намибии признана самой свободной на Африканском континенте. Частные радиостанции и независимые газетные издания, выступающие с критикой власти, обычно осуществляют свою деятельность, не подвергаясь вмешательству со стороны властей, однако журналисты государственных СМИ могут подвергнуться как прямому, так и косвенному воздействию за публикацию сомнительных материалов. В Намибии действует по крайней мере 8 частных радиостанций и 1 телевизионная станция. Государственная вещательная корпорация Намибии регулярно критично высказывается о деятельности правительства страны. Власти не ограничивают доступ в Интернет, кроме того, некоторые издания имеют свои сайты в Интернете.

В Намибии издаются следующие газеты: правительственная газета «Нью Эра» (New Era), тираж 25 тыс. экз., выходит раз в неделю на английском языке; «Републикейн» (Die Republikein) — печатный орган партии «Демократический альянс Турнхалле Намибии», тираж 12 тыс. экз., выходит ежедневно на языках африкаанс, английском и немецком; «Виндхукобзорвер» (Windhoek Observer), еженедельная газета, тираж 10 тыс. экз.; ежедневная газета «Намибиан» (The Namibian), тираж 9 тыс. экз.; ежедневная газета «Альгемайне цайтунг» (Allgemeine Zeitung), тираж 5 тыс. экз., выходит на немецком языке; «Намибия тудей» (Namibia Today) — печатный орган СВАПО, выходит 2 раза в неделю на английском и языке африкаанс; «Намиб тайме» (Namib Times), выходит 2 раза в неделю в Уолфиш-Бей на английском, немецком, африкаанс и португальском языках; ежедневная газета «Виндхук эдветайзер» (Windhoek Advertiser), тираж которой составляет 4,5 тыс. экз.; также выходят «Намибиа экономист» (Namibia Economist), «Намибиа ньюс» (Namibia News), еженедельная газета Tempo, а также региональная газета «Каприви вижн» (Caprivi Vision).

Намибийское информационное агентство (НАМПА) (Namibia Press Agency (Nampa)) действует с 1987 г. Службы национального радиовещания, транслирующие передачи на 11 языках, и телевидения, транслирующая программы на английском языке, созданы в 1990 г. Действует Ассоциация журналистов Намибии.

Гендерное равенство/неравенство. Женское население Намибии получило право участвовать в выборах в 1989 г. Согласно результатам парламентских выборов 2004 г. (ноябрь), женщины получили 26,9% мест: в нижней палате — Национальном собрании — 21 из 78 (72 4- 6) мест, а в верхней — Национальном совете — 7 из 26 мест.

Несмотря на конституционные гарантии, женское население Намибии продолжает страдать от дискриминации из-за сложившихся традиционных практик. Насилие против женщин является повсеместным. В связи с данным обстоятельством Комитет ООН по правам человека в 2004 г. выступил с критикой бездействия властей Намибии, их неспособности провести судебные расследования и наказать виновных или выплатить жертвам компенсации. Женщины все более активно участвуют в политической жизни Намибии, однако они не в достаточной мере представлены в органах государственной власти.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика