Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Сомали стр. 3

Положение в мировой экономике и политике

Национальное хозяйство в контексте мировой экономики. В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 г., Сомали — страна с экономикой «низкого дохода» (low income). Также в классификации Всемирного банка Сомали имеет статус «бедной страны с тяжелым долговым бременем» (heavily indebted poor country) и определяется как страна-заемщик по линии Международной ассоциации развития, что не позволяет получать несвязанные кредиты от большинства международных финансовых учреждений.

Государственная экономика на территории Сомали отсутствует, что способствует развитию теневой (неформальной) экономики. Основа теневой экономики — сельское хозяйство (в основном скотоводство), также большую роль играет сектор финансовых трансферов и телекоммуникаций. В скотоводстве занято большинство кочевого и полукочевого населения страны. Основными статьями экспорта Сомали являются животные, шкуры, рыба, уголь и бананы, основными продуктами импорта являются сахар, сорго, зерно, кат, машины и оборудование. Существует множество предприятий пищевой промышленности, которые в основном занимаются переработкой пищевого сырья. Несмотря на потенциальные запасы нефти и газа (по данным ПРООН), их разведка и разработка не ведется в условиях гражданской войны.

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 г.): животные (32,47%); жемчуг, драгоценные металлы, камни и др. (16,8%); древесина и изделия из нее, древесный уголь (14,63%); необработанные шкуры и кожа животных (не включая мех) (8,33%); мясо и мясные субпродукты (6,44%); овощи и корнеплоды (3,99%); рыба и морепродукты (2,47%) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 г.): зерновые культуры (10,82%); сахар и кондитерские изделия (10,52%); овощи и корнеплоды (8,35%); животные и растительные жиры, масла, продукты их расщепления (7,79%); живые деревья, растения, луковицы, срезанные цветы и др. (6,7%); мука, солод, крахмал, пшеничная клейковина (5,49%); крупы, мучные и молочные продукты и др. (5,24%); табак и табачная продукция (4,15%); электрическое и электронное оборудование (3,51%); фармацевтическая продукция (2,22%); соли, сера, грунт, камень, гипс, известь и цемент (2,06%) и др.

Сомали является страной-реципиентом международной помощи. Размер помощи на 2010 г. составил 53,32 долл. США на душу населения, а внешний долг (по данным на 2010 г.) — более 2,94 млрд долл. США.

Сомали импортирует энергоносители. По данным на 2004 г., Сомали импортировало 4800 барр. нефти в день. Показатели по импорту газа и других носителей отсутствуют. Население Сомали составляет 0,137% от всего населения Земли. Сомалийский язык является официальным только в Сомали, на нем говорят еще как минимум в 7 странах (распространен также как неофициальный в Джибути, Эфиопии, Кении, Омане, Саудовской Аравии, ОАЭ, Йемен, а также в сомалийских диаспорах в Великобритании, Швеции, Италии). Общая численность говорящих на сомалийском языке — 12 653 480 чел.

Сомали участвует в ряде международных организаций (подробнее — в разделе «Участие в международных организациях и режимах») ООН. Не имеет статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН. Не является членом Парижского клуба кредиторов. В 1990 г. численность вооруженных сил Сомали составляла 47 тыс. чел. В настоящее время данных по вооруженным силам Сомали нет. Вооруженные силы представлены только вооруженными формированиями этнических кланов и временного правительства (при военной поддержке Эфиопии). Точных данных о военных расходах Сомали нет. Мобилизационные ресурсы составили 1,9 млн чел., в том числе годных к военной службе 1 млн. Сомали не располагает авиационными системами. В результате непрекращающейся гражданской войны регулярные ВС отсутствуют.

Проблема пиратства в районе Аденского залива является серьезным вызовом безопасности международных морских путей. В настоящее время помимо сил ЕС и НАТО в Аденском заливе присутствуют военные корабли отдельных стран, ведется патрулирование. В январе 2011 г. 49 из 52 кораблей, проходивших курсами через Сомали, были задержаны пиратами.

Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнеры, отношения с Россией. До начала гражданской войны в 1991 г. Сомали состояла в различных международных организациях — прежде всего в ООН и ее агентствах, Группе 77, ИГАД, Африканском союзе, Интерполе, Международном парламентском союзе, Африканском банке развития, Арабском фонде экономического и социального развития (до 1993 г.), Арабском валютном фонде, Совете арабского экономического единства, Международной ассоциации развития, Международной ассоциации миграции, Ассоциации телекоммуникаций и спутниковой связи, Международном телевещательном союзе, Лиге арабских государств, Движении неприсоединения, Организации Исламская конференция. В ходе 1990-х гг. членство Сомали в большинстве этих организаций было сведено на нет или прекращено, так как возник вопрос легитимности правительства страны. Сомали не является членом ВТО.

Взаимоотношения Сомали с соседними государствами напряженные. В период правления Саида Барре Сомали предъявляла территориальные претензии ко всем своим соседям. Отношения с Эфиопией носят традиционно напряженный характер (прецеденты имели место военных действий между Эфиопией и Сомали в 1977 и 2007 гг.).

Отношения с Джибути на настоящий момент остаются нейтральными, хотя Джибути неоднократно заявляла протесты против массированных потоков беженцев на ее территорию со стороны пограничных районов Сомали. Джибути предоставила место для проведения конференции по примирению в Сомали в городе Арте в 2000 г.

Отношения с Кенией достаточно сложные. С 1991 г. по настоящее время на пограничных сомалийско-кенийских территориях продолжают находиться беженцы со стороны Сомали. Кения также неоднократно обвиняла Сомали в провоцировании беспорядков и дестабилизации ситуации на границе. В 2009 — 2010 гг. на границе с Кенией и в приграничных районах велись массовые вооруженные противостояния. В 2011 г. Кения официально закрыла границу с Сомали. В сентябре 2011 г. Кения ввела войска на территорию Сомали.

По данным на 2007 г., 1,1 млн чел. стали беженцами / вынужденными переселенцами в результате межклановых столкновений и вооруженных действий между временным правительством и Союзом исламских судов.

Отношения с Россией на настоящем этапе оцениваются как дружественно-нейтральные. До 1991 г. между Сомали и СССР существовали тесные связи, многие сомалийские студенты обучались в вузах СССР, неоднократно на территорию Сомали направлялись военные инструкторы для обучения состава вооруженных сил, Сомали предоставлялась экономическая помощь. После начала гражданской войны в Сомали российские представительства были эвакуированы с территории страны. Россия последовательно выступает за достижение национального примирения в Сомали. В 2000 и 2002 гг. РФ поддержала усилия по примирению в Сомали — в частности, МИД РФ приветствовал проведение конференции в Арте в 2000 г. и в Элдорете и Найроби в 2004 г. В 2006 г. были проведены встречи министра иностранных дел РФ С. Лаврова с министром иностранных дел Сомали Исмаилом Мохаммедом Хурре, в 2008 г. правительство РФ предоставило гуманитарную помощь Сомали в размере 1 млн долл. США (стоимость продуктов питания). В 2009 г. российский корабль «Фаина» была захвачен пиратами и долгое время удерживался в плену. 28 сентября 2009 г. в Нью-Йорке в ходе работы 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова с президентом Сомалийской Республики Шейхом Шерифом Ахмедом. Шейх Шериф Ахмед особо подчеркнул заинтересованность Сомали в налаживании тесных отношений с Российской Федерацией. Российская Федерация выступает за продолжение мирного процесса на основе достигнутых в 2008 г. на переговорах в Джибути соглашений по национальному примирению, осуждает любые попытки сорвать наметившиеся в Сомали позитивные изменения.

В связи с засухой и голодом в регионе в феврале 2010 г. Россия продолжила поставки гуманитарной помощи Сомали.

Вызовы и угрозы безопасности

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. Ключевая смена власти в Сомали произошла в 1969 г. — к власти военным путем пришел Сиад Барре, который фактически был главой страны до 1991 г. После падения его режима в 1991 г. в стране началась гражданская война, которая ведется до сих пор. Фактически свержение режима Барре в 1991 г. привело к потере государственности в Сомали — до сих пор отсутствует действенная центральная власть, существуют самопровозглашенные образования на территории Сомали. В 2006 г. Союз исламских судов осу¬ществил попытку вооруженного захвата власти, однако временное (Переходное) правительство при поддержке Эфиопии оказало сопротивление. В настоящее время ситуация на территории Сомали продолжает оставаться напряженной в военном плане.

На территории Сомали действуют более 100 этнополитических кланов, каждый из которых имеет свое военизированное подразделение. Кроме того, одним из наиболее воинственных движений является Союз исламских судов, который с 2006 г. осуществляет попытки захвата власти. Ни одно из движений не является легальным. По рейтингу Гейдельбергского института изучения международных конфликтов, конфликту на территории Сомали присвоена 5-я степень интенсивности — «война».

Легальных сепаратистских движений на территории Сомали нет, так как нет официального правительства, которое могло бы признавать движения как легальные. Основной территориальный спор существует между Сомали и Эфиопией в отношении региона Огаден. Данная территория фактически является спорной с колониального периода, когда Эфиопия получила временные права на управление Огаденом (и де-факто аннексировала этот район). В 1977 г. войска Эфиопии оккупировали Огаден. В настоящее время территориальная принадлежность Огадена также оспаривается Эфиопией.

Также существует напряженность между Сомали и Кенией в связи с тем, что на приграничных сомалийско-кенийских районах находятся беженцы, а также проживают группы сомалийцев. В сентябре 2011 г. в связи с вооруженными действиями как на границе, так и на территории Кении правительство Кении приняло решение о вводе контингента войск на территорию Сомали. С момента начала гражданской войны в Сомали в 1991 г. страна постоянно сталкивается с угрозой терроризма. Акты террора осуществляются вооруженными формированиями этнополитических кланов (более 100), а также различными радикалистскими движениями. В 2006 — 2008 гг. ответственность за ряд террористических актов взяла на себя организация Молодежное движение Муджахидаин. Объектами нападения являются члены временного (Переходного) правительства, а также иностранные журналисты. В 2006 — 2011 гг. на территории Сомали произошли многочисленные террористические акты, ответственность за которые берут на себя кланово-этнические группировки и исламистские организации. Сомали сталкивается с угрозой коррупции.

Фактически Сомали является самой коррумпированной страной в мире, коррупции подвержены все секторы экономики и жизни населения. Сомали не сталкивается с угрозой сокращения численности населения. На настоящий момент численность населения в Сомали составляет 9 100 000 чел., по прогнозам на 2015 г., население должно составить 14 900 000 чел. Ежегодный прирост населения составляет 2,9%.

Сомали сталкивается с проблемой миграции. По данным на 2008 г., 1,1 млн чел. стали беженцами / вынужденными переселенцами в результате продолжающейся гражданской войны в Сомали. В ситуации отсутствия централизованного правительства миграционные потоки практически не сдерживаются и не контролируются. В 2009 — 2011 гг. по разным источникам, более 1,5 млн чел. стали беженцами: потоки миграции направлялись в Кению, Эфиопию, Джибути. Данных ООН об оценке состояния миграции с точки зрения Переходного правительства Сомали нет.

Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. Сомали сталкивается с угрозой стихийных бедствий — на территории Сомали наиболее вероятны засухи, наводнения и длительные периоды действия засушливых ветров равнинных территорий. В 2002 г. Сомали присоединилась к Конвенции по борьбе с засухой. В июле 2011 г. страна оказалась в зоне засухи, которую оценивают как самую жестокую за последние 60 лет. ООН официально объявило о проблеме голода в Сомали.

Экономические угрозы. Сомали сталкивается с угрозой несбалансированного экспорта. Более 65% экспорта страны составляют товары агропромышленности. Данных о действительном сальдо торгового баланса за период 1999 — 2011 нет. По данным на 1999 г., отрицательное сальдо торгового баланса Сомали составляло -28% от ВВП. Сомали зависит от импорта энергоносителей. По данным на 2004 г., импорт нефти составлял 4800 барр. в день.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика