Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Танзании стр. 2

Особенности законодательной власти. Законодательная власть в Танзании принадлежит совместно однопалатному парламенту (Национальному собранию; суахили Випде) и президенту Танзании. В Национальное собрание могут быть избраны граждане не моложе 21 года, умеющие читать и писать на суахили или английском языке, не состоявшие прежде под судом и следствием и являющиеся членом какой-либо политической партии (ст. 67). Национальное собрание Танзании избирается от имени населения Танзании. Выборы в парламент проходят с использованием системы пропорционального представительства, т.е. партия получает число мест в парламенте пропорционально проценту полученных голосов избирателей. Существуют специальные квоты для женщин (не менее 15% от общего числа мест в парламенте). Кроме того, 10 депутатов назначаются президентом страны, 5 членов направляются из Палаты представителей Занзибара и 2 места предназначено для генерального прокурора Танзании и спикера парламента. Парламент, избранный в 2005 г., состоит из 324 депутатов, 232 из которых избирались прямым голосованием в одномандатных округах. Женщины получили в этом парламенте 30% мест.

Законодательная власть осуществляется путем принятия законопроектов, направляемых затем на одобрение президенту. Для принятия законопроектов требуется, как правило, простое большинство голосов членов Национального собрания. Но законопроекты об изменении конституции и некоторых конституционных законов могут быть приняты только 2/3 голосов. Президент может вернуть законопроект в Национальное собрание для вторичного рассмотрения. Если возвращенный законопроект будет вновь принят 2/3 голосов, то президент должен одобрить его или распустить парламент. Президент имеет право распускать Национальное собрание только в случаях, предусмотренных конституцией (ст. 90), например в случае отказа НС утвердить бюджет, предложенный правительством. Для рассмотрения законопроектов и других вопросов Национальное собрание учреждает ряд постоянных комитетов.

Национальное собрание следит за исполнением функций правительства страны и дает ему рекомендации. Парламент может вынести на рассмотрение любого из министров вопрос, касающийся государственной политики и находящийся в ведении данного министра; обсудить действия каждого из министерств во время проведения ежегодной сессии по принятию бюджета Танзании; обсудить и принять некий кратко- или долгосрочный план действий и ввести закон, регулирующий реализацию этого плана; принять закон в той сфере, где процесс реализации зависит от законодательной базы; обсудить и ратифицировать договоры и соглашения, в которых участвует правительство Танзании.

Спикер Национального собрания является главой Национального собрания и представляет его в органах государственной власти. Кворум, необходимый для заседания Национального собрания, составляет половину членов парламента. Решение принимается большинством голосов членов парламента. Голос спикера парламента учитывается при равенстве проголосовавших по тому или иному вопросу.

Законодательная власть на Занзибаре принадлежит однопалатному парламенту — Палате представителей (в составе 50 чел.), избираемой прямым голосованием. Часть его членов избирается путем всеобщих и прямых выборов, часть входит по должности, часть назначается президентом. Срок полномочий Палаты представителей — 5 лет, но он может быть досрочно распущен президентом. Закон, принятый Национальным собранием Танзании, не относится к Республике Занзибар, если в самом законе не указано, что данный закон обязателен для исполнения как на материковой части Танзании, так и на Занзибаре или если данный закон заменяет, вносит поправки или отменяет уже действующий на Занзибаре закон. Парламенты ОРТ и Занзибара избираются сроком на 5 лет.

Особенности судебной власти. После завоевания независимости в 1961 г. судебная система Танганьики была реорганизована. Было ликвидировано деление судопроизводства на английское и местное, создана единая система судов, применяющая при рассмотрении дел общее для всех граждан законодательство. Основополагающим актом, содержащим нормы судебной системы, является конституция Танзании 1977 г.

Судебная система ОРТ включает: Апелляционный суд ОРТ, Высокий суд ОРТ, районные суды магистратов и первичные суды (материковая часть ОРТ). На островной части ОРТ действуют Апелляционный суд (общий для обеих частей страны), Высокий суд (отдельный для Занзибара), районные суды и суды кади (Занзибар).

Апелляционный суд — высшая судебная инстанция ОРТ. Он заслушивает и рассматривает обращения по жалобам на решения Высокого суда и нижестоящих судебных инстанций. В своей первой инстанции этот суд рассматривает вопросы о действительности членства в Национальном собрании и толкования конституции, а также дела о государственной измене и преступлениях против национальной безопасности. В Апелляционный суд входит главный судья и 5 судей, назначаемых президентом пожизненно. Решения принимаются большинством голосов при кворуме в 3 судьи.

Высокий суд состоит из председательствующего судьи и не менее чем 15 других судей, назначаемых президентом пожизненно после согласования с Комиссией по судебной службе. Помимо своей основной функции — рассмотрения апелляционных жалоб на решение любого суда или судей в ОРТ, — Высокий суд ОРТ является одновременно органом конституционного надзора. Любое лицо вправе внести протест на судебное решение, противоречащее конституции Танзании. Решение ВС по такому вопросу является окон- нательным и не подлежащим обжалованию. ВС обладает также исключительной юрисдикцией в отношении дел, касающихся законности избрания или назначения членов Национального собрания.

Районные суды — основное звено судебной системы ОРТ, это суды первой инстанции по основным категориям уголовных и гражданских дел. В порядке апелляции они рассматривают жалобы на решения первичных судов. Судьи районных судов назначаются президентом после консультаций с главным судьей ОРТ.

Первичные суды — низшая судебная инстанция. Они рассматривают уголовные, административные и все гражданские дела, наказание за преступления в которых не превышает 1 года лишения свободы. В первичных судах наряду с общим правом может также применяться мусульманское право. Судьи первичных судов назначаются министром юстиции по рекомендации районных и областных судебных управлений.

Конституцией 1977 г. был учрежден Специальный конституционный суд (СКС) ОРТ. Его единственная функция — заслушивать и давать заключение по вопросу, касающемуся толкованию данной конституции там, где это толкование или применение является предметом спора между правительством ОРТ и Революционным правительством Занзибара (ст. 126). Решения, принятые СКС, окончательны и обжалованию не подлежат. СКС состоит из членов, половина из которых назначается правительством ОРТ, а другая половина — Революционным правительством Занзибара. Решение может считаться принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 судей от материковой части ОРТ и не менее 2/3 от островной части.

Постоянная комиссия по расследованию (существующая самостоятельно) призвана расследовать, по указанию президента, нарушения, допущенные высшими должностными лицами государства (членами правительства ОРТ или Революционного правительства Занзибара; лидеров политических партий; общественных деятелей и т.п.). Комиссия состоит из председателя и не более 4 членов, назначаемых президентом. В соответствии с законом «О Комиссии по правам человека и справедливому правлению», вступившему в силу 9 мая 2001 г., Постоянная комиссия по расследованию была заменена Комиссией по правам человека и справедливому правлению. Председатель Комиссии и ее члены назначаются президентом. Комиссия создана для обеспечения и защиты прав и свобод человека. В случае их нарушения пострадавшее лицо может обратиться в Комиссию или любое ее региональное отделение с ходатайством о расследовании данного посягательства, независимо от того, было ли оно совершено частным лицом или представителем власти. Если факт правонарушения подтверждается, Комиссия в рамках предоставленных ей полномочий может предпринять целый ряд превентивных и правовосстанавливающих действий. В задачи Комиссии входит также пропаганда прав и свобод личности среди населения и возможных мер по пресечению правонарушений граждан.

Секретариат по этике для государственных и общественных руководителей расследует поведение любого деятеля, нарушающего разработанные парламентом нормы поведения для этой категории деятелей. Эти нормы включают среди прочего периодическое декларирование своих доходов; честное и справедливое, прозрачное осуществление своих обязанностей и т.д. Парламент может потребовать увольнения или замены лица, нарушающего эти правила, независимо от того, выборную должность занимает это лицо или назначаемую.

Территориально-государственное устройство. Объединенная Республика Танзания создана в 1964 г. как федерация двух государств — Народной Республики Занзибара и Республики Танганьики. Административно-территориальное устройство и местное управление за годы независимости претерпели кардинальные изменения. Старые территориальные единицы, создававшиеся по племенному принципу, были ликвидированы, так же как и старые округа и провинции. В административно-территориальном отношении ОРТ поделена на 26 областей, 4 из которых находятся на островной части, остальные — на материковой. Во главе области стоит комиссар, назначаемый президентом. Области делятся на районы, в составе которых — города и деревни.

Парламент или Палата представителей в соответствии с принимаемыми законами учреждает органы местного управления, определяет их структуру и состав, источники дохода и процедуру деятельности (ст. 143). Целью местного управления (по конституции) является передача полномочий людям. Местные органы власти должны иметь право и возможность участвовать сами и вовлекать население в планирование и осуществление программ развития в своих регионах и в целом по стране. Местные власти осуществляют: функцию управления на данной территории; обеспечивают действие законов и безопасность населения; способствуют развитию демократии в целях ускорения развития. Местное управление в материковой части ОРТ сочетает принципы назначаемости и выборности входящих в нее органов. В сельской местности низовыми органами местного управления являются деревенское собрание (все жители деревни, достигшие 18 лет) и деревенский совет, который избирается деревенским собранием. Основная функция деревенского совета — руководство экономическим и социальным развитием деревни. В городах аналогичными органами является собрание и совет городского квартала. Следующим звеном является округ, затем район. Каждое звено имеет свой совет и комитет развития. Советы создают законодательную базу для действия комитетов. В 1996 — 2000 гг. была проведена реформа местного управления, стратегией в которой послужила децентрализация власти. Местным органам управления была предоставлена большая свобода действий. Главная цель реформы — улучшить предоставление услуг населению.

На Занзибаре органами местного управления являются деревенские, квартальные (в городах), районные, окружные и областные революционные комитеты. В состав окружных и областных революционных комитетов входят также представители от государственных предприятий и департаментов и члены Палаты представителей.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика