Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Танзании стр. 3

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Танзания развивалась в тесном контакте со странами, под управлением которых она долгое время находилась, перенимая у них некоторые принципы политического устройства. В частности, в период нахождения под властью Германии и Великобритании Танзания заимствовала у них соответственно традиции федерализма и местного самоуправления, а также элементы правовой системы из английского общего права.

Ощущалось и немалое влияние СССР, давшего Танзании идеологию социализма, на которой до середины 1980-х гг. строилась жизнь в стране. Танзания являлась социалистическим государством, несмотря на влияние западных либеральных ценностей.

Таким образом, можно заключить, что политические институты возникли в Танзании в результате внешнего влияния. Внутренние конфликты и расколы. Conflict Barometer с 2002 по 2007 г. регулярно фиксирует в ОРТ наличие конфликта сецессионистского содержания на Занзибаре, между правительством и правящей партией ЧЧМ с одной стороны и оппозиционной партией Объединенный гражданский фронт (КУФ) с другой. Корни конфликта уходят в историю островов.

Население островов Занзибар и Пемба, присоединившихся к материковой части Танзании в 1964 г., представлено лицами арабского, африканского, а также смешанного происхождения. До получения полной независимости в 1963 г. острова на протяжении веков находились под властью султана Омана. До обретения островом независимости арабы занимали главенствующее положение в политике и торговле, хотя они составляли 20% населения Занзибара и лишь 2% всего населения Танзании. На материковой части Танзании этнические меньшинства представлены в большей степени мусульманами, нежели арабами. Хотя и существуют религиозные различия между арабами и населением с материковой части, которые в основном являются христианами, все они говорят на суахили.

На островах нередки конфликты между арабами и африканцами. В центре столкновений лежат не этнические особенности арабов и африканцев, а их откровенно сепаратистские взгляды. Конфликт существует между теми, кто желает отделиться от материковой части страны, и теми, кто против этого. Большинство арабов стремится к независимости, в то время как эта идея малопопулярна среди африканского населения островов. В результате на сегодняшний день в вопросе отношения к сепаратизму население Занзибара сильно фрагментировано.

Конфликт этот идет с 1993 г. то обостряясь (в период выборов), то затихая, с интенсивностью, оцениваемой экспертами от 1 до 3 баллов. В начале 1993 г. правительство Занзибара в одностороннем порядке присоединилось к Организации Исламская конференция (ОИК). В феврале 1993 г. парламентская комиссия признала членство Занзибара в ОИК неконституционным, так как этот акт вошел в противоречие как со статьями Союзного договора 1964 г., так и с конституцией ОРТ 1977 г., и в августе 1993 г. Занзибар вышел из ОИК, но отношениям между островной и материковой частью страны был нанесен значительный ущерб. Обострение ситуации было после первых многопартийных выборов 1995 г. Началось политическое противостояние, которое было урегулировано лишь в июне 1999 г., когда КУФ и правящая Революционная партия подписали соглашение о прекращении политического противостояния. Соглашение предусматривало предоставление большей автономии острову, а оппозиционным силам — властных полномочий в правительстве. В свою очередь КУФ признавал правительство во главе с Революционной партией и возвращался в парламент. Таким образом, предусматривалось то, что Занзибар получит большую автономию в обмен на признание и сотрудничество с правительством во главе с Революционной партией. После выборов 2000 г., результаты которых на Занзибаре КУФ опять отказался признать, обстановка вновь обострилась, по острову прокатилась волна народных волнений, прошли демонстрации оппозиции, требующей новых выборов. Более 40 чел. было убито, 100 ранено и 400 арестовано в столкновениях между полицией и демонстрантами. Число политических беженцев с Занзибара в Кению, по разным оценкам, составляло от 1 до 2 тыс. чел. К середине 2002 г. большая часть их вернулась на родину после обещаний правительства не применять репрессивных мер. В июне 2001 г. ЧЧМ и КУФ провели серию переговоров, в результате которых в октябре 2001 г. между ними было подписано второе соглашение, в соответствии с которым были внесены поправки в избирательное законодательство и конституцию Занзибара. На Занзибаре была создана независимая избира¬тельная комиссия, ее структура была изменена, в нее теперь включались представители оппозиционных партий. Было также предусмотрено создание постоянных списков избирателей, изъятие пункта с требованием постоянного проживания не менее 3 лет. Дополнительно к соглашению союзное правительство разрешило Занзибару иметь собственный гимн и флаг, который был поднят 9 января 2005 г. Остаются проблемы экономических свобод Занзибара, которые в данное время ограниченны. Например, правительству Занзибара запрещено собирать налоги с посещающих острова туристов, поскольку это отнесено к компетенции союзных властей. Остро стоит вопрос о размере помощи. Сейчас Занзибару выделяется 4,5% от общей помощи ОРТ. Разработка природных богатств острова также относится к компетенции Центра.

Существует вероятность возникновения в будущем вооруженных и иного рода протестов. В Танзании существует социальное неравенство. Индекс Джини составляет 34,8. Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. В преамбуле конституции 1977 г. говорится, что «Конституция принята Учредительным собранием Объединенной Республики Танзания от имени ее народа с целью... обеспечения того, что власть в стране будет осуществляться правительством, придерживающимся принципов демократии и социализма». Модель социализма, принятая в Танзании после обретения независимости, основывалась на двух основных принципах — опоре на собственные силы и уравнительном распределении общественных богатств.

На основе официальных документов (конституция, программы партий) и мероприятий правительства можно сделать вывод о том, что основной составляющей национальной идеи Танзании в настоящее время является националистический компонент: обеспечить единство Танзании, ликвидировать раскол страны и добиться ее экономической самостоятельности, сохранить ее территориальную целостность. Со второй половине 1990-х гг. активнее развивается демократическая составляющая: равное представительство всех социальных групп, повышение уровня представления прав ранее дискриминируемым группам, в частности женщинам.

Внутриполитическая ситуация в стране относительно стабильна. Вместе с тем с начала 1990-х гг. заметна некоторая активизация исламского фундаментализма, имелись случаи беспорядков на религиозной почве. Осложнились взаимоотношения материковой и островной частей страны. Усилились автономистские и сепаратистские настроения на Занзибаре. Религия и государство, роль религии в политике. На материковой части Танзании около 35% населения исповедует местные традиционные верования, 35% — мусульмане, 30% — христиане, на Занзибаре почти 99% населения исповедуют ислам. Конституция страны провозглашает свободу вероисповедания, а правительство на практике обеспечивает положение конституции. В Танзании, в частности, равное (по 4) количество праздничных дней для христиан и мусульман.

Местные традиционные верования и культы все еще занимают важное место в жизни танзанийцев, хотя официальное число их приверженцев как бы сокращается с ростом числа христиан и мусульман. Самыми распространенными среди народов Танзании являются культы сил природы и предков.

Ислам впервые появился на территории современной Танзании в период позднего Средневековья, когда арабские купцы начали проникновение на Занзибар и восточноафриканское побережье. Ислам распространялся по прибрежным районам через торговую деятельность и длительное время оставался феноменом городской жизни. В период политического доминирования оманцев в прибрежной области начинается более интенсивное проникновение ислама в континентальную часть страны. Торговые контакты с народами континентальной части, особенно с ньямвези, привели к тому, что Табора и Унджиджи (на оз. Танганьика) стали важными центрами торговли рабами и слоновой кости и распространения ислама. Многие вожди приняли ислам и сотрудничали с мусульманами побережья. Более мощная экспансия ислама во внутренние районы Танганьики началась с приходом германской колониальной эры. После захвата прибрежных районов германцы использовали суахили в качестве помощников местной администрации в дальнейшем продвижении в глубь страны. Германские колонизаторы создали систему правительственных школ на побережье, где преподавание велось на суахили. С помощью этих местных кадров и солдат-мусульман распространение ислама на территориях, подконтрольных Германии, шло гораздо быстрее, чем на землях, оккупированных англичанами. После Первой мировой войны, когда контроль над Танганьикой перешел к Британии, распространение ислама несколько замедлилось. Система косвенного управления, поощрявшая местных вождей в большей степени, чем мусульман побережья, усиливающаяся миссионерская деятельность, открытие школ — все это способствовало распространению христианства. Мусульмане постепенно вытеснялись из администрации и с политической сцены. Однако в период после Второй мировой войны и подъема антиколониального движения роль ислама опять возрастает. В современной Танзании большинство мусульман проживает на островах Занзибар и Пемба, а также в городах Дар-эс-Салам, Кигома, Табора, Танга, Кондоя, Сингида. Значительное количество мусульманского населения проживает также в городах, расположенных по реке Рувума. На материковой части страны делами мусульман управляет Национальный совет мусульман Танзании (БАКВАТА), созданный в 1969 г., который выбирает муфтия. На островной части с 1991 г. действует Высший мусульманский совет. Среди танзанийских мусульман преобладает суннитское направление ислама Шиизма придерживается часть суахили и индо-пакистанского населения.

Христианство начало распространяться на территории современной Танзании с начала XVI в. С приходом независимости большинство христианских организаций действуют под эгидой Христианского совета Танзании, который был образован в 1934 г. Население, исповедующее христианство, преобладает в областях: Килиманджаро (70%), Морогоро (50%), Мбея и Иринга (более 45%), Додома и Сингида (25%), в областях, примыкающих к озеру Виктория (25%). Христианство в Танзании представлено несколькими направлениями. Одно из самых значимых — Римско-католическая церковь, которая насчитывает свыше 10 млн прихожан (25,8% всего населения, 2001 г.).

Особенностью деятельности католической церкви в Танзании является ее стремление приблизиться к местной культуре. Богослужебные книги и песнопения переведены на язык суахили. При богослужении разрешено использование традиционных музыкальных инструментов. В организационном отношении католическая церковь Танзании делится на пять архиепископств (Аруша, Дар-эс-Салам, Мванза, Сонгеа, Табора), 24 епархии, большинство из которых территориально совпадает с областями, и апостолическую префектуру. Возглавляет церковь кардинал П. Пенго. Римско-католическая церковь Танзании располагает культовыми сооружениями, число которых превышает 1,6 тыс. Духовенство насчитывает свыше 1,5 тыс. священнослужителей, большая часть из которых африканцы. Их готовят в 23 местных семинариях, самые крупные из которых находятся в гг. Морогоро, Перамихо, Кипалала, а первая из них была открыта в г. Букоба в 1904 г. В стране действуют 34 мужские конгрегации и 18 женских, насчитывающих около 6 тыс. монахов и монахинь. В 1991 г. в ведении католической церкви было 413 детских садов, 82 средние школы, 73 технических и профессиональных училища, 48 центров кустарных промыслов для девочек, два педагогических колледжа и 6 школ для детей-инвалидов. В области медицины — 36 больниц и 223 медицинских центра и аптеки. Католики Танзании с 1980 г. объединены в Танзанийскую епископальную конференцию (ТЕК). Они имеют также молодежные и женские объединения: Организация женщин-католичек, Молодые христиане-рабочие Танзании, Организация студентов-католиков Танзании.

Протестантская церковь Танзании представлена несколькими направлениями. Самое мощное из них — Евангелическая лютеранская церковь Танзании (ЕЛЦТ), которая насчитывает, по разным оценкам, от 1,5 до 2,5 млн прихожан (одна из самых больших лютеранских церквей в мире). Организационно она подразделяется на 20 епархий во главе с епископами. Для подготовки местного духовенства существует сеть богословских учебных заведений, самое крупное из которых не только в ОРТ, но и во всей Африке — университетский колледж Макумира (расположенный в предгорьях Килиманджаро), который является составной частью университета Тумаини. В нем обучаются не только танзанийцы и граждане соседних стран, но также студенты из Азии. ЕЛЦТ имеет в своем ведении сеть больниц (21) и аптек. Играет заметную роль в борьбе со СПИДом, центром этой деятельности стал лютеранский госпиталь Хайдом. Среднее образование — еще один приоритет ЕЛЦТ. В ее ведении 50 средних школ, 20 технических школ, а также два педагогических колледжа. Лучшее учебное заведение этой сети — Junior Seminary в Морогоро.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика