Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Центральноафриканская республика стр. 2

Нынешний состав НС избран в 2005 г. со сроком полномочий на 5 лет. Спикер — Аеруа Гаомбале. Особенности судебной власти. В конституции ЦАР проводится разграничение между Конституционным и Верховным судом (их полномочиям отведены специальные разделы конституции) и собственно судебной властью, в которую входят Кассационный суд, Государственный совет, Счетная палата, Суд по спорам о подсудности дел и суды ЦАР.

Конституционный суд состоит из 9 членов, среди которых должно бьггь не менее 3 женщин. Члены Конституционного суда избираются на семилетний срок без возможности продления своих полномочий. Все кандидаты на должность судей Конституционного суда должны обладать опытом работы в сфере права не менее 10 лет. В Конституционный суд входят: 2 представителя магистратов, избираемые своими коллегами, 1 адвокат, избираемый своими коллегами, 2 специалиста в области права, избираемые своими коллегами, 2 члена, назначаемые президентом республики, а также 2 члена, назначаемые председателем Национального собрания.

Из своего состава члены Конституционного суда избирают председателя и его заместителя. В обязанности Конституционного суда входит надзор за ходом избирательного процесса, подсчет и оглашение результатов выборов, а также за проведением референдумов и оглашение их результатов. Кроме того, Суд разрешает конфликтные ситуации, возникающие между законодательной властью, исполнительной властью и органами местного самоуправления в ходе законодательного процесса. Конституционный суд также рассматривает запросы о соответствии конституции обыкновенных и органических законов — как принятых, так и находящихся в стадии принятия, — а также внутреннего регламента Национального собрания.

Решения Конституционного суда не подлежат обжалованию и обязательны для исполнения «государственной властью, административными и судебными властями, равно как и всеми физическими и юридическими лицами» (ст. 77).

Судебной власти посвящен разд. VII конституции. Судебная власть является независимой и осуществляется «от имени центральноафриканского народа». Кассационный суд состоит из трех палат (палата по уголовным делам, палата по гражданским и торговым делам, палата по трудовым делам и вопросам социального законодательства). Кассационный суд дает свою оценку по юридическим вопросам, которые выносятся на его рассмотрение президентом республики либо председателем Национального собрания. Также Кассационный суд может по собственной инициативе давать рекомендации по реформе законодательства страны.

Государственный совет является апелляционной судебной инстанцией по решениям административных судов. Государственный совет дает свою оценку по любым административным вопросам, которые вносятся на его рассмотрение президентом страны либо председателем Национального собрания. Также Государственный совет может вносить предложения по вопросам своей компетенции.

Счетная палата является компетентным судебным органом по надзору за государственными счетами, счетами органов местного самоуправления и государственных предприятий. Решения Счетной палаты могут быть пересмотрены Государственным советом.

Суд по спорам о подсудности дел (Un Tribunal des Conflits) является непостоянным судебным органом. Данная инстанция занимается разрешением споров, возникающих между органами судебной и исполнительной властей.

Порядок деятельности и способы формирования Кассационного суда, Государственного совета, Счетной палаты и Суда по спорам о подсудности дел определяются органическими законами. Верховный суд (La Haute Соиг de Justice) является органом по рассмотрению дел о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами. Он действует на непостоянной основе и состоит из 6 магистратов и 6 депутатов Национального собрания, избираемых своими коллегами на тайном голосовании. Верховный суд рассматривает дела государственных должностных лиц, обвиняемых в совершении государственной измены. Актом государственной измены, по конституции, является нарушение присяги, убийство по политическим мотивам, а также любые действия, которые идут вразрез с высшими интересами нации.

Президент республики может быть привлечен к ответственности за государственную измену только решением Национального собрания, за которое проголосовало не менее 2/3 депутатов. В стране также действуют традиционные суды, где правосудие осуществляют деревенские вожди, опирающиеся на нормы традиционного права. Кроме того, судебный аппарат, за исключением столицы, не полностью укомплектован.

Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и пр.). Центральноафриканская Республика — унитарное государство. Она разделена на 7 регионов, в том числе: столичный регион (autonomous commune) Банги; префектуры Омбела-Мпоко (административный центр — г. Бимбо), Лобайе (г. Мбаики); префектура Санга-Мбаре (г. Нола), префектуры Мамбере-Кадеи (г. Берберати), Нана-Мамбере (г. Буар); префектуры Уам-Пенде (г. Бозум), Уам (г. Боссанагоа); префектура Нана-Гребизи (г. Кага-Бандоро), префектуры Кемо (г. Сибю), Баминги-Бангоран (г. Нделе); префектуры Уака (г. Бамбари), Верхний Котто (г. Бриа), Вакага (г. Бирао); префектуры Нижний Котто (г. Мобайе), Мбому (г. Бангассу), Верхний Мбому (г. Обо).

Регионы состоят из 16 префектур (prefectures), которые подразделяются на 71 супрефектуру (sous-prefectures), последняя из которых — Мваен С идо (Moyerme Sido) — была создана в марте 2007 г.

Супрефектуры включают в себя 175 территориальных объединений (collectivit s territoriales) трех видов: городские коммуны полной компетенции (Communes urbaines de plein exercice), разделенные на кварталы (quartiers); городские коммуны ограниченной компетенции (Communes urbaines de moyen exercice), разделенные на кварталы (quartiers); деревенские общины (Communes rurales), разделенные на деревни (villages).

Всего в стране 8800 деревень и городских кварталов. Местное управление и самоуправление. Ст. 102 конституции предусматривает осуществление местного самоуправления избираемыми органами. Порядок деятельности органов местного самоуправления определяется законодательством.

Местное самоуправление осуществляется только на уровне деревень, кварталов и территориальных объединений. Таким образом, избираются главы кварталов (Chef de quartier), вожди деревень (Chef de Village), мэры городов (Mayor), председатели деревенских общин (President du Commune).

Во главе префектур стоят префекты, которых назначает президент и которые являются председателями Генеральных советов (Conseil General). Аналогично на ступень управления ниже, председатели Советов супрефектур, супрефекты (Sous-prefet), также назначаются указом сверху.

К 2015 г. правительство намерено провести реформу местного управления, направленную на децентрализацию ныне существующей системы.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Особенностью политического процесса Центральноафриканской Республики после обретения независимости стало весьма активное вмешательство иностранных государств во внутренние дела страны. Наиболее существенное влияние ЦАР испытывала со стороны бывшей метрополии — Франции, что заметно как в дизайне политических институтов, так и в сфере практической политики, где французы периодически выступали с поддержкой тех или иных лидеров и сил.

С 1970-х и до начала 2000-х гг. ЦАР являлась ареной борьбы за влияние между Францией и Ливией. После прихода к власти Ф. Бозизе, опиравшегося на помощь Чада, президент этой страны И. Деби также получил возможность воздействовать на внутреннюю политику ЦАР, однако внутренние проблемы в самом Чаде и конфликт с Суданом мешают официальной Н’Джамене извлекать из ситуации в ЦАР заметную выгоду.

Причиной попыток вмешательства иностранных государств в политический процесс ЦАР является как слабость самого политического режима, так и наличие больших запасов полезных ископаемых (алмазов, золота, урана и, возможно, нефти). Кроме того, немаловажным фактором является географическое положение страны: не имея выхода к морю, ЦАР граничит с пятью странами, на территории четырех из которых в последнее десятилетие шли крупные военные конфликты (Республика Конго, ДРК, Чад и Судан).

Внутренние конфликты и расколы. Последние исследования ООН в области неравенства в уровне доходов и потребления в Центральноафриканской Республике проводились в 1993 г. Их результаты свидетельствуют о большом разрыве между богатыми и бедными, поскольку коэффициент Джини составляет 61,3 (0 является показателем абсолютного равенства, 100 — абсолютного неравенства).

В настоящее время на территории ЦАР продолжается комплексный социально-политический конфликт, разворачивающийся на фоне кризиса государственной системы, при котором правительственный аппарат, утративший монополию на применение насилия, контролирует лишь пристоличную область при помощи иностранного военного контингента. Обстановка дополнительно осложняется упадком национальной экономики, притоком оружия из-за рубежа (основным источником ввоза оружия с начала 1980-х гг. стал Чад; после 1997 г. — ДРК. По оценке правительства страны, в 2005 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. единиц незарегистрированного стрелкового оружия), масштабным переходом военнослужащих на сторону антиправительственных групп.

Данный конфликт имеет следующие измерения:

1. Борьба за власть и право распоряжения природными ресурсами между этнорегиональными группами. Со времен обретения независимости и до военного переворота Колингбы у власти находились представители одной семьи из немногочисленного этноса нгбака, выражавшие интересы своей этнической группы. Нгбака, проживающие на юге страны и составляющие менее 1% населения, мигрировали в ЦАР в первой половине XX в., что делает их пришлым населением в глазах большинства жителей Центральноафриканской Республики.

Колингба, выходец из этноса якома, также проживающего на юге, продолжил трайбалистскую политику. В результате его правления практически вся военная элита была представлена якома, которые также стали доминировать среди чиновников и крупных бизнесменов.

Доминирующее положение южан в политике независимой ЦАР во многом объясняется тем, что именно с ними французы первыми наладили контакт; а во время колониального правления юг страны стал политическим и экономическим центром колонии Убанги-Шари, где, в том числе, были созданы первые учебные заведения. Таким образом, жители южных областей до получения независимости стали занимать посты на государственных должностях (полицейские, клерки, мелкие чиновники).

Положение доминирующих групп существенно изменилось в 1990-х гг. Избранный в 1993 г. президент Патассе пользовался поддержкой сразу нескольких групп севера страны. (Патассе пользовался наибольшей поддержкой в префектурах Уам, Уам-Пенде и Вакага. Он родился и вырос в городе Паоа на северо-западе страны, где доминирующим этносом являются каба. Именно каба являлись главными политическими соратниками Патассе, хотя сам он по отцовской линии принадлежал к субэтносу сума в составе гбайя, а по материнской — к этносу каре (северо-запад страны).) Став первым главой государства с севера, он положил начало назначению сара, каба и гбайя на крупные государственные должности.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика