Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Центральноафриканская республика стр. 3

Кроме того, для обеспечения личной безопасности Патассе перевел представителей этноса якома из президентской гвардии в армию, заменив их выходцами с севера (главным образом, сара и каба). Этот шаг вызвал недовольство у этнических групп, лишившихся господствовавшего положения, и привел к нескольким попыткам военных переворотов.

Усугублению этнорегиональных противоречий и втягиванию в конфликт широких слоев населения во время правления Патассе способствовал тот факт, что в ходе предвыборной компании 1993 г. кандидат в президенты активно использовал националистические лозунги (притеснение северян со стороны южан), а в дальнейшем несколько раз инициировал карательные операции против определенных этнических групп (против якома — в 2001 г., против выходцев из Чада — в 2002 г.).

При нынешнем президенте Ф. Бозизе — выходце из этнической группы гбайя — началось противостояние недавно пришедшей и отстраненной политической элиты. Многие бывшие соратники Патассе (А. Мискин, Ф. Нджаддер-Бедайя) присоединились к антиправительственной группе Народная армия восстановления республики и демократии, требуя от правительства разделения властных полномочий.

Кроме того, поскольку и Бозизе, и Патассе относятся к гбайя, произошел раскол и внутри этой этнической группы, что продемонстрировали столкновения на северо-западе страны (префектуры Уам и Уам-Пенде).

Разрыв отношений между Бозизе и чадскими наемниками, во многом способствовавшими его приходу к власти, привел к тому, что многие из них присоединились к антиправительственному движению Союз демократических сил за объединение, предпринявшему попытку захвата городов в северо-восточной части страны в 2006 г.

2. Создание антиправительственными вооруженными формированиями параллельной/альтернативной власти на неподконтрольных правительству территориях. В результате провального политического курса предшественников, правительство Бозизе потеряло контроль над всей территорией страны.

В условиях неэффективности или бездействия правоохранительных органов и разгула беззакония и бандитизма для борьбы с организованными преступными группами на северо-западе местным населением была создана Народная армия восстановления республики и демократии. Аналогично, собственную систему власти в северо-восточных областях выстроил Союз демократических сил за объединение. Обе структуры обеспечивают собственное существование во многом за счет поборов с тех, кого они должны защищать. Подобные поборы являются незаконным эквивалентом государственных налогов и свидетельствуют о неспособности официальных властей выполнять взятые на себя обязательства.

3. Локальные конфликты без политической подоплеки. Развал экономики и ухудшение экологического положения в присахельской зоне (опустынивание, сильные засухами 1970-х гг.) привели к нехватке природных ресурсов (вода, пастбища) и вызвали конфликты между различными группами местных жителей. Так, на севере страны с начала 1990-х гг. начались вооруженные столкновения оседлого и кочевого населения (фульбе). В столкновениях принимает участие и Народная армия восстановления республики и демократии.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. Нынешнее правительство официально стремится создать нацию по французской модели. Таким образом, в стране запрещено создавать политические партии по этническому признаку и упоминать этническую принадлежность в официальных документах.

Как и в других странах Тропической Африки, населению Центральноафриканской Республики близки идеи традиционного африканского государства (сакральной роли вождя, общинности, гармоничного существования с природой). В этом контексте провозглашение Бокассой пожизненности своего пребывания на посту президента, а затем и «самокоронация» являлись выражением традиционных представлений африканцев о власти (вожде, власть которого даруется небом).

Ярко выраженные идеологические расколы между политическими движениями отсутствуют.

Религия и государство, роль религии в политике. Примерно половина населения страны исповедует христианство (25% — протестантизм, 25% — католицизм), 35% жителей придерживаются традиционных религий, 15% жителей — мусульмане.

Географически большинство христиан находится на юге страны, большинство мусульман — на севере. Приверженцы традиционных религий, большинство из которых, начиная с 1950-х гг., стали принимать христианство, проживают в основном в сельской местности. В этих областях зафиксированы случаи избиений или убийств тех, кого подозревают в колдовстве.

Ст. 18 конституции ЦАР закрепляет принцип светскости государственной власти. Согласно ст. 5 конституции, гарантируется равенство граждан перед законом вне зависимости от расы, этнической принадлежности, пола, религии, места проживания, социального положения и политических предпочтений. Конституция страны запрещает создание политических партий на религиозной основе, а также проявление религиозной нетерпимости или религиозного фундаментализма.

В целом роль религии в политической жизни ЦАР можно охарактеризовать как незначительную. Особенности партийной системы. Партийная система ЦАР в ее современном виде ведет свой отсчет с 1991 г., когда после долгого периода доминирования на политической арене единственной легальной партии, сросшейся с государственным аппаратом, была вновь введена многопартийность.

За последующие годы в Центральноафриканской Республике состоялись три парламентские избирательные кампании. В них приняли участие как ранее запрещенная МЛПС под руководством А.Ф. Патассе, так и партия Центральноафриканское демократическое объединение А. Колингбы, которая в 1986— 1992 гг. фактически узурпировала право на партийную деятельность, тогда как подавляющее большинство других партий были образованы непосредственно перед выборами.

В ст. 20 действующей конституции зафиксировано, что «партии и политические объединения соперничают в выражении воли избирателей, в оживлении политической, экономической и социальной жизни». Партии должны уважать принципы демократии, единства и национального суверенитета, права человека, светский характер и республиканскую форму государства. Партиям запрещается «отождествляться с какой-либо расой, этнической группой, полом, религией, сектой, языком, регионом либо вооруженной группой», однако на практике партии создаются на этнорегиональной основе. Так, например, доминирующими этносами в партии МЛПС являются сара и байя, РДС — якома.

При анализе выборов в Национальное собрание в 1993 — 2005 гг. обращает на себя внимание то, что победу на них со значительным отрывом от конкурентов одерживала пропрезидентская партия (МЛПС А.Ф. Патассе в 1993 и 1998 гг. и КНК Ф. Бозизе в 2005 г.).

В выборах 1998 г. приняли участие 29 партий. Сегодня в стране действуют порядка 50 партий, большинство из которых представляют политически аморфные образования (отсутствие четко проработанной политической программы, частые переименования партии или слияния с другими). Из полутора десятков партий, принявших участие в выборах 1993 г., лишь пять были представлены в кампаниях 1998 и 2005 гг. Таким образом, в стране не успела сформироваться устойчивая партийная система. К числу наиболее заметных партий относятся: Национальное объединение «Ква На Ква» (Convergence Nationale «Kwa Na Kwa») (КНК) — объединение ряда мелких партий, политических движений, чиновников и военных, созданное в ноябре 2004 г. для того, чтобы поддержать кандидатуру Ф. Бозизе на президентских выборах 2005 г. В дальнейшем роль партии этим не ограничилась, и на парламентских выборах в мае 2005 г. КНК набрала большинство голосов.

Движение за освобождение центральноафриканского народа (МЛПС) — основная на сегодняшний день оппозиционная партия, основанная в конце 1970-х гг. в Париже Анжем-Феликсом Патассе. После свержения Бокассы партия приобрела легальный статус, и Патассе стал главным соперником Д. Дако на выборах 1981 г. После военного переворота А. Колингбы партия оказалась под запретом. В 1983 г. Патассе был смещен с поста главы партии, однако в 1986 г. последовала внутренняя реорганизация МЛПС и ее объединение с Патриотическим фронтом за прогресс. Руководителем обновленной партии вновь стал Патассе. После того как в 2003 г. Патассе был свергнут в результате переворота, партия вступила в полосу кризиса. В настоящий момент партию возглавляет бывший премьер-министр Мартин Зигеле.

Центральноафриканское демократическое объединение (РДС) — партия, созданная А. Колингбой в мае 1986 г. В 1986 — 1991 гг. РДС была единственной законной партией в стране. Ее возглавляют А. Колингба, Л.П. Гамба, Оноре Нзассиве.

К числу других партий, сформировавших действующий состав Национального собрания, относятся также Социал-демократическая партия (ПСД), Патриотический фронт за прогресс (ФПП), Альянс за демократию и прогресс (АДП).

В настоящее время в стране насчитывается 50 политических партий и объединений. Пропрезидентское объединение КНК имеет самую многочисленную депутатскую фракцию. В феврале 2006 г. создан альянс 28 лояльных режиму партий — Объединение политических партий президентского большинства. Среди оппозиционных — 5 наиболее влиятельных, которые входят в Союз здоровых сил нации.

Политическая роль военных/силовых структур. За исключением отстранения от власти Ж.Б. Бокассы, все государственные перевороты в стране совершались при непосредственном участии ВС ЦАР.

В сентябре 1979 г. французские военные транспортные самолеты привезли несколько сотен солдат в Банги. 20 сентября совместно с оппозицией французские военные провели операцию по свержению Бокассы. В результате переворота Дако, прибывший из Франции вместе с французскими войсками, был восстановлен на посту президента. В сентябре 1981 г. Д. Дако был свергнут генералом Колингбой.

В правление А.Ф. Патассе было предпринято 6 попыток военных переворотов, последний из которых оказался успешным. Глава государства одерживал победу над противниками благодаря поддержке со стороны ливийских и чадских войск (во главе выходцев из Чада стоял А. Мискин, позже вставший на сторону антиправительственных сил), повстанческой группы Ж.П. Бембы из ДРК, а также международных миротворческих сил.

В 1996—1997 гг. имели место три масштабных армейских мятежа, подавленные только с помощью иностранных военных. В мае 2001 г. был предотвращен военный переворот, организованный Колингбой. Мятеж привел к этническим столкновениям между этносами якома и каба в Банги; со своей стороны, правительство провело этнические чистки якома в столичном регионе. (На этнос якома опирался Колингба во время пребывания на посту главы государства.) Кроме того, Патассе обвинил в причастности к мятежу начальника Генштаба Ф. Бозизе и сместил его со всех постов.

Бозизе с приблизительно 300 сторонниками бежал в Чад, где получил политическое убежище, и, заручившись поддержкой наемников из Чада и Судана, а также антиправительственной группы Союза демократических сил за объединение из ЦАР, в ноябре 2002 г. предпринял новую попытку военного переворота. В результате 6-месячной гражданской войны (с октября 2002 г. по март 2003 г.) Бозизе сумел захватить власть.

Действующий президент начал проводить реформы, направленные на демилитаризацию (т.е. снижение роли военных) и создание гражданского контроля над военными и силовыми структурами. Так, в 2003 г. Бозизе подписал указ об увольнении нескольких сот солдат в связи с нарушениями дисциплины и возобновил работу постоянного военного трибунала (после восьмилетнего перерыва), который занимается, в том числе, расследованиями военных преступлений против мирных жителей.

В 2005 г. было распущено специальное подразделение, входившее в состав военной разведки и выполнявшее функцию охраны президента. Причиной роспуска послужили обвинения в нарушении прав человека во время гражданской войны, предъявленные международными правозащитными организациями.

В этом же году началась программа демилитаризации участников военных действий, предполагавшая перевод на гражданскую службу более 7500 чел. Острой проблемой продолжает оставаться использование в боевых действиях детей. В ЦАР детей и подростков (в основном старше 12 лет) заставляет служить Народная армия восстановления республики и демократии, а также Союз демократических сил за объединение. Большое количество детей присоединилось к повстанческим группам во время гражданской войны (2002 — 2003 гг.); в 2006 — 2007 гг. была проведена компания демобилизации детей-солдат (10—17 лет), большинство из которых были переданы сельским общинам (в основном в семьи родных или родственников).

Комплектование рядового и сержантского состава осуществляется по призыву.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика