Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Чад стр. 2

Периодически члены правительства приглашаются в парламент для предоставления отчета о своей работе и ответов на вопросы депутатов. Кроме того, правительство обязано по требованию предоставлять депутатам информацию, которую они сочтут необходимой в своей работе. Депутаты также контролируют деятельность правительства с помощью устных и письменных запросов. Предложения и поправки, разработанные депутатами, не могут рассматриваться, если осуществление действий, предусмотренных этими предложениями, ведет к значительным государственным затратам, а источники компенсации этих расходов разработчиками не предлагаются.

В 2005 г. вместо Сената был создан консультативный орган — Экономический, социальный и культурный совет. Его члены назначаются президентом и призваны давать экспертные оценки по вопросам, вынесенным в его название.

Особенности судебной власти. Ст. 142 конституции гарантирует независимость судебной власти от исполнительной и законодательной. Судебную власть осуществляют Верховный суд, апелляционные суды, суды обычного права и мировые судьи. Кандидатуры на судейские посты низовых судов (судов магистратур) предлагаются Верховным советом магистратуры, председателем которого является президент страны. Его первым заместителем является министр юстиции, вторым заместителем — председатель Верховного суда. Судьи назначаются президентом страны после согласования с членами Верховного совета магистратуры. Судьи несменяемы и в своей деятельности подчиняются только нормам закона. За правонарушения они могут быть сняты с должности в ходе специальной процедуры, которая также осуществляется Верховным советом магистратуры и президентом. Верховный суд — высшая судебная инстанция Республики Чад. Общее число судей составляет 16 чел. (председатель и 15 советников). Председатель назначается президентом при согласии председателя Национального собрания. 8 советников назначаются из числа судей (4 по распоряжению президента и 4 по распоряжению председателя Национального собрания), 7 назначаются из числа специалистов в области административного и бюджетного права, а также финансов. 4 из числа последних назначаются президентом, 3 — председателем Национального собрания. Палата Верховного суда по административным вопросам принимает участие в разработке и изменении подзаконных актов, не требующих голосования в парламенте. Правом пересмотра законов наделен Конституционный совет, состоящий из 9 членов (3 судей и 6 юристов, отличающихся высоким профессионализмом и безупречной репутацией). Двое судей и три юриста назначаются президентом, один судья и три юриста — председателем Национального собрания на 9 лет без права повторного назначения. Конституционный совет каждые три года обновляется на треть. Председатель избирается членами совета на трехлетний срок и может быть переизбран.

Конституционный совет является органом, определяющим конституционность законов, международных договоров и соглашений. По запросу президента, премьер-министра, председателя парламента или не менее 1/2 от числа депутатов он делает заключение относительно соответствия закона конституционным нормам до его подписания президентом. Закон, в котором было обнаружено нарушение конституционных норм, промульгации не подлежит. Конституционный совет устанавливает сроки выборов президента и депутатов Национального собрания, осуществляет контроль за проведением референдумов и оглашает результаты после их проведения. Конституционный совет является арбитром между ветвями власти. Каждый гражданин может поднять в Конституционном совете вопрос о неконституционности вынесенного в отношении его судебного решения. О Высшем суде см. в разделе «Разделение и взаимодействие различных ветвей власти». Традиции и обычаи, еще не прошедшие процедуру кодификации, могут применяться только в тех общинах, где они признаются населением. Обычаи, создающие угрозу общественному порядку или приводящие к неравенству среди граждан, запрещаются. С согласия всех заинтересованных сторон традиции и обычаи могут быть применены при заключении брака и получении наследства. Традиции и обычаи не могут являться препятствием для применения общенационального законодательства.

Территориально-государственное устройство. Чад — унитарная республика, в состав которой входит 18 округов: Батха, Борку-Эннеди-Тибести, Шари-Багирми, Гера, Хад- жер-Лами (ранее входила в состав Шари-Багирми), Канем, Лак, Западное Логоне, Восточное Логоне, Мандул (ранее входила в состав Мойен-Шари), Майо-Кеби-Восток (ранее входила в состав Майо-Кеби), Майо-Кеби-Запад (ранее входила в состав Майо-Кеби), Мойен-Шари, Нджамена, Ваддай, Саламат, Танджиле и Вади-Фира (ранее входила в состав префектуры Бильтин).

С момента обретения независимости от метрополии в 1960 и до 1999 г. существовало административное деление на 14 префектур. В 1999 г. была проведена реформа, в ходе которой страна была разделена на 28 округов. В 2002 г. административно-территориальное деление было вновь реорганизовано, что привело к образованию существующих сегодня 18 округов, каждый из которых подразделяется на департаменты, количество которых колеблется от двух до четырех. В столице Чада Нджамене образовано 10 районов.

Местное управление и самоуправление. Нормативные основы функционирования местного самоуправления закреплены в ч. 12 конституции. Местное управление, согласно ст. 203, осуществляется общинами, департаментами и округами. Вся система организована иерархически, однако традиционные общины и объединения граждан имеют очень большое влияние на местах. В рамках конституции гарантируется их культурная, социальная, экономическая и административная автономия.

Непосредственное управление осуществляется местными собраниями, в которые любой гражданин, проживающий в данной местности, имеет право быть избранным на срок 6 лет (ст. 206). Собрания сами избирают должностных лиц местных исполнительных органов власти на трехлетний срок. Основными задачами органов местного самоуправления являются общественная безопасность, управление и обустройство территорий, экономическое, социальное и культурное развитие, а также защита окружающей среды. Органы местного самоуправления наделены правами юридического лица. Они могут вводить налоги для пополнения бюджета, которым распоряжаются по своему усмотрению. Кроме того, они получают средства из бюджета государства и могут распоряжаться частью доходов от добычи полезных ископаемых на их территории, а также получать средства в результате дарения.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Главным источником внешнего влияния при формировании политических институтов Чада являлась французская метрополия. На момент предоставления независимости по форсированной схеме копирование западной политической модели представлялось единственной возможностью снабдить нарождающуюся государственность действенным механизмом работы, поскольку у местной элиты, принимавшей власть от французов, не существовало целостной и оригинальной концепции новой африканской государственности. В дальнейшем скопированная парадигма претерпела существенную трансформацию, столкнувшись с традиционной политической культурой. Многие понятия и явления приобрели содержание, в корне отличавшееся от образцового.

Внутренние конфликты и расколы. Долгое время основной раскол в Чаде пролегал по линии север — юг, где друг другу были противопоставлены северные районы с преобладанием мусульманских этносов и южные, где доминировали африканские традиционные верования и католицизм.

С момента основания независимого государства выходцы из южных районов (в первую очередь, представители этноса сара, к которому относился Франсуа Томбалбай), пользовавшихся большим вниманием со стороны французских колониальных властей, удерживали верховную власть в своих руках, подвергая дискриминации, а в дальнейшем — открытым репрессиям (включая проведение военных операций) северян, выступавших против властной монополии южан. Наиболее активное сопротивление последней оказывала северная этническая группа тубу. В дальнейшем именно тубу оказались представленными во власти в лице таких президентов, как Гукуни Уэддей и Хиссен Хабре, которые привели к перекосу в сторону северян. Вместе с тем к концу 1990-х — началу 2000-х гг. активность боевых группировок северян и южан постепенно сошла на нет.

Одним из последних крупных вооруженных конфликтов, обусловленных региональным расколом, было противостояние правительственных войск и Вооруженных сил за федеративную республику, боровшихся за превращение Чада в федеративное государство. Боевые действия велись в 1997 — 1998 гг. в Восточном и Западном Логоне (юг страны) и сопровождались всплеском насилия в отношении мирного населения. В мае 1998 г. повстанцы подписали с властями Чада мирное соглашение, преобразовав свое движение в партию и в дальнейшем войдя в состав Патриотического движения спасения.

После гибели в 2002 г. своего лидера Юсуфа Тогоими стало терять силу укомплектованное в основном представителями народности тубу Движение за демократию и справедливость, которое длительное время вело партизанскую войну против правительства в районе нагорья Тибести.

Президент Идрис Деби, представитель крайне малочисленной этнической группы загава (северо-восток страны), постепенно столкнулся с качественно иным вызовом своей власти. Его бросили выходцы из его же этноса (включая его непосредственных родственников), недовольные его политическим курсом и ради свержения неугодного лидера объединившиеся в коалицию с тубу и тама (немногочисленный этнос с востока Чада). Повстанцы смогли заставить власти считаться с собой, дважды поставив под угрозу существование режима Деби, причем если в 2006 г. они были остановлены на подступах к столице страны, то в 2008 г. ожесточенные бои велись уже непосредственно на улицах Нджамены.

Конфликт приобрел внешнеполитическое измерение. В обоих указанных случаях одну из решающих ролей сыграла помощь президенту Деби со стороны Франции. С другой стороны, то обстоятельство, что повстанцы использовали в качестве базы суданский регион Дарфур, позволило властям Чада обвинить Судан в поддержке антиправительственных сил и разорвать с ним отношения (в очередной раз восстановлены в полном объеме при посредничестве Ливии в 2008 г.).

В результате обострения конфликта в Дарфуре в 2003 — 2004 гг. тысячи беженцев из Судана переселились в Республику Чад. С тех пор власти Чада неоднократно сообщали о том, что боевики суданского проправительственного ополчения «Джанджавид», преследуя беженцев и повстанцев из Дарфура, вторгались на территорию Чада и нападали на население востока страны. Изначально Деби, пришедший к власти при поддержке Судана, оправдывал карательные мероприятия в Дарфуре, однако в дальнейшем был вынужден кардинально изменить позицию, поскольку население Дарфура в значительной степени представлено теми же этническими группами, что и на востоке Чада, включая загава.

В 2008 г. на востоке Чада была размещена миссия ООН и ЕС, призванная защитить беженцев из Дарфура. В Чаде также отмечаются частые столкновения между оседлым и кочевым населением ряда районов, как правило возникающие из-за споров о хозяйственном использовании земли и создающие весьма серьезную угрозу общественной безопасности.

Данные о неравенстве в доходах или потреблении (коэффициент Джини) по Республике Чад недоступны. Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. Официальной идеологии нет. Национальная идея Республики Чад сформулирована в преамбуле к действующей конституции и во многом схожа с аналогичными программами действий, которые возникли в других африканских странах, также пострадавших от многолетнего насилия на этнорелигиозной и клановой почве. Перед властями и населением поставлена задача преодолеть существующие разногласия, обусловленные клановой и племенной структурой общества, покончить с непотизмом, социальным неравенством, нарушениями прав и свобод человека (как индивидуальных, так и коллективных). В перспективе Чад должен превратиться в процветающее правовое государство, в рамках которого различные этнические группы смогут образовать единую нацию при сохранении уникальных культурных и прочих особенностей. Особенно декларируется приверженность Чада идеям африканского единства и развития в обществе принципов социальной солидарности, присущих африканской цивилизации. Главным из них является принцип, наиболее известный широкой публике под названием «убунту» (используется в языках семьи нгуни — зулу, коса и др.). В соответствии с ним индивид может реализоваться только через взаимодействие с общиной и работу на общее благо (человек не является человеком без людей), раскрыться только с помощью других, вследствие чего недопустимо его обособление от прочих, пренебрежение их интересами и проблемами. Наиболее близким русским аналогом этой философской категории является понятие «соборность».

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика