Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Чад стр. 5

Отношения Чада с Западом подверглись серьезному испытанию после того, как в августе 2006 г. президент Деби пригрозил нефтедобывающим компаниям «Петронас» и «Шеврон-Тексако» прекращением деятельности на территории Чада, если те не возвратят правительству страны крупную сумму, по словам Деби, не выплаченную ими в форме налогов. В октябре того же года компании согласились пересмотреть свои налоговые обязательства перед властями страны, однако консенсуса относительно получения руководством страны главной доли в нефтедобывающем консорциуме с участием трех крупнейших нефтедобытчиков достичь не удалось.

Данный эпизод является отражением тенденции в ряде африканских стран, разными способами (от вербальной критики до поиска новых внешнеполитических и внешнеторговых партнеров вроде КНР) пытающихся добиться большей выгоды от эксплуатации их природных ресурсов и не допустить чрезмерного вмешательства иностранных правительств и компаний в их внутренние дела, ранее оправдываемого зависимостью африканских государств от помощи западных партнеров и бизнеса. Не исключено, что в дальнейшем власти Чада могут повторить подобные действия, причем решение о принятии таких мер способна вызвать не только набирающая силу поддержка со стороны КНР (в 2006 г. Чад разорвал отношения с Тайванем и официально признал КНР, начав с ее властями переговоры о сотрудничестве в области нефтедобычи и используя эти переговоры в качестве дополнительного средства давления на западные компании).

В Африке одним из важных источников помощи Чаду является Ливия, осуществляющая концепцию Муамара Каддафи по африканизации национальной внешней политики. Чад взаимодействует с соседями в рамках Центральноафриканского экономического и таможенного союза, Комиссий по озеру Чад и бассейну реки Нигер, Межгосударственной комиссии по борьбе с засухой в Сахеле. Имеются сведения, что повстанцы под руководством генерала Франсуа Бозизе, захватившие в 2003 г. власть в Центральноафриканской Республике, пользовались поддержкой со стороны Чада. После прихода Бозизе к власти отношения между Чадом и ЦАР, ранее отличавшиеся заметной напряженностью из-за трансграничной активности повстанческих групп (на севере ЦАР базировались противники президента Деби; в 2001 г. на юг Чада после неудачной попытки переворота бежал генерал Бозизе, сторонники которого, оставшиеся в ЦАР, периодически участвовали в столкновениях с чадскими пограничниками) и притока беженцев в Чад, стали постепенно стабилизироваться. В ноябре 2006 г. власти Чада предложили отправить свои войска в Центральноафриканскую Республику для борьбы с повстанцами, предположительно получающими поддержку от Судана.

Дипломатические отношения между СССР и Чадом установлены в 1964 г. Политических разногласий между Российской Федерацией и Республикой Чад нет. Торгово-экономические связи существенного развития не получили. Существует соглашение по линии МЧС о сотрудничестве в области разминирования на территории Чада, подписанное в 2000 г. Миссии ООН—ЕС. размещенной на востоке Чада, оказывает поддержку соединение российских военных вертолетов.

Вызовы и угрозы безопасности

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. Бремя традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности государства в случае Чада может быть оценено как высокое, что подтверждается следующими аргументами. Политическая система страны предрасположена к силовому разрешению кризисных ситуаций (см. раздел «Политическая роль военных/силовых структур») Высокой активностью отличаются антиправительственные силы (см. раздел «Внутренние конфликты и расколы»). В 1990-х гг. имели место пограничные столкновения между Чадом и Нигерией в районе озера Чад, однако в настоящее время конфликт лишился прежней интенсивности. Руководство ЦАР обвиняло власти Чада в намерении аннексировать северную часть Центральноафриканской Республики, где находятся месторождения нефти и проживают этносы, родственные населению юга Чада.

В политическом дискурсе современного Чада терроризм в его европейской и американской трактовке самостоятельного значения не имеет. Действия, часто квалифицируемые западными исследователями и СМИ как террористические акты, на самом деле являются одной из составляющих тактики антиправительственных групп и должны оцениваться скорее как диверсии. Шокирующий эффект одномоментной гибели даже значительного числа людей (в результате этнической чистки, взрыва и пр.) сильно девальвируется в контексте рутинизации насилия в чадском обществе и присутствия там острых социальных проблем, повышающих индифферентность к чужому горю. На основании экспертных оценок уровень коррупции в Чаде может быть охарактеризован как очень высокий. В отчете Transparency International за 2007 г. Чад занимает 172-е место из 179 по индексу восприятия коррупции (Corruption Perception Index) с показателем 1,8.

Государственные проверки выявили большое число незаконных практик в нефтяном секторе экономики, в том числе взятие платы за услуги в двойном размере. Сложившееся положение во многом снижает эффективность финансирования работы данной отрасли. После начала разработки нефтяных месторождений в регионе Доба Всемирный банк предложил правительству республики антикоррупционную программу проектного финансирования, направленную на непосредственную передачу средств на конкретные социальные нужды. Коррупцией сильно затронут один из важнейших элементов общества Чада — армия и спецслужбы, где, в частности, практикуется получение государственного довольствия для тысяч несуществующих военнослужащих.

В 2004 г. для борьбы с коррупцией было создано министерство морализации и государственного контроля, в первую очередь занимающееся пропагандистской работой. Кроме того, правительством периодически устраиваются показательные мероприятия против коррупционеров из числа бывших министров и членов правящей партии, выражающиеся в изъятии у них незаконно присвоенной государственной собственности и снятии с занимаемых постов. Вместе с тем одной из важнейших причин распространенности коррупции на низовом уровне является именно невысокий уровень зарплаты рядовых чиновников.

Сокращение численности населения не представляет собой угрозу безопасности Чада, поскольку, согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005 — 2015 гг. прогнозируется положительный прирост населения, который будет составлять 2,8%. По мнению властей Чада, страна не сталкивается с проблемой избыточной иммиграции или эмиграции. Вместе с тем значительной нагрузкой на экономику и общество восточных и южных районов является приток беженцев из Дарфура и с севера ЦАР.

Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. Главной проблемой природного происхождения являются засухи, наносящие удар по сельскому хозяйству и подрывающие продовольственную безопасность, что дополнительно ограничивает национальный суверенитет. Дальнейшее опустынивание способно в будущем сильно уменьшить и без того незначительный сельскохозяйственный потенциал и вызвать угрозу голода, конфликта за остающиеся ресурсы и интенсивной эмиграции. В целях предотвращения роста площади Сахары Чад и другие страны региона участвуют в проекте «Зеленая стена», предполагающем вторичное озеленение на линии Дакар—Джибути.

Экономические угрозы. Экспорт носит несбалансированный характер, поскольку представлен преимущественно сельскохозяйственной продукцией и полезными ископаемыми, что ставит страну в острую зависимость от международной экономической конъюнктуры по немногочисленным экспортным статьям. Страна отличается крайне неразвитой транспортной системой и инфраструктурой связи, что тормозит экономическое развитие и снижает оборонительный потенциал.

 

Друзья! FSHQ довольно молодой ресурс, мы группа создателей сайта имеем общее увлечение всей нашей жизни в лице этого проекта, мы пытаемся нести пользу людям. Мы не хотим, и не будем заваливать весь проект огромным количеством рекламы для того чтобы была финансовая возможность строить этот ресурс, потому мы решили обратиться к нашим читателям с просьбой поддержать наш проект, всего 5 рублей, большего не просим. Надеемся, что данная сумма не станет большой потерей для бюджета наших посетителей, эта помощь будет просто неоценима, для проекта это жизнь, а вместе с ним живем и работаем мы. Это очень важно для нас. Спасибо! VISA - 4276020013209090; WebMoney - R256677704329; Z164891118384;

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика