Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Малави стр. 2

Положение в мировой экономике и политике

Национальное хозяйство в контексте мировой экономики. В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 г., Малави — страна с экономикой «низкого дохода» (low income). Также в классификации Всемирного банка Малави имеет статус «бедной страны с тяжелым долговым бременем» (heavily indebted poor country) и определяется как страна-заемщик по линии Международной ассоциации развития, что не позволяет получать несвязанные кредиты от большинства международных финансовых учреждений.

Экономическая деятельность в Малави преимущественно сосредоточена в аграрном секторе (при этом более 90% населения проживают в сельской местности). Сельское хозяйство составляет примерно 36% ВВП страны и принесло более 80% дохода от экспорта в 2005 г.

Экономика страны находится в сильной зависимости от кредитов и субсидий МФВ, МБРР и ряда международных организаций. В конце 2000 г. Малави была принята в программу помощи бедным странам с тяжелым долговым бременем. Правительство получило возможность для расширения рыночной экономики, развития системы образования, решения проблемы СПИДа и др. Национальный доход распределяется между гражданами неравномерно, более половины населения живет за чертой бедности.

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 г.): табак и табачные изделия (67,13%); сахар и кондитерские изделия (6,04%); кофе, чай, мате и специи (4,83%); хлопок (2,7%); сахар и кондитерские изделия (4,31%); ореховые масла, специализированные культуры и др. (2,37%); овощи и корнеплоды (1,9%) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 г.): удобрения (16,67%); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (16,12%); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (9,8%); энергосиловое оборудование (6,3%); печатная продукция (4,8%); электрическое и электронное оборудование (4,46%); фармацевтическая продукция (4,29%); зерновые культуры (3,81%); табак и табачные изделия (3,36%); пластмассы и изделия из них (2,82%); чугун и сталь (2,71%) и др. Основные внешнеторговые партнеры — Южная Африка, Германия, Египет, Мозамбик, Зимбабве, Замбия, Танзания.

Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы. Малави имеет ограниченный потенциал воздействия на внешнюю среду. Общий размер взносов Малави в регулярный бюджет ООН в 2012 г. определен в размере 25 852 долл. США, или 0,001% взносов всех стран-участниц (у США — 22%). Квота Малави в МВФ в 2012 г. составляет 0,03% от совокупного размера квот, «вес» при принятии решений — 0,06% от общего числа голосов (у США эти показатели составляют соответственно 17,70 и 16,76%).

Малави является страной-реципиентом. Размер внешней помощи в 2010 г. составил 20,76% ВНД, или 68,64 долл. США на душу населения. Малави не имеет запасов нефти и газа и закупает энергоносители за рубежом. Малави не является участником Парижского клуба стран-кредиторов. Доля населения Малави составляет 0,21% от общей численности населения мира. По данным доклада «Военный баланс 2009», подготовленного Международным институтом стратегических исследований (Internationcd Institute of Strategic Studies), численность вооруженных сил Малави в 2008 г. составила 5300 чел. Численность военизированных подразделений (мобильные полицейские силы) — 1,5 тыс. чел. На вооружении сухопутных войск находились 41 БРМ, 17 артиллерийских орудий и минометов. На вооружении ВМС состояли 15 катеров и патрульных судов. ВВС не располагали боевыми самолетами и ударными вертолетами. Военные наблюдатели и подразделения ВС Малави принимали в 2000-х гг. участие в операциях под эгидой ООН (ДРК, Судан). Расходы на оборону Малави в процентах ВВП ниже среднемировых.

Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнеры, отношения с Россией. Малави входит в международные организации, такие как Африканская, Карибская и Тихоокеанская группа государств, Африканский банк развития, Африканский союз, Общий рынок Восточной и Южной Африки, Содружество, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Группа 77, Международный банк реконструкции и развития, Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международный уголовный Суд, Ассоциация международного развития, Интерпол, Международная федерация Красного Креста и Красного Полумесяца, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Международная организация труда, МОТ, Международная морская организация, Международный валютный фонд, Международный олимпийский комитет, Международная организация по нормализации, Международный союз телекоммуникаций, Агентство по многостороннему гарантированию инвестиций, Организация за запрещение химического оружия, Таможенный союз Южной Африки, Организация Объединенных Наций, Конференция ООН по торговле и развитию, ЮНЕСКО, ООН по развитию индустрии, Миссия ООН в Либерии, Миссия ООН в Судане, Международный почтовый союз, Мировая конфедерация труда, Мировая таможенная организация, Федерация профсоюзов мира, Мировая медицинская организация, Мировая организация по интеллектуальной собственности, Мировая метеорологическая организация, Международная организация туризма, Всемирная торговая организация.

Приоритетным направлением внешней политики руководства Малави является мобилизация внешней помощи в поддержку усилий правительства по преодолению бедности и обеспечению экономического роста. Основными внешнеторговыми партнерами Малави являются ЮАР, Великобритания, США, Германия, Индия, Египет, Замбия, Зимбабве и Мозамбик.

Малави в отношениях со своими внешними соседями придерживается политики неприсоединения. В 1967 г. Малави установила дипломатические отношения с режимом ЮАР. Также были установлены контакты с Израилем и Португалией.

Территориальный спор с Танзанией относительно общей границы в районах оз. Малави и р. Сонгве продолжает оставаться актуальным. В 1980-х гг., после установления в 1981 г. дипломатических отношений с Мозамбиком, на территории Малави были размещены базы антиправительственного Мозамбикского национального сопротивления (РЕНАМО), в связи с чем обострились отношения с Мозамбиком. Малави принимало участие в создании Африканских сил реагирования на кризисы (АСРК) (вместе с Бенином, Ганой, Мали, Мозамбиком и Угандой). Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Малави были установлены 2 ноября 1993 г. Интересы России в Малави представляет российское посольство в Зимбабве. Между Россией и Малави развиваются политические связи. Практикуется обмен поздравительными посланиями на уровне глав государств и министров иностранных дел. Продолжается работа по согласованию Протокола о межмидовских консультациях. Объем взаимной торговли в 2010 г. составил 80,3 млн долл. США (2009 г. — 70,9 млн долл.), преимущественно — за счет малавийского экспорта, основными статьями которого являются табак, чай, кофе. Перспективные области двустороннего сотрудничества — геологоразведка и горнодобыча, электроэнергетика, водный транспорт, туризм, ирригация.

Россия оказывает Малави традиционное содействие в сфере подготовки кадров (ежегодно предоставляется 5 стипендий по государственной линии). В 2010 г. 10 малавийских граждан выехали на учебу в Россию по частным контрактам. Российские учреждения в Малави отсутствуют.

Вызовы и угрозы безопасности

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. Попыток неконституционной смены власти или государственных переворотов в Малави не было. На территории Малави нет радикально настроенных группировок, нелегальных сецессионистских, сепаратистских или антиправительственных движений. Остается неразрешенным спор Малави и Танзании относительно границы по озеру Малави и реке Сонгве. Угроза терроризма в Малави может быть охарактеризована как крайне низкая. На территории страны не зафиксировано ни одногр заметного террористического акта с политической или иной подоплекой.

Сокращение численности населения не представляет собой угрозу безопасности Малави. Согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2007/2008», ежегодный прирост населения страны в 2005 — 2015 гг. оценивается в 2,5%. В Малави по оценке правительства страны не стоит угроза избыточной миграции. Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. Угрозы стихийных бедствий в Малави нет. Положение Малави в рейтинге по индексу восприятия коррупции в 1998-2012 гг.

Экономические угрозы. В структуре экспорта Малави 58% приходится на табак, что является угрозой экономики страны. Малави имеет отрицательное сальдо топливного баланса и зависит от импорта энергоносителей. Импорт значительно превышает экспорт в стоимостном отношении.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика