Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Маврикий стр. 2

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. За свою историю Маврикий пережил колониальное правление трех государств: Голландии, Франции и Великобритании. Однако голландцы пробыли на острове мало времени и не оказали на его развитие существенного влияния. Массовое заселение и развитие началось вместе с приходом на остров французов. Когда же в 1810 г. Маврикий захватили англичане, оставшись во владении сахарных плантаций и рафинировочных заводов, французы не потеряли свое влияние. К тому же английское заселение не носило массовый характер, что способствовало сохранению на острове преобладания французской культуры.

Безусловно, наибольшую роль в развитии Маврикия сыграл именно британский колониальный период. Получив независимость в 1968 г., Маврикий оставался частью Содружества и управлялся генерал-губернатором — ставленником королевы. В ходе типичного для бывших колоний процесса заимствования политических институтов метрополии Маврикий получил конституцию, устанавливающую Вестминстерскую модель парламентской демократии, однако с некоторыми изменениями. К тому же, несмотря на широкое распространение в стране креольского диалекта, официальным языком в политической сфере остается английский и иногда — французский.

Нынешние отношения с Великобританией омрачены противоречиями по поводу архипелага Чагос. Тем не менее Соединенное Королевство до сих пор остается основным партнером Маврикия по экспорту (что можно объяснить налаженными за колониальный период торговыми связями). Несмотря на то что судебная система страны является аналогом французской модели, в ней содержатся элементы британского права; к тому же Маврикий — одно из немногих государств — бывших колоний, за которыми сохранилось право обращаться в Тайный совет Великобритании с апелляцией на решения Верховного суда.

Франция оказывает Маврикию большую часть финансовой помощи, а также является одним из его основных торговых партнеров (большая часть импорта в страну идет именно из Франции). К тому же французские власти проводят политику укрепления положения французского языка в Маврикии и распространения французской культуры. В общем и целом Республика Маврикий — самостоятельное государство, с достаточно стабильной и независимой политической системой, не испытывающее на себе серьезного иностранного влияния.

Внутренние конфликты и расколы. Показатель неравенства в доходах или потреблении (коэффициент GINI) для Маврикия в 2006 г. равен 39. На протяжении своей истории страна пережила несколько внутренних конфликтов, которые характеризовались столкновениями между этническими группами: индусами и креольцами. Наиболее серьезные беспорядки происходили в 1964 и 1999 гг. и были спровоцированы нестабильной ситуацией в правительстве. За время последних столкновений, длившихся 3 дня и вызванных смертью известного местного певца Кайа под арестом, погибли 3 участника выступлений и 1 полицейский. На данный момент конфликты внутри страны отсутствуют. Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. В конституции Маврикия не содержится прямого или косвенного указания на какую-либо господствующую идеологию. Напротив, ст. 11 устанавливает свободу совести, религии и убеждений. Официальный курс соотносится с демократическими принципами и убеждениями. По данным Conflict Barometer 2005, в Маврикии не зафиксировано идеологических расколов и конфликтов.

Поскольку политические партии Маврикия, как правило, изначально формировались на основе этнического принципа, в стране нет серьезного противостояния между правыми и левыми силами. Можно отметить соперничество Маврикийской лейбористской партии и партий социалистического уклона, однако на протяжении истории страны лейбористы и социалисты неоднократно вступали в коалиции друг с другом. Практически все влиятельные политические партии являются партиями центристского толка и ориентированы на устранение межэтнических противоречий и развитие страны по пути демократии и свободного рынка.

Религия и государство, роль религии в политике. Ст. 11 конституции Республики Маврикий гарантирует свободу вероисповедания. Поскольку Маврикий имеет разнообразный этнический состав, правительство проводит политику, направленную на мирное сосуществование различных религий. По данным переписи 2000 г., религиозный состав населения Республики Маврикий выглядит следующим образом: 48% — индуисты, 23,6% — христиане-католики, 8,6% — прочие христиане, 16,6% — мусульмане, 2,5% — прочие. Тем не менее религиозная толерантность находится на высоком уровне.

Политическая роль военных/силовых структур. Единственным случаем объявления чрезвычайного положения в стране были столкновения между креольцами и мусульманами в 1968 г. за 6 недель до объявления независимости страны. Они послужили причиной ввода британских войск для установления порядка. Однако они были быстро подавлены, и чрезвычайное положение было снято. В Республике Маврикий не было прецедентов военного правления.

В Маврикии нет регулярной армии. Функции по обеспечению безопасности выполняют полицейские формирования, насчитывающие 10 ООО чел., под руководством комиссара полиции. Особенности партийной системы. Партийная система Республики Маврикий весьма подвижна, и для нее характерно построение коалиций и парламентских объединений. Многопартизм сложился еще в колониальный период. Как известно, премьер-министром страны становится представитель победившей на выборах партии, что придает партиям весьма важную роль в политическом процессе. Первым премьер-министром нового государства был сэр Сивусагур Рангулам (Sir Seewoosagur Ramgoolam), лидер Маврикийской лейбористской партии (МАП) (Mauritian Labour Party — MLP). Образовывая коалиции с другими партиями, лейбористы оставались у власти вплоть до 1982 г., когда на выборах победил блок Маврикийского боевого движения (МВД) (Mauritian Military Movement — МММ) и Маврикийской социалистической партии (МСП) (Mauritian Socialist Party — MSP). Затем в парламенте образовалась коалиция МЛП и Боевого социалистического движения (БСД) (Military Socialist Movement — MSM), которое в свою очередь состояло из МСП и перебежчиков из МММ. На выборах 1990 г. большинство получила вновь воссоединившаяся коалиция МБД и БСД. Однако в 1995 г. к власти вернулась МЛП в коалиции с БСД. Однако в 1997 г. лидер лейбористов Доктор Навинчандра Рангулам (Dr. Navinchandra Ramgoolam) расторг коалицию с БСД, и Лейбористская партия осталась у власти в союзе с несколькими небольшими парламентскими группировками. В итоге на выборы 2000 г. МБД и БСД вновь пошли на выборы единым блоком и набрали большинство голосов. Однако на следующих выборах (2005) сохранившийся блок МБД/БСД не смог сохранить своего влияния, и к власти пришел Социальный альянс (Alliance Sociale) — объединения МЛП и нескольких других мелких партий.

Таким образом, партийную систему Маврикия можно охарактеризовать как систему умеренного плюрализма. Основными игроками политической сцены являются МЛП, БСД и МБД, остальные же партии лишь входят в коалиции с ними. Тем не менее все партии умеют центристский уклон и выражают стремление к национальному консенсусу и поддержку открытой экономики и сильного частного сектора.

В Маврикии присутствуют разнообразные неправительственные организации западного образца. Большинство из них ориентированы на финансовую сферу (союзы производителей и трудящихся) , например Торгово-промышленная палата Маврикия (Mauritius Chamber of Commerce and Industry — МССГ), Трудовой конгресс Маврикия (Mauritius Trade Union Congress), Федерация работников гражданских служб, Федерация профсоюзов Маврикия и т.д. Их отношения с правительством можно охарактеризовать как партнерские: периодически проводятся совещания между членами правительства и лидерами НПО. В то же время, если политика правительства расходится с интересами членов организации, могут быть организованы митинги: например, лидеры Трудового кон¬гресса Маврикия организовали митинг против вступления страны в ВТО (что влекло за собой негативное влияние на социальные права рабочих).

В стране также функционируют юношеские организации, такие как «Юные социалисты» (Young Socialists), Маврикийская ассоциация скаутов (Mauritius Scout Association), Маврикийская студенческая ассоциация под эгидой ООН (Mauritius Student Association for the United Nations), Маврикийский союз студенческих советов (Mauritius Union of Students’ Councils) и т.д.

Ст. 13 конституции Маврикия гарантирует свободу собраний и ассоциаций. Политика правительства способствует развитию обществ по защите прав человека и других общественных институтов. В стране действуют несколько крупных профсоюзных центров, насчитывающих более 100 тыс. чел.

Ведущие организации деловых кругов: Торгово-промышленная палата Маврикия (Mauritius Chamber of Commerce and Industry—MCCI). Насчитывает более 400 членов из ведущих секторов экономики страны (коммерция, промышленность, туризм и сфера услуг). Организация занимается продвижением интересов своих членов посредством докладов, меморандумов, встреч с членами правительства, представителями прессы. Основной целью является укрепление либерализма в экономике и политики поддержки свободного рынка. Под эгидой MCCI также существуют посекторальные объединения: Ассоциация производителей сахара (Mauritius Sugar Producers Association); Ассоциация работников банковского сектора (Mauritius Bankers Association), которая объединяет почти все коммерческие банки страны; Ассоциация свободной экспортной зоны (Mauritius Export Processing Zone Association), AHRIM — ассоциация отельного и ресторанного бизнеса, способствующая развитию туризма; Ассоциация страховщиков (Insurers' Association).

Основные общественные организации: Трудовой конгресс Маврикия (Mauritius Trade Union Congress) занимается продвижением интересов рабочих Маврикия (посредством петиций, манифестаций). Создан в 1963 г. и насчитывает 55 профсоюзов и около 70 тыс. членов.

Федерация работников гражданских служб. Создана в 1975 г. и насчитывает 65 профсоюзов и около 22 тыс. членов. Федерация профсоюзов Маврикия. Создана в 1958 г. и состоит из 4 объединенных профсоюзов.

Маврикий сходит в такие международные профсоюзные организации, как WFTU (World Federation of Trade Unions) — Всемирная федерация профсоюзов, ВФП; WCL (World Confederation of Labor) — Всемирная конфедерация труда (ВКТ); ICFTU (International Confederation of Free Trade Unions) — Международная конфедерация свободных профсоюзов, МКСП.

В стране реализуется практика совещаний между членами правительства и лидерами профсоюзов и других НПО. В ходе заседаний происходит обсуждение перспектив дальнейшего развития государства и решения острых проблем. Таким образом, обеспечивается вовлечение общественных представителей в политический процесс.

Положение и роль СМИ. Конституция Маврикия гарантирует свободу слова и прессы. Правительство не препятствует распространению независимых СМИ. Основным медиахолдингом является правительственная Mauritius Broadcasting Corporation (МВС), которая контролирует телевещание и до недавнего времени (2002 г.) контролировала радиовещание. В то же время в стране насчитывается ряд независимых СМИ. Большинство печатных изданий принадлежат политическим партиям, религиозным организациям или частным лицам. Теле- и радиовещание осуществляется на 12 языках. Печатные издания издаются на различных языках, основными из которых являются французский (VExpress, Le Mauricien, Le Matinal) и английский.

В стране функционирует ряд независимых частных радиостанций (Top FM, Radio One, Radio Plus). По данным Всемирного банка, ежедневная циркуляция газет составляла в 2000 г. 116 экз. на 1000 чел. населения.

В 1970-х гг. правительство произвело попытку установить некоторые ограничения свободы слова, особенно касательно оппозиционных печатных изданий. Однако эти действия встретили серьезную оппозицию, что заставило власти отказаться от своих намерений.

По рейтингу Global Press Freedom Rankings за 2005 г. Маврикий набрал 28 баллов, и состояние СМИ классифицируется как «свободное». Гендерное равенство/неравенство. Конституция Республики Маврикий гарантирует равенство прав и свобод всех граждан. Ст. 16 запрещает любую форму дискриминации, в том числе по половому признаку.

Избирательное право было предоставлено женщинам в 1956 г. В 1979 г. Маврикий подписал Конвенцию об устранении всех форм дискриминации женщин (Convention on the Elimination of All Forms of Discrimination Against Women — CEDAW) и в 1997 г. — Декларацию Южно-Африканского сообщества по развитию (SADC), которая призывала к мерам по включению женщин в политику. Несмотря на это, Маврикий имеет одни из самых низких показателей участия женщин в политике среди стран SADC: до выборов 2005 г. он составлял 5,7%, по результатам последних выборов 7 июля 2005 г., этот показатель возрос до 17,1%. В силу культурно-исторических факторов деятельность правительства, как правило, была направлена на устранение межэтнических противоречий и вовлечение малых этнических групп в политику. С недавнего времени в Маврикии начали свою деятельность общественные организации по защите прав женщин (Mauritius Alliance of Women, Muvman Liberasyon Fam Collective, National Women's Council, Women's International League for Peace and Freedom, Women Self Help Association, Women’s Legal Action Watch). Некоторые партии (МЛП, МВД) установили обязательную квоту женщин-участниц.

Б общем, роль женщин в политике Маврикия невелика. Однако правительство, политические партии и общественные организации проводят соответствующую работу по устранению гендерного неравенства. В последние годы наблюдается положительная тенденция в ситуации с этой проблемой.

Положение в мировой экономике и политике

Национальное хозяйство в контексте мировой экономики. Со времени получения независимости экономика Маврикия динамично развивалась и прошла путь от аграрной, в основном ориентированной на выращивание и продажу сахара, до сравнительно успешной с многообразием отраслей.

В 1970-х гг. правительство приняло рад мер, направленных на развитие и диверсификацию промышленности; также остро стояла проблема безработицы. Создание Свободной экспортной зоны (СЭЗ) и развитие туризма способствовали достижению поставленных целей. С 1971 по 1977 г. было создано около 64 тыс. рабочих мест; к тому же ускоренному развитию экономики способствовала иностранная помощь, высокий урожай и повышение мировых цен на сахар.

Тем не менее за ростом последовал период спада. Цена на топливо повысилась, мировой «сахарный бум» кончился, и в торговом балансе Маврикия импорт стал превалировать над экспортом. Это заставило правительство обратиться за помощью в МВФ и, в обмен на получение займа в размере 111 млн долл., пойти на некоторые уступки, а именно: сокращение пищевых дотаций, девальвация местной валюты и ограничение роста правительственных зарплат.

В 1980-х гг. в правительстве было достигнуто согласие по вопросам дальнейшего развития страны. Вновь начался период экономического развития, характеризовавшийся снижением инфляции, ростом заработных плат и занятости. В этом процессе важную роль играла СЭЗ, число занятых в которой превысило число рабочих на сахарных плантациях и в государственном секторе. В 1^86 г. впервые за 12 лет торговый баланс Маврикия стал положительным.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика