Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Сейшельские острова стр. 2

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Политические институты Сейшельских Островов подверглись значительному воздействию извне. С момента колонизации островов Великобританией в XIX в. начался процесс внедрения и адаптации демократических институтов Вестминстерской системы. В 1888 г. были созданы первые органы управления — Исполнительный и Законодательный советы, призванные расширить политическую автономию островов.

После утверждения Англией права на управление островами в 1814 г. и обретения статуса британской колонии в 1903 г. Сейшельские Острова постепенно восприняли Вестминстерскую систему государственного устройства (акт парламента Великобритании от 11 декабря 1931 г., установивший правовое положение и взаимоотношения доминионов с Британией). Таким образом, была создана правовая база Британского Содружества Наций (в настоящее время — Содружество Наций). Статут ввел в силу решения конференций Великобритании 1926 и 1930 гг. о полной самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах и об их равенстве с метрополией (кроме контроля над внешней политикой).

Вторым фактором внешнего воздействия стали попытки внедрения идей социализма, начавшиеся в 1977 г. в результате переворота. В стране произошли политические изменения по примеру социалистических государств: в 1979 г. установлена однопартийное, ключевые руководящие посты в государстве стали занимать члены руководящей партии ПФНС (Прогрессивный фронт народа Сейшел). При этом однопартийная система не смогла утвердиться на Сейшелах. В конечном счете возникла необходимость реформирования политической системы. Так, в 1992 г. были проведены первые многопартийные выборы, а в мае 1993 г. принята конституция, провозгласившая многопартийность и ознаменовавшая собой переход к новому, демократическому курсу. Внутренние конфликты и расколы. Существует конфликт между правящей партией и оппозицией. Оппозиционные партии СНП и СДП критикуют ПФНС за монополию на СМИ, а также неравный доступ других политических партий к принятию решений, растущий уровень коррупции и злоупотребления должностными полномочиями членами ПФНС. В 2006 г. были зафиксированы столкновения между сторонниками правящей партии и оппозиции, вызванные введением парламентского запрета для политических и религиозных организаций на управление радиостанциями. Ограничения касались создания частных радиостанций оппозиционными партиями, что явилось грубым нарушением их прав. Организация «Свобода прессы» резко осудила использование вооруженных мер против оппозиции во время выступлений.

В сфере международных отношений существует территориальный спор с Маврикием, который предъявляет коллективные претензии на архипелаг Чагос. В первой половине XII в. Чагос принадлежал Франции как часть Сейшельских Островов. В 1786 г. острова архипелага были объявлены владением Великобритании, но фактически англичане вступили во владение в 1814 г. Административное отделение архипелага Чагос произошло в 1903 г., и он стал частью Маврикия. Когда Маврикий обрел независимость, Чагос остался частью британской территории в Индийском океане. С 1976 г. архипелаг не зависит ни от Маврикия, ни от Сейшел, однако в настоящее время право на владение островами Чагос отстаивают оба государства.

По данным на 2012 г., в «Барометре конфликтов» Гейдельбергского института Сейшельские острова не оценивались. Индекс Джини для Сейшельских островов составляет 19,0 (2011г.). Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. В конституции Сейшельских Островов не закреплена какая-либо официальная идеология. В ней провозглашаются свобода слова, совести и ассоциаций, вероисповедания, право на доступ к официальной информации, право избирать и быть избранными, право на государственную поддержку и социальную безопасность. По данным Freedom House, Сейшелы являются частично свободным государством по соблюдению политических прав и гражданских свобод.

Основной идеологический конфликт существует между партией власти ПФНС (Прогрессивный фронт народа Сейшел) и партиями оппозиции — СНП (Сейшельская национальная партия) и СДП (Сейшельская демократическая партия). До 1992 г., в период однопартийное, оппозиционные силы действовали исключительно из-за границы. В настоящее время официальная оппозиция представлена двумя партиями — СНП и СДП, которые активно критикуют политику правительства и обвиняют членов ПФНС в злоупотреблениях должностными полномочиями.

Приоритетными задачами СНП является продвижение многопартийной демократии, уважение прав человека и проведение либеральных экономических реформ. Руководитель СНП англиканский священник Вавел Рамкалаван открыто критиковал политику президента Рене, отмечая грубые нарушения прав человека и правительственную коррупцию.

Религия и государство, роль религии в политике. Республика не имеет официальной религии. Согласно ст. 21 конституции, каждый гражданин Республики имеет право свободно выбирать вероисповедание и заявлять о своей религиозной принадлежности.

Согласно данным переписи населения 2006 г., 82,3% населения исповедуют католицизм, англиканство — 6,4%. Адвентистами седьмого дня является 1,1% жителей островов, к другим течениям христианства относится 3,4% населения. Индуизм исповедуют 2,1%, ислам 1,1%, прочие религии 1,5%. Атеисты составляют 0,6% населения. Несмотря на официальный запрет магии в 1958 г., часть жителей островов сохранили приверженность к африканским культам и верованиям (например, культу предков и сил природы). Распространено шаманство. Существует практика изготовления различных амулетов и использования заговоров.

Первые белые поселенцы принадлежали к Римско-католической церкви, поэтому Республика является преимущественно католической. Попытка Великобритании установить протестантизм в XIX в. не увенчалась успехом.

Особенности партийной системы. С 1964 по 1976 г., до обретения островами независимости, политическая борьба велась между двумя основными партиями (основанными в 1964 г.) — Объединенной партией народа Сейшел (ОПНС) во главе с Ф. А. Рене и консервативной Демократической партией Сейшел (ДПС), возглавляемой Д. Мэнчемом. Пер¬вая боролась за достижение независимости от Великобрита¬нии и формирование народного правительства; ДПС, наобо¬рот, стремилась к интеграции с Британской империей. Первым президентом республики в 1976 г. стал лидер ДПС и глава коалиционного правительства Д. Мэнчем, премьер-министром — лидер ОПНС Ф. Рене. В результате переворота 5 июня 1977 г. Рене был провозглашен президентом. Республика стала управляться новой политической партией — Прогрессивным фронтом народа Сейшел (ПФНС), созданной на базе ОПНС, установилась однопартийность. С 1977 по 1991 г. ДПС была распущена и повторно легализована в 1992 г.

С 1978 г. ПФНС является самой многочисленной (более 6 тыс. членов) и влиятельной партией республики. Основные ее приоритеты — социально-экономическое развитие, ведущая роль частного сектора в экономике.

ДПС — ведущая партия оппозиции, которая добивается установления рыночного механизма в экономике, снижения государственного регулирования, приватизации. В 1992 г. была основана партия Объединенная оппозиция (ОО; лидер — В. Рамкалаван), которая представляет союз трех партий: Сейшельской партии (глава ОО), партии Национального альянса и Сейшельского национального движения. С июля 1998 г. ОО преобразована в Сейшельскую национальную партию (СНП). С 1993 г. победу на всех парламентских выборах одерживал ПФНС. После выборов 1993 г. ДПС заняла толерантную позицию по отношению к ПФНС, а ОО, наоборот, перешла к политике конфронтации.

В 1999 г. появилась четвертая партия — Социальный демократический альянс (СДА), лидер — Ги Морель. С ДА ориентируется на разработку собственных мер по экономической стабилизации и социальным реформам, альтернативных правительственным программам. Результаты выборов: 1993 г. (парламентские 4- президентские выборы) — ПФНС получил 27 из 33 парламентских мест (А. Рене — 66,7% голосов); ОО — 1 место (В. Рамкалаван — 19,5% голосов); ДПС — 5 мест (Мэнчем — 13,8%). 1998 г. (парламентские 4- президентские выборы) — ПФНС получил 30 из 34 мест в парламенте (А. Рене — 66,7% голосов), ОО — 3 места, ДПС — 1 место. 2001 г. (президентские выборы) — А. Рене получил 54,19% голосов избирателей. 2002 г. (парламентские выборы) — ПФНС получил 23 из 34 парламентских места. 2006 г. (президентские выборы) —Дж. Мишель (ПФНС) получил 53,73% голосов, В. Рамкалаван (СНП) — 45,71%, Филипп Булле — 0,56%. 2007 г. (парламентские выборы) — ПФНС получил 23 места в парламенте (56,8% голосов), СНП/ДПС в коалиции получили 11 парламентских мест (43,4% голосов). 2011 г. (парламентские выборы) — ПФНС получил 33 места в парламенте (88,56% голосов), ДПС — 1 место (10,89%).

Политическая роль военных/силовых структур. В истории Сейшельских Островов военный режим никогда не устанавливался, с момента обретения независимости по сегодняшний день в Республике действует гражданская власть. Роль военных/силовых структур в стране незначительна. Их основная функция — охрана внутреннего порядка, так как потенциал военных ресурсов слишком мал для их использования во внешней политике. Комплектование вооруженных сил происходит на добровольной основе: нет системы воинского призыва или воинской повинности. К воинской службе допускаются лица как мужского, так и женского пола, достигшие 18 лет.

НПО корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. На островах действуют около 60 неправительственных организаций, которые подконтрольны вышестоящей организации — LUNGOS (The Liaison Unit for NGOs in Seychelles). Сейшельские НГО варьируются от организаций по охране окружающей среды до организаций по заботе о семье, обеспечения прав инвалидов и ассоциаций по интересам.

Наиболее заметными в сфере обеспечения прав и защиты здоровья являются Организация по поддержке больных ВИЧ/СПИД (HIV/AIDS Support Organisation), Национальный совет по вопросам детей (National Council For Children), Национальный совет по вопросам инвалидов (National Council for the Disabled), Комиссия по здравоохранению и социальному благосостоянию (Health and Social Welfare Commission). Деятельность этих организаций связана, прежде всего, с предоставлением медицинской помощи, чистой воды и борьбой с эпидемией СПИДа. Среди организаций предпринимателей выделяются Федерация Ассоциации предпринимателей Сейшельских Островов (Federation of Employers Association of Seychelles — FEAS), а также Ассоциация малого предпринимательства (Association of Small Businesses — ASB).

На островах развиты профсоюзные организации, среди них — Союз музыкантов, Союз медсестер, Ассоциация фермеров о. Праслен, Ассоциация сейшельских моряков, Ассоциация учителей, Ассоциация работников социальной сферы Сейшельских Островов и др.

Функционируют объединения национальных меньшинств — Ассоциация нигерийцев на Сейшельских Островах (Association of Nigerians in Seychelles), а также религиозные, экономические и международные организации (Красный Крест, Ассоциация африканской дружбы, Общественная организация по Индийскому океану и др.).

Положение и роль СМИ. Информационное пространство Сейшельских Островов находится под контролем государства и партии ПФНС. Выходит единственная ежедневная правительственная газета «Сейшельская нация» (Seychelles Nation), которая печатается на трех государственных языках (тираж в 2006 г. — 4500 экз.). Ежемесячный журнал «Народ» (The People) является печатным органом ПФНС, который освещает информацию в интересах партии. Также на трех языках издается правительственный вестник «Официальная газета» (Official Gazette).

Единственная оппозиционная газета — еженедельник «Регар» (Regar) партии СНП, критика которого имеет определенные границы ввиду жесткой государственной цензуры. За 6 последних лет газету 10 раз обвиняли в клевете в адрес правительственных органов. В декабре 2004 г. издательству «Регар» был предъявлен серьезный штраф за публикацию, запрещенную Верховным судом.

Две оппозиционные партии, не имея своих газет, ограничены выпуском информационных бюллетеней и журналов. Также выходит еженедельный католический журнал «Эхо островов» (Echo des lies) тиражом около 2 тыс. экз. Он освещает текущие события, часто критикуя политику правительства. Однако цензура на данную газету не распространяется.

Президент имеет право подвергать цензуре любые пуб¬ликации. Многие газеты и журналы закупаются за границей и не имеют ограничений для распространения на террито¬рии островов. В Республике имеется единственный национальный телеканал SBC (Seychelles Broadcasting Corporation), ведущий трансляцию на 3 государственных языках — креольском, английском, французском. Он получил автономный статус в 1992 г. До этого времени государственный контроль не позволял корпорации освещать события, не находившиеся в интересах правящей партии. С 1992 г. канал получил возможность транслировать передачи с некоторой долей критики в адрес правительства, а также освещать предвыборные кампании партий. Частные радиовещательные компании не развиты по причине дорогостоящих лицензий.

В феврале 2000 г. парламентом страны был принят законопроект по радиовещанию и телекоммуникациям. Он дает министру по информационным технологиям право запрещать трансляцию программ, которые могут противоречить «национальным интересам».

Гендерное равенство/неравенство. Избирательное право на Сейшельских Островах женщины получили в 1948 г. вместе с правом баллотироваться в высшие органы власти. Все права женщин соблюдаются наравне с правами мужской части населения. В начале 1990-х гг. женщины составляли значительный процент среди лидеров организаций под руководством ПФНС (Прогрессивного фронта народа Сейшел), но численность женщин в правительстве была невелика. При этом в 1993 г. Республика заняла первое место в мире в списке стран с наибольшим количеством женщин в парламенте, что составляло 45,8% всех парламентских мест. В 1994 г. два министерских поста занимали женщины — пост министра иностранных дел, планирования и окружающей среды и министра сельского хозяйства и водных ресурсов.

В 2001 г. пять министерских постов в Совете министров принадлежали женщинам. В настоящее время доля женского представительства в парламенте составляет около 29%, являясь одним из самых высоких показателей в Африканском регионе. Также женщины фактически составляют большинство национальной вещательной компании, преобладая среди журналистов и руководящих работников.

На Сейшелах действуют три неправительственные организации, касающиеся прав женского населения. Одна из них — Группа Сейшел по активизации женского парламентского участия (Action Group of Seychelles Women Parliamentarians, GSWP). Она была создана для обучения женщин основам государственного управления, а также повышения участия женского населения в бизнесе и государственных структурах и учета их интересов при принятии решений правительством. Данная организация также добивается равенства прав женщин и мужчин в возможности занимать высшие государственные должности. Основной целью организации в 2005 г. было 30%-е представительство женщин в парламенте.

В стране действует Сейшельская ассоциация женщин-профессионалов (Seychelles Association of Women Professionals, AWOP). Она выступает за расширение женского участия в социально-экономической жизни страны, а также повышение уровня образования женского населения островов.

Женская комиссия Сейшел (Seychelles Women's Commission, SWC, основной задачей которой является обеспечение учета женского мнения при принятии решений на государственном уровне, а также обмен опытом между различными женскими организациями.

Основным барьером для занятия женщинами высоких должностей является сравнительно низкий уровень грамотности и образования. Распространено насилие в отношении женщин, однако оно не преследуется по закону.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика