Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система гос-ва Сейшельские острова стр. 3

Положение в мировой экономике и политике

Национальное хозяйство в контексте мировой экономики. В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 г., Сейшельские Острова — страна с экономикой «высокого среднего дохода» (upper middle income). Также в классификации Всемирного банка Сейшельские Острова определены как страна-заемщик МБРР, что позволяет получать несвязанные (благодаря платежеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.

Экономика Сейшельских Островов со времени обретения независимости в 1976 г. постепенно переориентировалась с сельскохозяйственного сектора на высокодоходную сферу туризма и обработку морепродуктов и рыбы, в первую очередь тунца.

Туризм в настоящее время является основной статьей доходов Сейшел. На него приходится 16,6% ВВП страны, здесь занято 30% рабочей силы, также он обеспечивает 70% притока твердой валюты. В результате увеличения количества туристов развивается сфера услуг, строительства и ремесел. В 2007 г. страну посетило более 160 тыс. туристов. Однако правительство встало перед серьезной проблемой упадка сельского хозяйства, которое могло бы частично обеспечивать население необходимыми продуктами питания. С 1990-х гг. производство многих экспортных сельскохозяйственных культур стало нерентабельным (например, экспорт копры был прекращен в 1996 г.), и все средства были вложены в развитие сферы туризма. Так, государство вынуждено импортировать около 90% продуктов питания, оборудования и транспортных средств, за исключением некоторых видов фруктов и овощей, рыбы (хотя морепродукты также являются важной статьей импорта), свинины, пива, сигарет, красок и продукции из пластмассы. Стоимость импортированных товаров в 2005 г. составила 460 млн долл.

В сельском хозяйстве производится около 3,2% ВВП (по данным 2001 г.). Главные отрасли: рыболовство (в основном вылов глубоководного тунца и креветок) — обеспечивает до 80% экспорта страны; растениеводство, где основными культурами являются кокосовые орехи, овощи, бананы, чай и кора корицы; животноводство, ориентированное на выращивание крупного рогатого скота, свиней, домашней птицы.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП составляет около 29%. Основные отрасли: производство рыбных консервов; производство кокосового масла, моющих средств, молочных продуктов, красок, лодок, продукции из пластика; сборка телевизионных приемников; развиты ремесла.

В целях подъема производства сельскохозяйственной продукции правительство делает акцент на финансовую поддержку фермерских хозяйств. В последние годы большая часть государственной собственности в агропромышленном секторе была приватизирована, а государство обязалось финансировать исследования и улучшать инфраструктуру сельского хозяйства.

В настоящее время правительство стремится избежать полной зависимости экономики от сферы туризма, возрождая некогда прибыльные отрасли сельского хозяйства. Еще одной проблемой, стоящей перед государством, является дефицит бюджета. Для ее решения в 2006 г. был заморожен официальный обменный курс сейшельской рупии на уровне 5,5 рупий за долл., что привело к резкому сокращению иностранной валюты, необходимой импортерам. Поэтому высока вероятность проведения «шоковой терапии», предложенной МВФ, Всемирным банком и ЕС. Возможные действия со стороны правительства могут включать: приватизацию правительственных монополий; девальвацию рупии; отмену запрета на иностранные инвестиции; предоставление Центральному банку полной независимости.

В 2001 г. для борьбы с растущим сектором теневой экономики были внесены поправки в валютное и налоговое законодательство. Согласно внесенным изменениям, все имеющие иностранную валюту должны предоставить доказательства ее покупки у зарегистрированного лица. Зарегистрированные торговцы не имеют права покупать и продавать иностранную валюту по курсу выше максимального или ниже минимального уровня, установленного ЦБ. Также введен запрет на ввоз/вывоз наличной валюты в сумме свыше 2 тыс. сейшельских рупий.

Внешняя помощь предоставляется преимущественно ООН, ЕС (особенно Францией), Африканским банком развития, Великобританией, Австралией, США, Индией, Канадой, КНР и рядом арабских стран.

Общий уровень инфляции был достаточно низким — в 1990—1997 гг. он составлял 1,1% в год. В 2000 г. уровень инфляции поднялся до отметки 7,5% вместе с падением покупательной способности сейшельской рупии на 20%, что было обусловлено чрезмерными расходами правительства во время президентства Ф. А. Рене.

Основными экспортными товарными группами являются: консервированный тунец (69%), рыбные полуфабрикаты (1,8%), свежая и свежемороженая рыба (1,9%), копра (суженое ядро кокосового ореха — до 1996 г.)( корица, а также продукты нефтепереработки (19,8%). Общий процент реэкспорта — 23 (1%. Главными импортерами данной продукции являются: Великобритания (39,2%), Франция (32%), Италия (14,5%), Германия (7,5%). Импортируются в основном продукты питания и напитки, в том числе рыба, ракообразные и моллюски (16,1%), минеральное горючее (16,1%), техника (12,3%), металлы (8,1%), транспортное оборудование (5,7%).

Экспортерами являются Саудовская Аравия (15,7%), ЮАР (12,6%), Италия (10,6%), Франция (10,4%), Испания (10,4%), Великобритания (7,7%), а также Бахрейн и Сингапур. По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 г.): товары, не включенные в другие разделы базы данных товаров СО ООН (54,95%); мясо, морепродукты (26,71%); рыба, моллюски (13,4%); оптические, фотографические, технические, медицинские и другие приборы (1,14%); животные и растительные жиры, масла, продукты их расщепления (0,91%) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 г.): товары, не включенные в другие разделы базы данных товаров СО ООН (19,93%); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (12,4%); суда и другие плавсредства (7,7%); энергосиловое оборудование (6,48%); рыба, морепродукты (6,1%); электрическое и электронное оборудование (4,15%); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (4,13%); древесина и изделия из нее, древесный уголь (3,17%); мебель, средства освещения, сборные сооружения (2,61%); чугун и сталь (2,49%); изделия из чугуна и стали (2,22%) и др.

В экономике Сейшел государственный сектор охватывает большую часть промышленных предприятий, в нем задействовано 2/3 рабочей силы страны. На госрасходы приходится около V3 ВВП. Большая часть акций в коммерческих банках принадлежит государству. Так, государственными являются 55,5% акций Банка развития Сейшельских островов, 78% акций Сейшельской международной коммерческой корпорации. Государственным является Центральный банк и Сейшельский сберегательный банк.

Негативным последствием всеобъемлющего государственного контроля является слабо развитый частный сектор. Однако в последние годы проводится политика, направленная на либерализацию экономики, приватизацию государственных предприятий. Так, была разрешена разработка полезных ископаемых и поиск нефтеносных источников норвежской коммерческой компанией.

В стране действует и полугосударственная компания — Seychelles Electricity Corporation, которая призвана удовлетворять потребности в электричестве. Государство предоставляет возможность получения бесплатного образования (введено в 1979 г.). Начальное образование обязательно для детей 6—15 лет, преподавание ведется на английском языке. Обязательное образование подразумевает 6-летнее начальное и 3 года из 5 лет средне¬го образования. Сейшелы получают поддержку на развитие образовательных программ от таких организаций, как ОПЕК и АБР (Африканский банк развития).

На островах нет высших учебных заведений, поэтому сейшельцы получают высшее образование за рубежом (в Великобритании, США, Франции, Китае, Австралии и др.) или посредством специальных программ по обмену. В 2003 г. на финансирование обучения за рубежом правительством Республики было выделено более 8 млн долл. В 1983 г. в г. Виктория было открыто Сейшельское политехническое учебное заведение (Politechnique), где все желающие могут получить среднее специальное образование.

К 2020 г. правительство островов планирует полностью ликвидировать неграмотность. В 2001 г. государственные расходы на образование составили 11,34% всех бюджетных расходов. Государственная пенсионная система действует для лиц пожилого возраста и инвалидов. Все занятые граждане осуществляют отчисления в размере 15% от заработка для накопления минимальной пенсии.

Уровень здоровья населения является высоким благодаря качеству продуктов, отсутствию опасных инфекционных заболеваний и бесплатному медицинскому обслуживанию. На островах действуют 25 клиник и госпиталей различных категорий. Система здравоохранения во многом зависит от иностранной помощи, которая поступает от ООН, Великобритании и Индии. В 2002 г. ООН было выделено 74 млн долл. на осуществление программ по борьбе со СПИДом. Серьезной проблемой является алкоголизм и употребление наркотиков (марихуана и героин).

Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы. В связи с особенностями географического положения (рассредоточение большого количества островов на огромной океанской территории и сравнительная отдаленность от крупных континентальных государств) и спецификой исторического развития Сейшельские Острова практически не имеют потенциала воздействия на внешнюю среду, являясь объектом политического и экономического влияния.

Общий размер взносов Сейшельских Островов в регулярный бюджет ООН в 2012 г. определен в размере 51 705 долл. США, или 0,002% взносов всех стран-участниц (у США —22%). Квота Сейшельских Островов в МВФ в 2012 г. составляет 0,005% от совокупного размера квот, «вес» при принятии решений — 0,03% от общего числа голосов (у США эти показатели составляют соответственно 17,70 и 16,76%).

Сейшельские Острова являются страной-реципиентом. Размер международной помощи составил в 2010 г. 6,25% от валового национального дохода страны, или 647,67 долл. США на душу населения.

Республика не зависит от импорта энергоносителей. Население Сейшельских Островов составляет 0,0017% от всего населения Земли.

По данным доклада «Военный баланс 2009», подготовленного Международным институтом стратегических исследований (International Institute of Strategic Studies), численность вооруженных сил Сейшельских Островов в 2008 г. составила 200 чел. Численность военизированных подразделений (береговая охрана, национальная гвардия) — 450 чел. На вооружении сухопутных войск находились 6 БРДМ советского производства, 6 минометов. На вооружении ВМС состояли 9 катеров и патрульных судов. ВВС не располагали боевыми самолетами и ударными вертолетами.

Расходы Сейшельских Островов на оборону в процентах ВВП ниже среднемировых (за исключением 1990—1992 гг.). Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнеры, отношения с Россией. Республика Сейшельские Острова является членом более 30 международных организаций, в том числе ООН (с сентября 1976 г.) и ряда ее специализированных учреждений: ЮНЕСКО, ИКАО, МОТ, МАГАТЭ, ЮНКТАД, ЮНИДО, ФАО, ЭКА (экономическая комиссия ООН для Африки), Организации ООН по запрещению химического оружия.

Республика входит в организации группы Всемирного банка: МБРР, МФК (Международная финансовая корпорация), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций; АМР (Ассоциация международного развития), а также является членом МВФ.

На региональном уровне Сейшелы являются членом таких организаций, как СА (страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона), АфБр (Африканский банк развития), Южно-Африканского сообщества развития (САДК), Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), АС (Африканский союз; заменил в 2001 г. ОАЕ — Организацию африканского единства). С 1983 г. Республика является членом Комиссии по Индийскому океану (КИО) и Преференциальной зоны торговли для стран Южной Африки, в которую входят также Мадагаскар, Мавритания, Коморские острова. Сейшелы также являются членом Всемирной торговой организации (ВТО).

Республика также является участником/членом: Содружества Наций (БСН), Группы 77, Движения неприсоединения, ВОИС (Всемирной организации по охране интеллектуальной собственности), Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международного олимпийского комитета, Агентства по культурному и техническому сотрудничеству, Международной организации уголовной полиции (Интерпол), Международной организации по стандартизации, Всемирной метеорологической организации, Всемирной таможенной организации, Международной организации франкофонии, Корпорации по информационным технологиям, Международного совета по экологическому транспорту, Всемирного почтового союза, Международного фонда сельскохозяйственного развития, Международной морской организации, Всемирной организации здравоохранения, Международного союза электросвязи.

В 1983 г. Сейшельские Острова, Мадагаскар, Мавритания, а также Коморские Острова (1985 г.) с целью расширения регионального сотрудничества образовали Комиссию по Индийскому океану.

В 1980-х гг. Республика выступала с идеей создания «зоны мира» в Индийском океане, а также демилитаризации принадлежащих Великобритании территорий в Тихом океане. До 1983 г. Сейшельские Острова разрешали иностранным военным кораблям использовать свои портовые сооружения при условии, что на них не будет ядерных устройств. Впоследствии его действие было приостановлено, но Сейшелы по-прежнему придерживаются запрета на наличие ядерного оружия на территории архипелага и его акватории.

В 1963 г. на острове Маэ была установлена американская станция слежения за искусственными спутниками, которая была закрыта в 1996 г. по причине значительных затрат США на аренду территории. В том же году была закрыта миссия США в Виктории.

В 2000 г. официальные лица Республики обратились к США с просьбой о возобновлении деятельности американской дипломатической миссии в стране. Американское правительство заявило о возможности такого шага, но лишь после увеличения финансирования американских зарубежных представительств.

В 1992 г. Сейшельские Острова установили официальные отношения с Израилем и Южно-Африканской Республикой, а также учредили свою дипломатическую миссию в Малайзии с целью расширения отношений со странами Азии и Океании.

В настоящее время основными внешнеполитическими партнерами Республики являются как соседи по региону — Мадагаскар, ЮАР, Мавритания, так и многие страны Европы, с которыми Сейшелы осуществляют торговлю. Сейшельские Острова получают помощь из ЕС (особенно из Франции), США, Индии, Канады, КНР, арабских стран.

Дипломатические отношения с СССР были установлены в 1976 г. российско-сейшельские отношения в настоящее время сохраняют дружественный характер, прорабатывается проекты расширения двустороннего торгово-экономического, прежде всего в сфере туризма и авиасообщения.

Россия и Сейшельские Острова расширяют сотрудничество в области борьбы с пиратством, в контексте которой начато взаимодействие по линии ВМФ России. В октябре 2009 г. Сейшелы с деловым визитом посетил отряд кораблей Тихоокеанского флота ВМС России. 4 — 7 марта 2011 г. заход с деловым дружественным визитом в порт Виктории осуществил Большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов».

Осуществляются контакты между столицами двух стран. В 2004 г. в ходе визита в Москву делегации во главе с мэром Виктории был подписан Протокол о сотрудничестве двух городов в области охраны окружающей среды. В 2008 г. состоялся визит в Викторию делегации Администрации Краснодарского края, планируется подписание соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве между Краснодаром и Викторией.

Участие вице-президента Сейшел Д. Фора во Всемирной конференции по образованию и воспитанию детей младше - го возраста в Москве 27 — 29 сентября 2010 г. по приглашению руководства ЮНЕСКО стало первым за последние годы визитом в Россию сейшельского официального представителя высокого уровня.

Уровень торгово-экономического сотрудничества остается низким: товарооборот в 2010 г., по данным ФТС России, составил 1,8 млн долл. США, в том числе российский экспорт — 0,95 млн (нефтепродукты, машины и оборудование), импорт — 0,85 млн (рыба и морепродукты, пряности).

Ведущим направлением двусторонних связей остается туризм, в 1999 г. подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области туризма. В 2010 г. число туристов из России достигло рекордной цифры — 8,9 тыс. чел. Инвестиции из России в гостинично-туристическую индустрию PC О превысили 250 млн долл.

В феврале 2011 г. достигнута договоренность о развитии двустороннего взаимодействия в области туризма и о назначении ОАО «Авиационная компания “Трансаэро”» для выполнения регулярных авиаперевозок пассажиров и грузов на авиалинии Москва — Виктория — Москва.

Развивается сотрудничество между правоохранительными органами двух стран. В 2008 г. восемь сейшельских полицейских и работников спецслужб приняли участие в краткосрочных курсах, организованных Всероссийским институтом повышения квалификации МВД России.

Почетные консулы Сейшел действуют в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Прорабатывается вопрос о назначении почетного консула PC О в Москве. Осенью 2010 г. в Уральском регионе в рамках оказания содействия в подготовке сейшельских спортсменов к предстоящим в августе 2011 г. Спортивным играм островных государств Индийского океана были организованы двухнедельные тренировочные сборы для 13 сейшельских боксеров и тренеров, а в Викторию прибыл тренер по боксу высшей категории. Важным событием в культурной сфере стали успешные гастроли в РСО в июне 2010 г. камерного оркестра «Солисты Москвы» под руководством Ю. А. Башмета. В ноябре 2010 г. Сейшелы посетила съемочная группа телеканала «Россия» во главе с первым заместителем гендиректора ИТАР-ТАСС М. С. Гусманом, который взял интервью у президента РСО Дж. Мишеля для телепрограммы «Формула власти», транслировавшейся по РТР в феврале 2011 г.

В 2010 г. за большой вклад в укрепление позиций русского языка и культуры на Сейшелах старший министр, министр по делам местного самоуправления, молодежи и спорта РСО В. Меритон, выпускник МГУ имени Ломоносова, был награжден медалью А. С. Пушкина.

Свыше 100 сейшельцев получили высшее образование в нашей стране. Ежегодно Сейшелам предоставляются стипендии на обучение в российских вузах и аспирантуре за счет средств федерального бюджета.

Вызовы и угрозы безопасности

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. После переворота 1977 г. ситуация на Сейшельских Островах характеризуется в целом как стабильная. В настоящее время на территории Сейшельских Островов нет радикально настроенных группировок, нелегальных сепаратистских, легальных сецессионистских движений или антиправительственных движений. Республика имеет территориальные споры с Маврикием.

Угроза терроризма на Сейшелах может быть охарактеризована как крайне низкая. На территории страны не зафиксировано ни одного заметного террористического акта с политической или иной подоплекой, за исключением переворота 1977 г.

Сокращение численности населения не представляет собой угрозу безопасности Сейшельских Островов. Ежегодный прирост населения (2005 — 2015 гг.) — 0,4%. Угрозы избыточной миграции не существует. Тем не менее на островах осуществляется строгий контроль на въезд иностранцев с целью трудоустройства. По данным на 2000 г., доля мигрантов в общей численности населения составляла 5,6%, а общее количество мигрантов доходило до отметки 5 тыс. чел. В 2006 г. уровень миграции понизился до 0,54%. Правительство республики оценивает уровень эмиграции как очень высокий, а уровень иммиграции — как удовлетворительный.

Сейшельские Острова являются безвизовым государством для приезжающих в страну иностранцев. По прибытии в Международный аэропорт выдается разрешение на пребывание в стране в течение 1 месяца. Действие этого документа может быть продлено до 1 года. Правительство Республики намерено ограничить приток туристов с целью сохранения окружающей среды. Так, до 2010 г. на Сейшелах планируется принимать не более 200 тыс. туристов в год. Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. Республика Сейшельские Острова располагается в зоне незначительной опасности стихийных бедствий. Возможны непродолжительные засухи. Экономические угрозы. В структуре экспорта Сейшельских Островов до 70% приходится на консервированный тунец. Стоимость импорта превышает стоимость экспорта. Сейшельские Острова имеют отрицательное сальдо топливного баланса и зависят от импорта энергоносителей.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика