Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Гамбии стр. 2

В выборах 26 сентября 1996 г. участвовали 4 партии: недавно созданный Альянс за патриотическую переориентацию и созидание (АППС) под руководством Джамме, Объединенная демократическая партия (ОДП) под руководством Усаину Дарбоу, Народная демократическая организация за независимость и социализм (НДОНС) под руководством Сидия Джатта и Партия национального примирения (ПНП) под руководством Хамат Ба. Джамме был избран на пятилетний срок. По официальным данным, он набрал 55,76% голосов, его ближайший преследователь — Усаину Дарбоу — 35,34%. На парламентских выборах 2 января 1997 г. АППС получила 33 из 45 мест (президент назначает также еще четырех депутатов), что позволило партии получить 2/3 мест необходимых для принятия законопроектов и внесения поправок в конституцию. Содружество, объединяющее бывшие колонии Великобритании, поставило под сомнение честность и справедливость проведенных в 1996 и 1997 гг. выборов. 17 апреля 1997 г. закончился переход к гражданскому правлению, а вице-президентом стала Айсата Нджи-Сейди (первая женщина-вице-президент в Западной Африке).

В сентябре 1999 г. газета «Дейли обзёрвер» сообщила, что предпринималась попытка свергнуть президента Джамме. Правительство опровергло эту информацию. Однако после сообщений о серьезных столкновениях между противоборствующими группировками президентской гвардии в Банджуле в январе 2000 г. Джамме заявил, что его сторон¬ники убили одного гвардейца и еще одного ранили. Силы безопасности были приведены в полную боевую готовность из-за столкновений на улицах Банджула. По данным Amnesty International по меньшей мере 14 чел. было убито и более 100 ранено 10 и 11 апреля 2000 г., когда полиция разогнала студенческую демонстрацию.

Президентская кампания 2001 г. была омрачена рядом проявлений насилия, но процесс голосования прошел без инцидентов. Хотя международные наблюдатели в целом признали выборы честными и свободными, ОДП обвинила правительство в подтасовках. На выборах 18 октября 2001 г. президент Джамме набрал 52,96% при явке 89,9%. В конце декабря 2001 г. ОДП и некоторые ее партнеры по коалиции объявили, что они будут бойкотировать парламентские выборы. В результате парламентских выборов 17 января 2002 г. АППС завоевала 45 мест, НДОНС 2 места, ПНП 1 место. Оппозиционные партии бойкотировали и муниципальные и региональные выборы в апреле 2002 г., по результатам которых АППС победила в 99 из 113 избирательных округах. В 2003 г. в Гамбии начато проведение антикоррупционной кампании. Оппозиция обвинила правительство в попытках ограничить свободу независимых СМИ, которые освещают ход кампании. В январе 2005 г. 5 ведущих оппозиционных партий — ОДП, НПП, ПНП, Движение национального демократического действия (ДНДД) и НДОНС — официально подписали Меморандум о взаимопонимании. В результате был образован Национальный альянс за демократию и развитие (НАДР), целью которого стала не только смена правящей партии, но и проведение значительных изменений в управлении. На дополнительных выборах 29 сентября 2005 г. 3 места завоевал НАДР, 1 место — АЛИС. 15 ноября 2005 г.

3 высокопоставленных члена НАДР, в том числе лидер оппозиции в Национальной ассамблее Халифа Салла, были арестованы по подозрению в подготовке переворота. В 2006 г. правительство неоднократно подвергалось критике за репрессивные меры в отношении СМИ. В феврале 2006 г. ОДП и ПНП вышли из НАДР, чтобы сформировать свое объединение для участия в президентских выборах. 21 марта 2006 г., по утверждениям властей, был раскрыт очередной переворот. Многие высокопоставленные офицеры, включая начальника штаба, бежали из страны. В апреле 2006 г. тысячи людей приняли участие в антиправительственной демонстрации в защиту демократии.

Выдвижение кандидатов в президенты происходило 28 августа 2006 г. на фоне сообщений о грубых нарушениях со стороны сторонников президента. На выборах 22 сентября 2006 г. Джамме получил 67,33% при явке 58%. Выборы были признаны в целом честными и свободными, хотя критику вызвали некоторые события во время предвыборной кампании. А Джамме перед выборами заявил: «Я буду развивать те районы, которые проголосуют за меня, а те, кто проголосуют против, могут и не рассчитывать получить что-либо от меня». В 2006 г. появились сообщения, что на шельфе были обнаружены потенциально значительные запасы нефти, освоение которых может начаться через 5—10 лет.

На выборах в Национальную ассамблею 25 января 2007 г. АППС получил 42 места, ОДП — 4 места, НАДР — 1 место, еще одно место завоевал независимый кандидат при явке 41,7%. Неуклонное падение явки отчетливо демонстрирует растущую апатию населения. В апреле 2007 г. был якобы раскрыт очередной план переворота, 10 офицеров были арестованы. 24 ноября 2011 г. Яйя Джамме был вновь избран президентом 83% голосов. 29 марта 2012 г. прошли выборы в Национальную ассамблею, в результате которых АППС получил 43 места, НАДР 1 место и 4 места у независимых кандидатов.

Процесс нациеобразования в Гамбии не завершен. Население страны состоит из 5 основных племен и еще большего количества мелких. Главным препятствием на пути нациеобразования является то, что в связи с искусственностью границ Гамбии эти племена проживают не только в Сенегале, но и в некоторых других государствах региона. Сохранение связей с соплеменниками и преимущественно племенная идентификация препятствуют складыванию гамбийской идентичности. Кроме того, племена сохраняют специализацию своей деятельности, особенно это касается сельского хозяйства, где существует четкое разделение на скотоводов и земледельцев. Процесс образования нации сдерживается также низкой мобильностью населения и внутренней миграцией. Единственное место, где это происходит, — столица Банджул и прилегающие районы.

Особенностью государствообразования является длительная колониальная история развития, которая, однако, не привела как к прочному установлению европейских институтов управления, так и к выработке демократической политической культуры. Связано это было как с тем, что вплоть до начала XX в. на всей территории нынешней Гамбии не была создана единообразная система управления (лишь Батерст и Комбо являлись коронной колонией, а остальная часть Гамбии была протекторатом), так и с тем, что Великобритания не уделяла должного внимания своей колонии. Гамбия использовалась метрополией исключительно как источник обогащения (сначала с помощью работорговли, затем благодаря выращиванию арахиса) и как разменная монета в борьбе с Францией за колониальный раздел Африки. Когда стало ясно, что Гамбию обменять не удастся, то для формирования элиты, способной эффективно управлять Гамбией, не осталось достаточно времени. Можно отметить несколько проявлений слабой закрепленности британской культуры в стране. Тот факт, что Гамбия сменила королеву Великобритании на президента как главу государства, не является уникальным. Однако президент получил обширные полномочия, и политическая система из парламентской превратилась в президентскую. Кроме того, французский язык (государственный язык Сенегала — единственного государства, с которым граничит Гамбия) все больше вытесняет английский в качестве языка межплеменного общения. Объединение с Сенегалом в конфедерацию было бы логичным шагом, однако эта идея провалилась из-за нежелания и неумения элит идти на компромисс. Кроме того, 2 октября 2013 г. руководство Гамбии приняло решение выйти из Содружества наций, объединяющего бывшие британские колонии.

Общие контуры политической системы

Конституционные основы, характеристика формы правления. Действующая конституция Гамбии была одобрена на референдуме 8 августа 1996 г., вступила в силу в январе 1997 г., последние поправки вносились в 2001 г. Это уже вторая конституция независимой Гамбии, первая вступила в силу после обретения независимости в 1965 г., в 1970 г. в нее были внесены изменения: главой государства стал президент, а государство стало республикой.

Полномочиями предлагать поправки к конституции обладают депутаты Национального собрания или член кабинета министров (включая президента). Поправки к конституции принимаются не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Национального собрания в трех чтениях. Президент имеет право наложить вето на проект поправки, которое может быть преодолено на общенародном референдуме (ст. 226).

В соответствии со ст. 1, Гамбия является «суверенной светской республикой». В ст. 2 народ Гамбии провозглашается носителем и источником государственного суверенитета. Разделение и взаимодействие различных ветвей власти. Конституция Гамбии формально не закрепляет разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Только в ст. 120 говорится о независимости судебной системы от остальных органов власти. Тем не менее де-факто эти ветви власти описываются как независимые друг от друга. В целом по объему полномочий президент существенно превосходит всех остальных участников политического процесса. Круг его компетенции, в том числе, охватывает законодательную и судебную сферы.

Глава государства — президент, избирается путем всеобщих равных и тайных выборов. Президент формирует кабинет министров и возглавляет его, он также назначает вице-президента. Кабинет министров подотчетен Национальному собранию. Национальное собрание может отрешить президента от должности по состоянию здоровья или в случае грубого нарушения им конституции (ст. 63, 66, 67). Президент может распустить Национальное собрание. Таким образом, в Гамбии реализуется президентско-парламентская модель разделения властей. Законодательная инициатива принадлежит депутатам парламента, президенту и членам кабинета министров (ст. 101). Хотя президент может наложить вето на законопроект или его часть, Национальное собрание может его преодолеть определенным количеством голосов депутатов (ст. 100).

Верховный суд (ст. 127) может объявить закон неконституционным. Обратиться в суд с требованием рассмотреть конституционность закона, законопроекта, указа или решения могут президент или большинство депутатов парламента. Также Верховный суд призван решать споры между другими органами власти.

Особенности исполнительной власти. Высший орган исполнительной власти — кабинет министров, формируемый и возглавляемый президентом (в случае его отсутствия — вице-президентом). Полномочия и функции президента включают: гарантию исполнения конституции; обеспечение безопасности нации; командование вооруженными силами; осуществление высшей исполнительной власти; одобрение, обнародование и исполнение законов, принятых Национальным собранием; назначение сроков внеочередных сессий Национального собрания (ст. 97); представление законодательных инициатив в Национальное собрание; право вето в отношении законов, принимаемых Национальным собранием; представление Национальному собранию ежегодного доклада о результатах деятельности правительства; представление Национальному собранию проекта бюджета; председательство в кабинете министров; осуществление внешней политики; назначение и смещение государственных секретарей (министров), их заместителей, секретарей, послов и других служащих; назначение генерального прокурора (ст. 84) и др. Президент имеет право на издание указов. Президент обладает правом амнистии (ст. 82). Президент принимает решение о вручении государственных наград. Президент играет ключевую роль в формировании судебной ветви власти.

Полномочия и функции вице-президента включают: участие в работе кабинета министров; председательство в кабинете министров в отсутствие президента и др. Вице-президент представляет исполнительную власть в Национальном собрании (ст. 77).

Полномочия и функции министров (государственных секретарей) включают: назначение и смещение служащих; помощь в составлении указов президента; представление президенту планов и отчетов о работе; представление президенту проекта бюджета министерства; руководство работой министерства; участие в парламентских дебатах в рамках своей компетенции (по приглашению Национального собрания) (ст. 77); обеспечение строгого исполнения законов и др. (ст. 179). По конституции, кабинет должен состоять из, по меньшей мере 15 государственных секретарей.

Президент избирается народом на срок на 5 лет посредством всеобщих равных и тайных выборов. Ограничений по числу сроков переизбрания нет. Если ни один из кандидатов не получает 50% голосов избирателей, то проводится второй тур, в котором победителем признается кандидат, набравший относительное большинство голосов (ст. 48). Правительство подотчетно и парламенту, и президенту. Министры (государственные секретари) обязаны ежегодно представлять конгрессу отчет о своей деятельности, конгресс никак не может повлиять на их деятельность.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика