Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Гамбии стр. 3

Особенности законодательной власти. Законодательная власть представлена однопалатным парламентом — Национальным собранием. Национальное собрание состоит из 53 депутатов (количество меняется в зависимости от численности населения после проведения переписи), из которых 48 депутатов избираются на всеобщих выборах по мажоритарной системе в одномандатных округах на пятилетний срок, 5 депутатов назначаются президентом.

Депутатом собрания может стать гражданин Гамбии, достигший 21 года, проживший в стране как минимум год до даты выборов, несудимый и полностью дееспособный (ст. 89 — 90). В качестве гарантии для надлежащего исполнения собранием своих полномочий депутатам предоставляется личный иммунитет (ст. 115—119).

Резолюции собрания должны приниматься абсолютным большинством голосов, за исключением тех случаев, когда законом предусмотрено иное (ст. 106). Собрание выбирает руководящие органы. Полномочия и функции собрания включают: принятие отставки президента и вице-президентов, наделение полномочиями вице-президента в случае временного или постоянного отсутствия президента, возбуждение судебного дела против президента, вице-президента, подачу запроса исполнительной власти, принятие и внесение поправок в законы, ратификацию международных договоров, установление налогов, сообразуясь с нуждами государства; ежегодное принятие или отклонение целиком или по частям бюджета, санкционирование займов, консультации с президентом по вопросам национальной политики, проведение референдумов и другие функции, связанные с законодательным процессом (ст. 101 — 102).

Министры (государственные секретари) обязаны посещать сессии собрания по приглашению парламентских комиссий. Министр, приглашенный парламентской комиссией, имеет право высказывать свое мнение по текущей дискуссии или проблемам, которые находятся в его компетенции. Собрание может выразить вотум недоверия министру.

Особенности судебной власти. Высшим органом судебной власти является Верховный суд, состоящий из по меньшей мере 5 судей и председателя без права решающего голоса. Верховный суд действует в качестве суда первой инстанции, только осуществляя конституционный контроль и разбирая споры между другими органами власти. Нижестоящим по отношению к Верховному суду является Апелляционный суд, состоящий из по меньшей мере 4 судей и председателя. Апелляционный суд рассматривает апелляции на решения Высокого суда и Специального суда по уголовным делам. Первый состоит из по меньшей мере 7 судей и председателя и рассматривает большинство уголовных и гражданских дел в качестве суда первой инстанции, а также осуществляет контроль над нижестоящими судами. Специальный суд по уголовным делам рассматривает дела, связанные с совершением тяжких уголовных преступлений в качестве суда первой инстанции (состоит из 2 судей и председателя). Рассмотрением незначительных дел занимаются мировые судьи и окружные трибуналы. Дела, связанные с семейным правом и вопросами наследования, в которые вовлечены только мусульмане, рассматриваются судами шариатского права.

Все судьи назначаются президентом страны по согласованию с действующим председателем Верховного суда и Судебной комиссией, которая в свою очередь назначается президентом, но по согласованию с Национальным собранием. Судьи обязаны покидать свои посты по достижении 70 лет, но собрание может отстранить их от должности 2/3 голосов. Президент также может отстранять судей от должности по рекомендации Судебной комиссии.

Случаев активного вмешательства судебной власти в политический процесс Гамбии не было.

Территориально-государственное устройство (унитарное, федеративное и пр.). Конституция 1997 г. определяет Гамбию как унитарное государство. В административном отношении подразделяется на 5 районов: Нижняя Река, Центральная Река, Северный Берег, Верхняя Река, Западный район — и один город центрального подчинения Банджул.

Местное управление и самоуправление. В компетенцию местных органов власти входят развитие инфраструктуры, поддержка экономической деятельности, охрана окружающей среды, развитие и культуры и др. (ст. 193). В конституцию также заложен принцип децентрализации на демократических основаниях.

В конституции Гамбии нет норм, закрепляющих институциональные основы местного самоуправления. Органами местного самоуправления на уровне районов: районные советы, в которых представлены все главы окружных администраций — сейфо. Гамбия состоит из 37 округов, их главы сейфо назначаются президентом по рекомендации министра по вопросам местного самоуправления. Округа состоят из муниципалитетов, в основном сельских, которые возглавляют алькало, назначаемые министром по делам местного самоуправления по согласованию с местным сейфо. Главы столицы страны г. Банджул и крупнейшего города страны г. Серекунда называются мэрами. Муниципалитеты выбирают старост, которые образуют советы при алькало или мэре. Решения в таких советах принимаются методом консенсуса.

Особенности политических процессов

Внешние влияния на формирование и функционирование политических институтов. Территория современной Гамбии с конца XVII в. по 1965 г. была английским колониальным владением, однако со временем Гамбия отказалась от большинства типичных британских политических институтов. С 1996 г. в стране существует президентско-парламентская республика — форма правления, характерная для государств Африки. Однако ряд институтов сохраняется, например система общего права и мажоритарная избирательная система. Поскольку государство представляет собой полуанклав, окруженный территорией Сенегала, влияние последнего на Гамбию очень велико. В частности, английский язык постепенно вытесняется французским в качестве языка повседневного общения. Значительным также является влияние ислама на политическую систему, в стране действует система шариатских судов, хотя их юрисдикция достаточно ограниченна.

Для Гамбии характерна аграрно-экспортная ориентация экономики. Это обусловило зависимость экономики Гамбии от внешнеэкономической конъюнктуры. Более того, большую часть экспорта страны составляет реэкспорт товаров в другие страны. В последние годы в стране удалось создать развитую туристическую инфраструктуру.

Внутренние конфликты и расколы. Несмотря на наличие в Гамбии разнородного этноконфессионального состава населения, в стране отсутствуют ярко выраженные внутренние конфликты и расколы по этноконфессиональному признаку.

С 1994 г. в Гамбии существует конфликт между пришедшими к власти в результате переворота военными и оппозиционными партиями из-за жестко авторитарных методов управления Джамме. За это время официально было раскрыто по меньшей мере 6 попыток переворотов (последняя в 2007 г.). Этот факт можно истолковывать двояко: если перевороты действительно готовились, то это свидетельствует о невозможности для оппозиции прийти к власти законным путем; если они были вымышленны, то это значит, что Джамме пытается любыми способами запугать и устранить тех оппозиционеров, которые способны лишить его власти. Обращает на себя тот факт, что причастными почти ко всем переворотам объявлялись военные, что свидетельствует о наличии внутри военной элиты страны противоборствующих фракций.

По данным на 2010 г., коэффициент Джини для Гамбии составил 47,3, что свидетельствует о высоком уровне неравенства. Почти все занятые в сельскохозяйственном производстве страны имеют доход менее 1 долл. в день.

Официальная идеология, идеологические расколы и конфликты. Официально провозглашенная идеология отсутствует. Конфликт между правительством и оппозицией не носит идеологического характера.

Религия и государство, роль религии в политике. Гамбия является светским государством, в котором публичная власть отделена от церкви (ст. 1). Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания (ст. 17, 33).

Большинство составляют мусульмане — 90% (в основном сунниты), христиане — 9% (60% из них католики), приверженцы местных верований — 1%. Насчитывается также небольшое число приверженцев бахаизма. В 1950 — 1960-х гг. предпринимались попытки основания партии—выразителя интересов мусульманской общины, однако эти проекты успеха не добились. В стране действует система шариатских судов, которые рассматривают дела, связанные с семейным правом и вопросами наследования, в которые вовлечены только мусульмане.

Политическая роль военных/силовых структур. Поскольку в Британской колониальной администрации не хва¬тило времени на подготовку гражданской и экономической элиты страны, военные играли важную роль в политических процессах Гамбии. В 1981 г. была предпринята первая попытка военного переворота, которая провалилась только благодаря вмешательству вооруженных сил Сенегала. В 1994 г. был совершен военный переворот, который привел к власти элитную группу, находящуюся у власти до настоящего времени. С 1994 г. официально было раскрыто по меньшей мере 6 попыток военных переворотов (последняя в 2007 г.), что может свидетельствовать о наличии внутри вооруженных сил противоборствующих группировок.

Особенности партийной системы. Первые партии возникли в Гамбии в 1950-х гг., а в 1958 г. была основана Народная прогрессивная партия (НПП), которая находилась у власти до 1994 г., когда была свергнута в результате военного переворота. С 1994 по 1996 г. в стране действовал запрет на деятельность политических партий, однако даже после его отмены три крупнейшие партии, существовавшие в стране до переворота (включая НПП), были запрещены до 2001 г. В результате в Гамбии возникла новая партийная система, в которой существует партия-гегемон — Альянс за патриотическую переориентацию и созидание.

Альянс за патриотическую переориентацию и созидание (англ. Alliance for Patriotic Reorientation and Construction). Пропрезидентская партия, основанная в 1996 г. Основными целями партийной политики, согласно программе, являются построение единой нации Гамбии и создание эффективной рыночной экономики, основанной на сотрудничестве с соседними странами. Находится у власти с 1997 г. по настоящее время. Лидер — Яйя Абдул-Азиз Джамус Джункунг Джамме (президент страны).

Объединенная демократическая партия (англ. United Democratic Party). Основана в 1996 г. как оппозиционная партия, которая пользовалась поддержкой сторонников запрещенных политических партий. Бойкотировала парламентские выборы 2002 г. Члены этой самой популярной в стране оппозиционной партии подвергаются гонениям и агрессии со стороны правительства. Лидер — Яйя Джаллоу.

Национальный альянс за демократию и развитие (англ. National Alliance for Democracy and Development). В январе 2005 г. 5 ведущих оппозиционных партий — Объединенная демократическая партия (ОДП), Народная прогрессивная партия (НПП), Партия национального примирения (ПНП), Движение национального демократического действия (ДНДД) и Народная демократическая организация за независимость и социализм (НДОНС) — официально подписали Меморандум о взаимопонимании. В результате был образован Национальный альянс за демократию и развитие (НАДР), целью которого стала не только смена правящей партии, но и проведение значительных реформ. В 2006 г. ОДП и ПНП вышли из коалиции, но к началу 2007 г. ПНП вернулась в нее. Объединению удается проводить несколько депутатов в парламент.

НПО, корпоративные компоненты политической системы, группы интересов и группы влияния. Ст. 25 конституции закрепляет свободу ассоциаций, однако это право зачастую не соблюдается правительством. В июле 2006 г. был закрыт форум по развитию гражданского общества, заседание которого должно было пройти в Банджуле. Руководство страны жестоко подавляет все антиправительственные демонстрации. В результате крупнейшими НПО действующими в стране являются представительства международных организаций, таких как Amnesty International. По мнению международных наблюдателей, правительство Гамбии не препятствует деятельности профсоюзов, но общая неразвитость экономики страны не способствует их усилению. Существенное воздействие на политический процесс профсоюзы Гамбии не оказывают. Крупнейшими профсоюзами страны являются: Гамбийский конгресс трудящихся (основан в 1935 г., 25 тыс. членов) и Союз рабочих Гамбии.

Такие крупные организации, представляющие интересы деловых кругов, как Торгово-промышленная палата Гамбии и Кооперативный союз Гамбии, также не оказывают существенного влияния на политический процесс.

Положение и роль СМИ. Конституция гарантирует свободу печати и слова в Гамбии (ст. 25). Однако эти свободы полностью не соблюдаются властями. Независимые СМИ должны платить высокие регистрационные сборы. В 2002 г. была создана комиссия по делам СМИ, с полномочиями по лишению регистрации независимых массмедиа. В 2004 г. введена уголовная ответственность за клевету и критику правительственной политики. Регулярно происходят поджоги независимых редакций, которые не расследуются, как и убийство известного журналиста Дейда Хидара 2004 г. Государству принадлежит единственный телеканал страны — Gambia Television и крупнейшая радиостанция — Radio Gambia. Новостные сообщения, которые публикуются в других СМИ, должны быть согласованы с комиссией по делам СМИ. Доступ в Интернет не ограничивается, но были случаи арестов граждан Гамбии, финансировавших деятельность оппозиционных интернет-ресурсов. После закрытия в 2006 г. газеты Independent в стране осталось одно ежедневное издание Observer. В Гамбии издаются также Foroyaa — частная, два раза в неделю; и The Point — частная, три раза в неделю.

Гендерное равенство/неравенство. Женщины Гамбии получили пассивные и активные избирательные права в 1960 г. (до получения страной независимости). Но первая женщина была избрана в парламент только в 1982 г. Конституция гарантирует полное равноправие женщин (ст. 28).

Тенденции представительства женщин в высших государственных органах противоречивы, в целом можно утверждать, что женщины слабо представлены в высших органах власти. С 1990 до 2007 г. доля депутатов-женщин в Национальном собрании выросла с 7,8 до 9,4%. В кабинете Яйя Джамме 2008 г. женщины занимают 20% постов, включая пост вице-президента (с 1997 г.) —Айсата Нджи-Сейди (первая женщина-вице-президент в Западной Африке).

Несмотря на равные конституционные права, реальная практика свидетельствует о слабой защите прав женщин, что подтверждается большим числом преступлений против них, и значительно более низкой оплате труда по сравнению с мужчинами. Кроме того, права женщин в семейной сфере значительно ограничены из-за применения в этой области норм шариата. Однако в последнее время были предприняты попытки по предоставлению женщинам равного доступа к образованию.

Вызовы и угрозы безопасности

В Гамбии дважды предпринимались попытки военных переворотов: в 1981 г. (предотвращена с помощью вооруженных сил Сенегала) и 1994 г. (успешная). С 1994 г. официально было раскрыто по меньшей мере 6 попыток переворотов (последняя в 2007 г.). Этот факт можно истолковывать двояко: если перевороты действительно готовились, то это свидетельствует о невозможности для оппозиции прийти к власти законным путем; если они были вымышленны, то это значит, что президент Джамме пытается любыми способами запугать и устранить тех оппозиционеров, которые способны лишить его власти.

Вопрос о государственной границе Гамбии и Сенегала полностью урегулирован. Угроза терроризма в Гамбии может быть оценена как низкая. По данным экспертов, за всю историю Гамбии было зарегистрировано менее 5 случаев, которые можно было бы причислить к террористическим атакам. Отдельные инциденты не сопровождались жертвами, или число жертв было минимальным, причем часть из них могла иметь криминальный, а не политический характер. Однако, по данным международных правозащитных организаций, в Гамбии наблюдается крайне высокий уровень преступности.

На основе экспертных оценок уровень коррупции в Гамбии характеризуется как очень высокий, причем можно отметить, что с 2004 по 2008 г. уровень коррупции в стране несколько снизился, — возможно, это связано с тем, что в 2003 г. было объявлено о начале антикоррупционной кампании. Однако, по-видимому, эта кампания не привела к существенному улучшению ситуации, так как с 2008 по 2012 г. индекс вновь возрастал.

Гамбия не сталкивается с угрозой сокращения численности населения: согласно докладу ПРООН «О развитии человека 2013», в 2005 — 2015 гг. прогнозируется положительный прирост населения, который составит 3,2% в год. Согласно официальной точке зрения, имеющийся уровень иммиграции (2005 г.) является неудовлетворительным. По этой причине власти Гамбии официально заявляют о необходимости сокращения притока иммигрантов в страну.

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика