Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая система Нигера стр. 3

Положение в мировой экономике и политике

Национальное хозяйство в контексте мировой экономики. Первое десятилетие самостоятельного экономического развития Нигера характеризовалось замедленным ростом промышленности в целом и преобладанием экстенсивных методов в сельском хозяйстве.

С 1970-х гг. Нигер стал экспортировать уран, обнаруженный на севере страны, что позволяло обеспечивать постоянный прирост ВВП вплоть до середины 1980-х гг., когда падение цен на уран и снижение его добычи привели к экономическому кризису.

Реформа управления государственными предприятиями 1985 г., а также реализация экономических мер, предложенных Всемирным банком, не оказали положительного эффекта на экономику. Несмотря на снижение добычи, на сегодняшний день Нигер является третьим в мире экспортером урана (продажа урана за рубеж обеспечивает 72% экспортных доходов), два действующих месторождения которого — подземная шахта COMINAK и карьер SOMAIR — контролируются французской компанией AREVA.

Помимо урана, на территории страны также обнаружены запасы угля, олова, каменной соли (добываемой еще со Средних веков). С 2004 г. началась разработка месторождений золота, расположенных на юго-западных территориях. В 2006 г. совместное предприятие ExxonMobil и Petronas начало разведку нефтяного месторождения Агадем (к северу от озера Чад). В Нигере, только 15% территории которого пригодны для земледелия, сельское хозяйство продолжает оставаться одной из ключевых экономических отраслей, обеспечивая около 38% ВВП. Экспортными культурами являются арахис, лук и хлопок.

В аграрном производстве занято более 40% населения, причем 2/3 из них параллельно занимаются скотоводством (14% ВВП): верблюдоводством, овцеводством и разведением крупного рогатого скота. Положение кочевых скотоводов осложнено конфликтами между кочевым и оседлым населением и частыми засухами.

В структуре ВВП сектор промышленного производства занимает 17,76%. В стране производится цемент, налажена текстильная промышленность, а также производятся мыло и напитки. Для преодоления экономической отсталости и разрешения основных экономических проблем (годовые задержки выплаты заработной платы, растущий долг, отсутствие иностранных инвестиций) правительство М. Танджи предприняло ряд реформ, в том числе провело приватизацию в сфере водоснабжения, энергетическом и телекоммуникационном секторах, а также отменило фиксированные цены на бензин. В стране запущены несколько иностранных и международных программ по борьбе с коррупцией и бедностью, развитию медицины и начального образования в сельских районах, а также созданию привлекательных условий для развития бизнеса.

Относительный экономический рост в последние годы (в 2007 г. рост ВВП составил 4%, в 2008 г. — 4,9%) свидетельствует о первых положительных результатах реформ. В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2012 г., Нигер назван страной с экономикой «низкого дохода» (low income). Также в классификации Всемирного банка Нигер имеет статус «бедной страны с тяжелым долговым бременем» (heavily indebted poor country) и определен как страна-заемщик по линии Международной ассоциации развития, что не позволяет получать несвязанные кредиты от большинства международных финансовых учреждений.

Нигер экспортирует уран (доход от продажи которого составляет примерно половину экспортных доходов), золото, продукты сельского хозяйства и скотоводства (шкуры и лук). Основными экспортными партнерами являются Франция, Нигерия, Япония, Испания и США.

В страну импортируются потребительские товары, бензин, продовольствие и промышленные изделия. Основными импортерами выступают Франция, Китай, США, Нигерия, Кот-д’Ивуар и Индия. По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 г.): руды, шлаки, зола (57,52%); животные (9,21%); хлопок (4,51%); жемчуг, драгоценные металлы, камни и др. (4,42%); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (3,26%); овощи и корнеплоды (3,2%); зерновые культуры (2,12%) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 г.): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (16,84%); энергосиловое оборудование (10,08%); фармацевтическая продукция (9,51%); зерновые культуры (9,43%); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (6,13%); соли, сера, грунт, камень, гипс, известь и цемент (5,87%); электрическое и электронное оборудование (4%); молочная продукция, яйца, мед, другие продукты животного происхождения (2,6%); изделия из чугуна и стали (2,41%); сахар и кондитерские изделия (2,26%); животные и растительные жиры, масла, продукты их расщепления (2,24%) и др.

Ресурсы влияния на международную среду и международные процессы. Нигер имеет незначительный потенциал воздействия на внешнюю среду. Нигер является страной-реципиентом. Размер международной помощи составил в 2006 г. 11% валового национального дохода страны (или более 29 долл. США на душу населения). Нигер зависит от импорта энергоносителей (нефтепродукты).

Население Нигера составляет 0,21% от всего населения Земли. Французский язык имеет официальный статус еще в 39 государствах мира и ЕС, общее число носителей языка составляет от 115 до 500 млн чел. Вместе с тем для Нигера это является не элементом «мягкого» влияния, а признаком принадлежности к французскому языковому и отчасти культурному ареалу, частью колониального наследия, не придавая дополнительного авторитета, но значительно упрощая взаимодействие с франкоговорящими странами.

Нигер участвует в ряде международных организаций, где его влияние незначительно. Является членом ООН с 1960 г. Нигер не претендует на получение статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН. Доля Нигера в финансировании ООН в 2008 г. составила 20 606 долл. США, или 0,001% взносов всех стран-участниц (для сравнения — у США 22%). Квота Нигера в МВФ составляет 0,03% от общей квоты, а «вес» при принятии решений — 0,04% от общего числа голосов (для сравнения: у США эти показатели составляют соответственно 17,09 и 16,79%).

Нигер не является членом Парижского клуба стран-кредиторов. Нигер располагает незначительными по численности вооруженными силами (5 тыс. чел., 20 единиц тяжелой техники). Военный потенциал Нигера сопоставим с военным потенциалом соседних стран, за исключением Нигерии, потенциал который существенно выше. Вооруженные силы Нигера не располагают ядерным оружием или другими видами ОМУ. Нигер не имеет постоянного военного присутствия за рубежом. Вооруженные силы Нигера не располагают авиационными системами 4-го или 5-го поколения. По данным доклада «Военный баланс 2009», подготовленного Международным институтом стратегических исследований (International Institute of Strategic Studies), численность вооруженных сил Нигера в 2008 г. составила 5300 чел. Численность военизированных подразделений (жандармерия, республиканская гвардия, национальная полиция) — 5400 чел. На вооружении сухопутных войск находились 132 БРМ, 22 БТР, 40 минометов. ВВС не располагали боевыми самолетами и ударными вертолетами. Расходы на оборону Нигера в процентах ВВП ниже среднемировых.

Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнеры, отношения с Россией. Нигер является членом ООН (с 1960 г.), МБРР, ВТО (с 13 декабря 1996 г.), Африканского союза, ЭКОВАС, Международной организации франкофонии, Сообщества сахаро-сахельских государств и пр. Нигер придерживается умеренного курса внешней политики.

Нигер со времени независимости сохранил теплые отношения с Францией, взамен получая от нее финансовую и военную поддержку. В 2007 г. правительству Нигера удалось нарушить французскую монополию на добычу урана. В нигерской урановой промышленности появились китайские, индийские, канадские, американские, южноафриканские и прочие компании. Кроме того, были увеличены закупочные цены уранового сырья для французской компании. Отношения с США носят традиционно дружественный характер. Ежегодно в страну через различные неправительственные организации поступает порядка 30 млн долл. В 1991 г. Нигер отправил военный контингент численностью 400 чел. для участия в компании в Персидском заливе на стороне США.

Нигер поддерживает дружественные отношения с соседними странами, однако отношения между Нигером и Ливией периодически обострялись. Так, с начала 1980-х гг. правительство Нигера обвиняет Ливию в поддержке антиправительственных туарегских групп. В 2007 г. Ливия на основании нератифицированного франко-итальянского договора 1935 г. выдвинула претензию на 30 тыс. кв. км пограничной территории.

Вместе с тем ливийский лидер М. Каддафи, претендуя на роль главы государства-лидера в регионе, в 2007 г. выступил в качестве посредника в переговорах между правительством Нигера и антиправительственным туарегским Движением справедливости Нигера (подробнее см. раздел «Вызовы и угрозы безопасности»), призвав мятежников сложить оружие. Дипломатические отношения между СССР и Нигером были установлены 17 февраля 1972 г. В прошлом между двумя странами был заключен ряд договоров и соглашений: о торговле (1962 г.), культурном сотрудничестве (1963 г.), экономическом и техническом сотрудничестве (1975 г.), сотрудничестве в области использования солнечной энергии (1976 г.) Отношения с Россией в настоящее время отличаются крайне низкой интенсивностью. Руководство Нигера выражает заинтересованность в привлечении российских инвестиций для развития энергетики, водоснабжения, нефтяной и уранодобывающей промышленности, дорожной инфраструктуры с их возможным возмещением за счет эксплуатации созданных объектов.

Вызовы и угрозы безопасности

Внешние и внутренние угрозы безопасности государства. С 1974 г. в стране произошли 3 государственных переворота (в 1974, 1996 и 1999 гг.) и одна неудавшаяся попытка неконституционной смены власти в 1991 г., организованная начальником штаба вооруженных сил Т. Бубакаром. В последние десятилетия (в 1992 и в 2002 гг.) по стране происходили мятежи военнослужащих в связи с задержками выплат заработной платы. В 1992 г. мятеж имел также антифранцузскую направленность.

Одновременно угрозу безопасности государства представляют туарегские антиправительственные группы. Первая такая организованная группа, Фронт освобождения Аира и Азавада, возникла в конце 1980-х гг. В 1992 г. она распалась на более чем десять враждующих друг с другом группировок. Между ними и правительственными войсками вспыхивали спорадические столкновения. Несмотря на подписанное в 1995 г. соглашение, отдельные вооруженные стычки продолжились.

В 2007 г. они переросли в острый конфликт, когда Движение справедливости Нигера (ДСН) начало совершать нападения на армейские посты, иностранные НПО и урановые шахты в регионе Агадесе, захватывая военных и сотрудников урановых компаний в заложники. Правительство, со своей стороны, отказывается вести переговоры с ДСН, называя их преступниками, занимающимися контрабандой оружия и наркотиков.

Деятельность ДСН, приведшая к прекращению работы некоторых международных НПО, оказывающих гуманитарную помощь местным жителям, является прямой угрозой национальной безопасности страны, так как правительство может потерять контроль над областями, где находятся урановые месторождения.

В 2007 г. Ливия на основании нератифицированного франко-итальянского договора 1935 г. выдвинула претензии на часть пограничного плато Мангени, где обнаружены запасы нефти. За последние годы Нигер и соседние страны несколько раз пересматривали линию границы. В 2000 г. между Нигером и Бенином обострился спор о праве владения 16 островами в реке Мерку, и, по результатам решения Международного суда ООН, спорная территория была закреплена за Нигером. В феврале 2008 г., на основании решения двусторонней комиссии, Нигерия передала Нигеру поселение Томбо-Мота.

В то же время некоторая часть границ Нигера остается недемаркированной, как, например, пересечение границ Нигера, Нигерии и Бенина. По данным Transparency International, жители Нигера считают наиболее коррумпированным государственным институтом систему образования (35,8%), следом за которой идут таможня (20,2%), полиция (8%), государственные учреждения (6,6%), суды (6,2%) и система здравоохранения (3,8%). В секторе образования наиболее часты случаи коррупции во время экзаменов в высших учебных заведениях. По данным Transparency International, в 2008 г. Нигер, показатель уровня коррупции которого составил 2,8, занял 115-е место из 180.

Территория Нигера используется как транзитный или конечный пункт при торговле людьми. Несмотря на конституционный запрет подобных действий, жертвами преступных групп, занимающихся продажей людей, становятся дети в сельскохозяйственных районах, родителям которых обещают трудоустройство детей в городах, а также выходцы из соседних стран (Бенина, Того, Нигерии и Ганы), прибывающие в Нигер в результате предварительных договоренностей с «работодателями». Кроме того, по данным неправительственной организации Ассоциации Тимидриа, труд некоторых этнических групп в южных областях страны, занятых в сельском хозяйстве, традиционно не оплачивается, и их рабский статус передается по наследству. В стране действуют несколько НПО, выступающих против использования рабского труда. Одними из основных торговцев людьми являются туареги.

Размещение территории страны в зоне повышенной опасности стихийных бедствий. Большая часть территории страны находится в засушливых пустынных районах, что обуславливает практически ежегодные засухи. Наиболее тяжелый засушливый период за последние десятилетия, охвативший практически все государства Западной Африки, расположенные в сахельской зоне (в том числе Нигер), продлился с 1968 по 1974 г. Также особенно сильными были засуха 1983—1984 гг., когда впервые было зафиксировано временное высыхание русла реки Нигер, и засуха 2004 г., усугубленная нашествием саранчи.

Юго-западные области страны подвержены наводнениям в результате разливов реки Нигер. Экономические угрозы. В структуре экспорта Нигера преобладает уран, что свидетельствует о его несбалансированности. Для Нигера характерно отрицательное сальдо внешнеторгового оборота. В Нигере не налажено производство нефтепродуктов, поэтому все они импортируются. В стране производится недостаточное количество электроэнергии. Дестабилизирующим экономическим фактором является неразвитость транспортной инфраструктуры. В Нигере нет железнодорожного сообщения. Дорожная сеть составляет около 20 тыс. км (из них 1/3 — с твердым покрытием).

Значительной угрозой экономического характера является участие Нигера в международной нелегальной торговле. Примерно 2/3 экономических сделок совершаются на черном рынке, причем среди предметов сделок наиболее часто встречаются незаконная транспортировка оружия и наркотиков, а также контрабанда шкур и перегон скота (главным образом в Нигерию).

 

 

Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору!
Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник.
Яндекс.Метрика