Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Политическая культура

И, наконец, рациональное поведение предполагает логическое осмысление цели и средств, адекватных политической ситуации. Политик с таким типом поведения выбирает оптимальный вариант реализации политического решения.

В социологии выделяют еще такие типы поведения:

1) идентификация (простая и сложная) как самый распространенный процесс выживания в социуме («Я» с большинством; тип поведения - покладисто-компромиссный);

2) индивидуализация как форма проявления зрелого и нонконформного «Я» - субъекта, его самостоятельности («Я» сам по себе; тип поведения - видгороджування);

3) инвестиции как форма наиболее полезного для общества и человека решения социальных конфликтов («Я» с тем, у кого здравый смысл »; тип поведения - колаборативних);

4) маргинализация как способ противостояния тотальной идентификации («Я» с теми, кто против большинства; тип поведения - нонконформний, негативистскую);

5) девиация как результат деструктивного выхода из внутреннего конфликта, который сопровождается максимумом эмоций и агрессивно-разрушительным действием («Я» против всех; тип поведения - агрессивно-разрушительный). Перечисленные способы поведения встречаются во всех сферах общественной жизни, особенно в политической.

На общественном уровне политическая культура в ментальной плоскости охватывает психику, идеологию, науку.

Важными элементами политической психики является архетип, миф »стереотип, символ.

Архетип - это первичный глубокий пласт коллективного подсознательного, который через символы, образы и мифы отражают предыдущие образы исторических наслоений.Архетип часто как неосознанная сила определяет человеческие чувства, мысли, действия в политической сфере, особенно в кризисных ситуациях. Скажем, архетип старшего брата характерен для политической психологии россиян.

Политический миф - это форма коллективной психики, которая объясняет политическую реальность целостными чувственно-образными средствами. Особенностью мифа является то, что он, во-первых, опирается на веру, во-вторых, не поддается верификации, в-третьих, есть по природе иррациональным, в-четвертых, огромное влияние на массовое сознание. Миф сплачивает людей в общественные группы вокруг одного героя, события, идеи. Миф может играть как конструктивную, так и деструктивную роль в обществе. Скажем, миф о том, что национальная независимость обеспечит автоматически повышение благосостояния народа, способствовал консолидации людей вокруг национальной идеи. Однако миф о том, что государство должно защищать все слои населения, является тормозным фактором реформ. Миф или становится архетипом, или проявляет себя как активный фактор массового сознания.Мифологизация массового сознания является прочной основой для политического шарлатанства и невежества.

Стереотип - это схематическое, стандартизированное представление о политике, основанной как на мифах, так и на теоретических знаниях. Стереотип рождается из консервативной массового сознания, которая не успевает адекватно оценивать новую политическую ситуацию. Он закрепляет политический опыт, однако трудно поддается изменению соответствии с новой ситуацией.

Политический символ - чувственно-наглядный или абстрактный средство, олицетворяет нацию, политическую систему, определенные позиции политических субъектов. По форме выявления различают предметные (флаг, герб), словесные (гимн, патриотические песни, речи выдающихся политических деятелей); поведенческие (праздничные демонстрации, церемонии).

Интересы, ценности групповых субъектов политики выражает политическая идеология. М. Вебер, В. Парето, К. Маркс называли ее форме искаженной сознания, которая маскирует истинные намерения субъектов политики. Ограниченность идеологии состоит в том, что она зависит от интересов тех или иных общественных групп, формирует ценности и нормы, присущие этим группам. Идеология апеллирует как к иррациональным, так и к рациональным элементов массового сознания. Поэтому идеология часто формирует мифы, оживляет архетипы и стереотипы для утверждения своих ценностей или берет на вооружение научные концепции и теории.

Современные политические идеологии в условиях политической конкуренции все больше прибегают к использованию науки. Политические науки (политология, политическая социология, политическая психология, а также история) пытаются освещать политическую реальность с позиции научной истины, а не определенных интересов. Однако политические науки в отличие от естественных не способны освободиться полностью от идеологического наслоения, потому что методологической основой научного исследования есть определенные ценностные ориентации ученого.

Глубже понять механизмы политической культуры позволяет анализ психологических свойств социумов, которые оказываются в сфере политической жизни. Учитывая это можно выделить такие пары свойств: экстраверсия - интроверсия, рациональность - иррациональность, сенсорность - интуитивность, экстернальность - интернальность, интен-циональнисть - экзекутивность.

Экстраверсия означает открытость политической культуры, стремление его носителей к диалогу, интенсивных контактов с другими культурами, любовь к славе и самовыражения, спокойное отношение к драматическим событиям внутри страны, инициативность, склонность к риску, смелость, высокую коммуникабельность.

Интроверсия характеризует закрытость политической культуры, что проявляется в способности ее носителей учиться на собственном опыте, в реформах ориентироваться на внутренние тенденции и традиции, а не на внешний опыт, идеализировать внутренняя духовная жизнь. Субъекты с такой чертой политической культуры отмечаются миролюбием и потребностью избегать конфликтов, стремятся изменить самих себя, а не существующие обстоятельства.

Рациональность политической культуры раскрывает способность социумов к аналитическому восприятию политической реальности, неукоснительного выполнения социальных норм. Основными критериями при принятии решений для субъектов рациональной политической культуры являются: логично - нелогично, правильно - неправильно, разумно - глупо, экономно - неэкономно. Такая культура предполагает установку на конкретные дела, а не на разговоры о них.

Иррациональная черта политической культуры раскрывает преимущество эмоций и чувств в действиях индивидов над логическими обоснованиями, мифов над рациональными теориями. Критерии оценок таких социумов имеют этический характер: хорошо - плохо, честно - нечестно, нужно людям - нужно, гуманно - негуманно. Этический компонент иррациональности заставляет людей быть такими, как «надо», как «принято».

Сенсорность политической культуры характеризует склонность социумов к уже апробированных способов решения политических проблем. Здесь кропотливая работа над усовершенствованием общественной организации и технологии жизни заменяет творчество.

Интуитивность политической культуры направлена на интуитивное восприятие субъектами политической реальности, стремление радикально изменить ее без достаточно продуманной технологии этих изменений. Творческий компонент здесь сильнее, чем В культуре с сенсорной признаку, но механизм реализации значительно слабее.

Экстернальность политической культуры проявляется в том, что ее носители ищут причины неудач не в себе, а в других. им присуще желание освободиться от ответственности любыми средствами, нетерпимость в межнациональных отношениях а в критических ситуациях - ожидание «чего Бог пошлет».

Интернальная черта политической культуры раскрывает активность, последовательность и ответственность социумов, толерантность в общении, высокий социальный интеллект, удовлетворенности трудом и жизнью в целом. Социумы с такой чертой ищут причины неудач в себе и устраняют негативные последствия своих действий самостоятельно.

Интенциональная черта политической культуры характеризует ее носителей как сильных, волевых личностей, способных к четкости, порядка, строгого соблюдения социальных норм.

Для субъектов политической культуры с екзекутивною чертой характерна умеренность в действиях, загадочность, непредсказуемость, лиричность, а также апатичность, наивность, потребность в сильном союзнике.

Политическая культура проявляется не только в чертах на ментальном уровне субъектов политического процесса, но и в системных свойствах. Такое типологизацию предложили американские социологи Г. Алмонд и С. Верба. Сравнивая политическую культуру США, Англии, Италии, Германии, Мексики, эти ученые выделили три основных типа политических культур: патриархальная (присуща наиболее отсталым народам;

отмечается отсутствием у членов общества любого интереса к политической системе); подданническая (характеризует заинтересованность членов общества результатами функционирования политических систем, но не предусматривает их участия в политическом процессе); активистская, или культура политического участия (предусматривает, что граждане не только интересуются тем , что им дает политическая система, но и активно участвуют в политической деятельности).

Эти же социологи выделили еще такие типы политических культур, исходя из типологии политических систем: англо-американскую, в которой преобладают такие ценности, как свобода личности, индивидуализм, благосостояние, а также рациональное и прагматическое отношение к властным структурам; континентально-европейскую, в которой универсальные ценности англо-американского типа сосуществуют с фрагментами различных субкультур (этнических, религиозных); доиндустриальную, в которой переплетены различные политические субкультуры, слабо выраженные коммуникативные и координирующие функции различных политических сообществ, нет четкого распределения властных полномочий; тоталитарную, в которой отсутствуют элементы гражданского общества , царит тотальная бюрократизация и идеологизация общественных отношений.

Политическая культура типологизуеться также по свойствам ее отдельных компонентов. Согласно этому подходу, выделяется депутатская культура, культура государственного управления и электоральная культура.

На индивидуальном уровне политическая культура включает познавательную ориентацию (истинное или ложное знание о политике); аффективную ориентацию (ощущение связи или противодействия к политическим объектам); ценностную ориентацию (оценки, мнения и суждения о политических объектах).

[1] [2]

  • Категории раздела:
  •      Другое
  • Смотрите также:
  •  



    Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору! 
    Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник
    Яндекс.Метрика