Free Student HQ / FSHQ / "Штаб-Квартира свободного Студента"

Тема 1. Стандартизация и метрология в полиграфическом производстве. (Курс лекции)

Что такое качество?

В современной литературе и практике существуют различные трактовки и понятия качества. На сегодняшний день основные термины в области менеджмента качества стандартизированные международной организацией по стандартизации:

Качество продукции - это совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают ей способность удовлетворять высказанные потребности (покупателей).

Высказанные потребности - это характеристики продукции, соответствующих запросам потребителей ; соответствие продукции действующим стандартам. На качество полиграфической продукции влияют множество факторов: материалы, оборудование, технологический процесс, квалификация исполнителей обеспечение контрольных функций.

Бумага и краска определяют: эксплуатационные характеристики готовой печатной продукции, Ее эстетические свойства. От свойств бумаги зависят: - Контраст получаемого изображения, - Глянец, - Просвечивание, - Цветовые и градационные характеристики отпечатка, - Результаты обработки продукции на послепечатной стадии, включая фальцовка, скрепление, лакирование, ламинирование. Бумага должен быть подготовлен к печати.

Бумага должна быть выдержана в цехе определенное время, зависящее от объема заказанного материала, с целью доведения его температуры до температуры воздуха в помещении. Например, при заказе 1м3 бумаги период его акклиматизации при разнице температур в 10 ° С составляет 23 часов. Естественно, что период акклиматизации возрастает по мере увеличения разницы температур.

В случае нарушения указанных условий, выравнивание температур происходит уже в процессе печатания и сопровождается изменениями влажности бумаги, а следовательно, и ее линейных размеров. Через изменение линейных размеров бумаги в процессе печати будет нарушена точность совмещения красок и снижено качество продукции. Краски должны соответствовать конкретному виду бумаги. Все дело в том, что обычно производители красок ориентируются на бумаги определенного производителя или на известные группы бумаг, согласовывая их свойства по отношению друг к другу. При использовании традиционных материалов нарушение технологического процесса достаточно редки. Но когда заказчик в своем выборе останавливается на бумаге, мало известной предприятию-изготовителю тиража, могут возникнуть значительные проблемы, в том числе и с качеством готовой продукции.

На качество готового изделия влияет состояние печатных машин, под которым понимаются: - Их физический износ, - Настройки, - обеспечение технологически необходимыми материалами. Физический износ печатных машин может вызвать: - Повышенный разброс при приводки красок, - Неравномерность оптической плотности по площади печатного листа, - Разрозненность в оттенках в пределах тиража и т.п. Вывод: на качество полиграфического изделия влияет множество факторов. Для того чтобы все эти факторы учесть и обеспечить их оптимальные значения, нужна система качества.

Что такое система менеджмента качества?

Теория управления качеством предусматривает охват всех сторон функционирования производственно-экономической системы, в которой создается продукция. Это положение требует создания системы управления качеством. Система качества предназначена для интеграции всех элементов, влияющих на качество продукции или технологию производства.

Система качества (в отечественной практике применяется также термин «система управления качеством») - совокупность организационной структуры, различной ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего управления качеством. Это определение представлено в Международном стандарте ISO 9000:2000.

Система менеджмента качества является частью системы менеджмента организации, которая направляет и контролирует деятельность организации в том, что относится к качеству.

Существуют две концептуальные модели, отражающие системность управления качеством в организации: 1) пирамида качества, 2) петля качества.

Пирамида качества - это концептуальная модель, отражающая следующую идею: качество готовой продукции обеспечивается наличием на предприятии целостной системы качества.

Петля качества - это концептуальная модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющие на качество на различных стадиях - от определения потребностей до оценки их удовлетворения (определение дано в стандарте ISO 8402). Идея петли качества заключается в том, что предприятие может добиться успеха в управлении качеством только, если достижение необходимого качества будет преследоваться на всех стадиях жизненного цикла продукции - от начала разработки до утилизации.

«Петля качества» состоит из ряда функций, начиная с функции маркетинговых исследований. Каждая функция принимает участие в обеспечении дальнейшего для достижения необходимого качества. Первая функция в «петли качества» (маркетинговые исследования) - это изучение рынка, потребностей; она же является и последней (изучении удовлетворения потребностей). Некачественное выполнение любой из этих функций не позволяют достичь желаемого качества. При этом обеспечивается качество определяются слабым звеном в «петли качества». Стандарты ISO серии 9000 устанавливают требования к соответствующим видам деятельности предприятия, охватываемых «петлей качества».

На сегодняшний день требования к системе качества стандартизованы. Международной организацией по стандартизации (ISO) разработаны стандарты серии 9000, которые устанавливают требования к системам менеджмента качества. Предприятия, внедрившие систему качества, соответствующую стандартам, получает сертификаты. Внедрение системы качества по стандартам ISO 9000 модифицирует взаимоотношения полиграфического предприятия с заказчиком.

Согласно новой схеме сдача продукции заказчику не ограничивается одним статистически контролем, даже если он многоступенчатый. Перед началом операции исполнитель обязан предоставить заказчику информацию о внедрении в производство системы управления качеством, которая прошла также сертификацию в соответствующей организации.

Во-первых, при такой схеме взаимодействия заслон браку относится не в момент приема заказа, когда контроль сродни размахивание кулаками после драки, а в процессе производства.

Во-вторых, требования системы менеджмента качества акцентируют внимание не на контроле и отбраковке полуфабрикатов, а на создании условий, исключающих появление брака. А это нечто иное, чем просто контроль. Стандарты ISO 9000 рекомендуют заказчикам проводить предварительную оценку деятельности исполнителя (полиграфического предприятия).

Цели и задачи системы менеджмента качества

Целью системы менеджмента качества является комплексное обеспечение выполнения совокупности основных принципов качества для создания необходимых условий повышения эффективности производства.

Основные задачи системы менеджмента качества : организация контроля качества продукции; установление и уточнение требований к уровню качества продукции; расширение объема исследований и разработок, направленных на совершенствование технологических процессов; разработка политики предприятия по вопросам качества и ее реализация; создания во всех подразделениях условий, обеспечивающих постоянно высокий уровень качества продукции; совершенствование информационного обеспечения деятельности предприятия на основе современных достижений электронной техники.

Принципы менеджмента качества

Принципами управления качеством считают следующие восемь принципов менеджмента качества, положенные в основу стандартов ISO серии 9000:2000.

1. Ориентация на потребителя. Успех любой организации зависит от потребителей продукции, услуг. Если от организации отвернутся потребители, то исчезнет и организация. Поэтому организация должна знать текущие и будущие потребности потребителей и стремиться к тому, чтобы превзойти их ожидания. Удовлетворенность потребителей следует периодически оценивать и в случае выявления расхождений принимать меры к их устранению.

2. Лидерство руководства. От руководителей высшего звена во многом зависит эффективность функционирования системы качества, так как они организуют обеспечение ее необходимыми материальными ресурсами и квалифицированными кадрами, постоянное обучение кадров и мотивацию. Руководители высшего звена должны выполнять лидирующую роль в рациональном распределении полномочий и ответственности работников среднего и нижнего уровней, постоянном совершенствовании системы менеджмента и качества, мотивации сотрудников и личным примером демонстрировать приверженность качеству.

3. Привлечение работников. Работники всех уровней составляют основу и наибольшую ценность любой организации. Эффективность функционирования системы менеджмента качества будет тем выше, чем больше работников привлечены к деятельности по улучшению качества. Это подтверждено опытом японских, европейских и американских фирм по организации групп качеств. Наилучший результат будет достигнут, если качество станет заботой каждого сотрудника организации. Поэтому в рамках системы качества необходимо разработать действенные материальные и моральные стимулы, способствующие лучшему использованию потенциальных возможностей каждого из сотрудников и их профессиональному росту. Творческий потенциал всего коллектива всегда выше потенциала только руководителей организации. Его полное использование обеспечивает более быстрый научно-технический, экономический и социальный прогресс организации.

4. Процессный подход. Процессный подход в управлении - это управление организацией как системой взаимосвязанных процессов. Под процессом понимают любую деятельность, в которой используются ресурсы и руководят для преобразования входов в выходы. Преимущество процессного подхода состоит в обеспечении им непрерывного контроля связей отдельных процессов системы.

Процессный подход требует:

1) идентифицировать наиболее важные процессы в организации;

2) определить входы и выходы каждого процесса, то есть его начало и конец;

3) назначить руководителей каждым процессом;

4) разработать схему рационального протекания каждого процесса;

5) провести аттестацию и, если потребуется, реинжиниринг процессов (перепроектирование);

6) разработать необходимые процедуры и рабочие инструкции для эффективного управления процессами. При традиционной системе менеджмента основное внимание уделяют управлению процессом производства. Вместе с тем, такие важные виды деятельности, как разработка и проектирование нового продукта, закупки, наем на работу и другие, в рамках существующих на большинстве предприятий организационных структур управления, построенных по вертикально-функциональному принципу, будучи процессами, руководствовались не на основе процессного подхода . Вместо одного управляющего процессом предназначалось несколько руководителей из различных функциональных подразделений, что приводило к размыванию ответственности и снижению эффективности управления.

5. Системный подход к управлению. Этот принцип тесно связан с предыдущим принципом. Идентификация процессов и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой способствует наиболее эффективному достижению ее целей. Система менеджмента качества должна быть интегрирована в систему менеджмента организации для достижения ее стратегических целей.

6. Постоянное улучшение. Непрерывное, постоянное улучшение деятельности организации должен быть ее неизменной целью. Постоянно должны совершенствоваться и процедуры в рамках системы менеджмента качества. Реализация этого принципа требует формирования у каждого работника предприятия потребности в постоянном улучшении качества своего труда, продукции, процессов и организации в целом, а также постоянного повышения своей квалификации. Организация, которая останавливается на достигнутом в области качества, обречена на «сползания» к банкротству. Известный американский ученый в области качества А. Фейгенбаум говорил: «Не существует такого понятия, как постоянный уровень качества (Он не может быть константой). Постоянное повышение качества - это способ существования фирмы (езда на велосипеде) ».

7. Принятие решений на основе фактов. Данный принцип означает, что для принятия эффективных решений необходимо предварительно проанализировать информацию. Нельзя принимать решение на основе только интуиции, прошлого опытом и предположением. Решения будут наиболее эффективными, если они основываются на анализе данных и информации. Реализация принципа требует прежде всего измерений и сбора достоверных и точных данных, относящихся к проблеме.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Любая организация сильно зависит от своих поставщиков и наоборот. Так, поставка организации некачественных материалов комплектующих изделий обусловливает выпуск дефектной продукции и, как следствие, вызывает дополнительные расходы, снижение имиджа организации. Поэтому организация должна выбирать надежных поставщиков, способных производить продукцию и услуги необходимого качества, и налаживать с ними долгосрочные взаимовыгодные отношения. Это обеспечивает преимущества обеим сторонам.

История развития систем управления качеством

Изменения в характере и методах работы в области менеджмента качества размыты во времени и не всегда выглядят четко обособленными и рельефно обозначенными. Поэтому этапы эволюции не отделяются друг от друга конкретно выраженными границами и имеют весьма условный характер. Каждый следующий этап, не отвергая предыдущий, вбирает в себя ранее используемые методы и подходы.

На первых 4-х этапах эволюции основной упор делается на качество изготовления продукции и его контроль. Однако уже на 4-м этапе начинается формирование научных подходов к менеджменту качества в области статистических методов контроля и регулирования качества. Пятый этап стал переходным - от контроля качества к управлению.

На всех этапах эволюции имеет место преемственность ранее используемых методов. Каждый последующий этап не исключает предыдущий опыт, а вбирает его в себя, на его основе разрабатывая новые научные подходы к менеджменту качества.

  • Категории раздела:
  •      Другое
  • Смотрите также:
  •  



    Сайт создан в 2012 г. © Все права на материалы сайта принадлежат его автору! 
    Копирование любых материалов сайта возможно только с разрешения автора и при указании ссылки на первоисточник
    Яндекс.Метрика